12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна4256
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск
Материал размещён в группе «Классные руководители»
4

Деятельность Государственного комитета обороны в работе системы чрезвычайных органов власти СССР в период Великой Отечественной Войны







Деятельность Государственного комитета обороны в работе системы чрезвычайных органов власти СССР в период Великой Отечественной Войны


t1715021729aa.png


Оглавление

Введение 

Глава I. Государственное управление в годы Великой Отечественной войны 

1.1 Государственный Комитет Обороны, как мозговой центр и механизм перестройки страны на военный лад

1.2 Деятельность ГКО в период коренного перелома в войне (ноябрь 1942- 1943 год)

1.3 Деятельность ГКО во время завершающего периода войны (1944 – май 1945годы)

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Работа посвящена исследованию деятельности Государственного комитета обороны в работе системы чрезвычайных органов власти СССР в период Великой Отечественной Войны.

Злободневность темы изучения состоит в вытекающих аспектах:

  • основательное и комплексное исследование темы деятельности чрезвычайных центральных органов государственной власти в военное время разрешает глубже вообразить и дать оценку сущности, определить цели, задачи, обозначить приоритеты и особенности системы чрезвычайного государственного управления СССР в обусловленные исследуемые этапы Великой Отечественной войны, узнать главные течения, формы и методы работы чрезвычайных структур по руководству целой страной и советской армией;
  • беспристрастный анализ этой большой и социально важной проблемы значим не только в плане абсолютного понимания и оценки прошлого, но и для определения перспектив государственного строительства Российской Федерации на современном этапе. Богатый исторический опыт, который был приобретен в сфере государственного управления в период войны, учитывая происходящие события в Украине, на сегодняшний день особенно важен для всех нас. В интересах неизменного развития державы и общества нужно располагать сведениями об существующем опыте управления страной в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • воззвание к данной теме связано с происходящим в данное время переосмыслением событий Второй мировой войны, неоднозначностью имеющихся на сегодняшний день оценок деятельности чрезвычайных органов государственной власти на страницах различных периодических и печатных изданий. Более глубокого изучения всех тягот войны накануне празднования 79-летия Великой Победы. Всё это упорно требует объективного взвешенного изыскания.

Цель такого исследования — предоставить единую комплексную оценку истории основания и деятельности Государственного Комитета Обороны в системе и чрезвычайных органов власти СССР в установленный изучаемый период. Имея назначенную цель, можно выдвинуть для усвоения, следующие важнейшие задачи:

  • обусловить понятие и структуру системы чрезвычайных органов власти СССР в период Великой Отечественной войны;
  • усвоить причины, цели, особенности и принципы образования и деятельности системы чрезвычайных органов власти СССР в определенное изучаемое время;
  • реконструировать на основе материалов имеющихся ценных исторических источников организаторскую и управленческую деятельность военно-политического руководства державы по основанию и функционированию системы чрезвычайных органов власти за период войны;
  • установить роль и место Государственного Комитета Обороны в системе чрезвычайных органов власти государства;
  • подвергнуть последовательному разбору по стадиям войны узловые направленности деятельности ГКО, как важнейшей фигуры системы чрезвычайной государственной власти в советском государстве;
  • обобщить имеющийся скопленный эмпирический материал по предоставленной теме и выразить на этой основе заключения и научно-практические советы для нынешнего периода государственного строительства.

Объектом данного изыскания выбрана система чрезвычайных органов власти и государственного управления СССР в период Великой Отечественной войны. Предметом исследования являются теоретические и организационные основы, создания и деятельности Государственного Комитета Обороны в системе чрезвычайных органов власти в 1941-1945 гг. В настоящей работе проводится исследование, прежде всего, центрального звена всей системы чрезвычайных органов власти - Государственного Комитета Обороны.

Методологические основные принципы исследования: настоящее исследование опирается на определенные достижения отечественных исторических архивных документах, исследованиях ученых-историков, выводы политических деятелей.

Научная свежесть написанной работы заключается также в том, что обусловливается структура системы органов чрезвычайного управления СССР в годы отечественной войны - ее уровни, организационные формы, пределы функционирования. Новым является обсуждение вопроса о роли и месте Государственного Комитета Обороны в системе органов чрезвычайной государственной власти. ГКО устанавливается как центральное самовластное звено всей этой системы, безоговорочный координатор абсолютно всех ответвлений власти советского государства того времени.

Теоретическая важность исследования заключается в том, что в работе предоставлен не только разбор военно-политической деятельности системы чрезвычайных органов власти в годы войны, подведены итоги деятельности ГКО в годы Великой Отечественной войны под руководством Сталина- вождя всех народов, но и освещены положительные и отрицательные стороны этой деятельности.

Научно-практическая важность работы состоит в том, что ее теоретические выводы и научно-практические рекомендации могут быть применены при изучении общего учебного курса по истории государства и права не только нашего учебного заведения, но и в учебных заведениях страны, для проведения всевозможных мероприятий (конкурсов, викторин и т.п.), а также для патриотического воспитания молодых граждан нашего современного государства накануне 79-летия Великой Победы, как дань погибшим и выжившим в той войне.

I. Государственное управление в годы Великой Отечественной войны

Особенное место в Истории государственного управления России берет государственное управление в период Великой Отечественной войны. Собственно в это самое трудное время, в годы Великой Отечественной войны, система государственного управления подверглась жесточайшему испытанию на стойкость, прочность и выносливость. Именно здесь значимо не оставлять без пристального внимания историю нашей родной страны, историю формирования государственных органов и функционирования государственного аппарата. И одно из таких звеньев в уже существующей цепи исторического формирования государственного аппарата – функционирование системы органов государственной власти и управления в условиях сложившихся экстремальных ситуаций. Среди них особенно важна деятельность системы органов государственного аппарата СССР в годы Великой Отечественной войны, которая исполняла мобилизующую и организующую роль в битве великой победы советского народа во Второй мировой войне, когда на беспощадную битву с жестоким и кровожадным противником встал весь советский народ, от мала до велика, вся великая наша советская страна. 1418 бесконечных ночей и томительных дней длилась эта кровавая война, но закончилась долгожданной победой советского народа. Впрочем, другого мнения и не должно быть. Система советского государственного аппарата в центре и на местах, сложившаяся к 1941 г., в основном сохранялась и во время войны. Однако появившиеся новые задачи и тяжелые условия военного времени призывали к реорганизации государственного аппарата, формирования новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением между ними функций и сфер влияния. Что собственно и было сделано. Обширная тогдашняя коллегиальность во многом уступила пост оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма реализовывался в совершенно новых, не применяемых до ныне конфигурациях, вызванных главнейшими задачами на то время скорейшего разгрома врага.

До начала войны работали обычные рядовые общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На неустановленный срок начавшейся войны были затянуты полномочия Верховного Совета СССР, которые подходили к концу осенью 1941 г.


t1715021729ab.gif

Рис.1- Строение системы

t1715021729ac.jpg

Рис.2 -Члены ГКО на выставке образцов трофейного оружия местных органов партийно-государственной власти в СССР накануне Великой Отечественной войны (1937- июнь 1941 гг.)

22 июня 1941 года гитлеровская Германия начала самую кровопролитную и жестокую войну против СССР. Это была ужасная война нового образа, которой еще не знала Россия, – стопроцентная война на полное истребление великого русского народа, строившего социалистического строя и государства. Декларированные цели Отечественной войны с фашисткой Германией были всецело засвидетельствованы практикой. Речь шла о тотальном и скорейшем устранении СССР как державы, ее культуры, в буквальном значении о закабалении населявших ее людей и истреблении существенной части ее жителей. На эту кровавую войну СССР ответил Отечественной войной. Это было сражение тогдашних цивилизаций с крайним усилием их сил, организованных тоталитарными государствами. Для организации должного непосредственного сопротивления и разгрома неприятеля партийно-государственное руководство начало претворять в жизнь следующие направления:

  • формирование органов военно-политического управления;
  • организация непримиримого и беспощадного сопротивления захватчикам на оккупированной ими территории;
  • быстрейшее налаживание эффективной военно-экономической деятельности;
  • наиболее полное обеспечение снабжения советской армии и населения;
  • организация массовой всенародной посильной помощи фронту;
  • повсеместное укрепление национальных дружественных отношений;
  • военно-мобилизационная деятельность;
  • организованное руководство вооруженной битвой, направленная на скорейшее освобождение от нацизма.

С началом Великой Отечественной войны в системе государственной власти и управления Советского Союза произошел коренной поворот - все конституционные органы центральной власти (Верховный Совет СССР, Совнарком СССР, высшие партийные органы во главе с Политбюро ЦК ВКП(б)) претерпели значимые модифицирования. Политически и административно они были подчинены Государственному Комитету Обороны, вся их работа реорганизовалась в соответствии с требованиями военного времени. Важнейшая особенность системы государственного управления в военное время заключалась в образовании и функционировании чрезвычайных органов власти - ГКО в центре и городских комитетов обороны на местах. Чрезвычайность государственного управления обозначала создание системы органов, оказывавших влияние не на конституционной, а на чрезвычайной основе. Совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССРСовнаркома и ЦК ВКП (б) от 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны был образован в составе: председатель ГКО — И. В. Сталин, заместитель председателя ГКО — В. М. Молотов, члены ГКО — К. Е. ВорошиловГ. М. МаленковЛ. П. Берия. Впоследствии состав Государственного комитета обороны неоднократно менялся. 3 февраля 1942 года членами ГКО были назначены Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян; 20 февраля 1942 года в состав ГКО был введён Л. М. Каганович; 16 мая 1944 года Л. П. Берия был назначен заместителем председателя ГКО. 22 ноября 1944 года членом ГКО вместо К. Е. Ворошилова был назначен Н. А. Булганин.

Органами ГКО на местах были городские комитеты обороны и уполномоченные (в союзных и автономных республиках). Городские комитеты обороны создавались в некоторых областных центрах и больших городах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководители органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали одновременно и через конституционные органы власти и управления. Государственный Комитет Обороны, который, имея высшие полномочия, координировал работу всех ветвей государственной власти, руководил экономикой, армией, обществом многомиллионной страны. Мерилом эффективности государственного управления в тяжелую военную пору, как мы знаем, выступает сокрушительная победа русского народа в этой страшной войне. При этом весьма существенна цена нашей исторической всеобщей победы над фашизмом. У нас она была колоссальной, поскольку неимоверно значительными и во многом невосполнимыми оказались людские и материальные потери. И, тем не менее, советской власти и ВКП (б) удалось объединить советскую армию и народ, встать на ноги от тяжелых разгромов первых полутора лет сокрушительной войны и в конечном счете привести страну к долгожданной победе. Результаты всей этой деятельности ГКО подвела война. Деятельность чрезвычайной центральной власти в Отечественную войну, особенно в первый неутешительный по итогам ее период, не была свободной от серьезных недостатков и крупных просчетов.

1.1 Государственный Комитет Обороны, как мозговой центр и механизм перестройки страны на военный лад

Рассмотрим первый, неудачный по итогам, оборонительный период войны - июнь 1941 – ноябрь 1942 гг. Вероломная агрессия гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 г. потребовала скорейшего принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского народа на отпор ненавистному врагу. Задержать продвижение немецких войск удалось очень дорогой ценой. В этот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько срочных указов исключительной важности:

1. Указ «О военном положении», в соответствии с которым были предопределены все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов в регионах, находящихся на военном положении. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям были предоставлены следующие права:

а) следуя функционирующим законам и порядкам военного времени и постановлениями правительства, привлекать всех совершеннолетних граждан страны к рабочий повинности для выполнения нужных оборонных работ, охраны путей железнодорожного и других сообщений, наземных сооружений, средств связи, действующих электростанций, имеющихся электросетей и других главных государственных объектов, для участия в борьбе с возникающими пожарами, вспыхнувшими эпидемиями и стихийными бедствиями, и их последующей скорейшей ликвидации;

б) определять военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и госучреждений;

в) оглашать трудовую и автогужевую повинность для первоочередных военных надобностей;

г) совершать изъятия всевозможных имеющихся транспортных средств и иного так необходимого для нужд обороны страны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) корректировать по своему усмотрению и регулировать часы работы госучреждений и предприятий, в том числе художественных и кинотеатров, и т. д.; организацию и проведение всякого рода народных собраний, шествий и т. п.; запрещать появление на улице после определенного установленного времени суток, ограничивать уличное движение в городах, а также производить в необходимых случаях обыски граждан и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать розничную торговлю и работу всевозможных торгующих организаций, различных коммунальных предприятий, а также определять или изменять нормы отпуска жителям страны продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в пункты, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном режиме из границ местности, оглашенной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по имеющимся связям с криминальным миром.

А в местах, где нет военных советов,— высшему командованию войсковых соединений. По всем этим проблемам военные власти владели правом испускать неукоснительные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение их наказание в административном порядке в виде лишения свободы до шести месяцев или штрафа до 3000 руб., а также отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.

Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия должны были оказывать определенную существенную помощь военному командованию в использовании сил и существующих средств данной местности для надобностей необходимой обороны нашей страны и обеспечения должного общественного порядка и создания должной безопасности граждан.

За непослушание распоряжениям и приказам военных властей; а также за любые преступные деяния, совершенные в тех местностях, которые объявлены на военном положении, виновные в них особы привлекались к уголовной ответственности по жестким законам военного периода. В исключение из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. В Указе доводился подробный перечень этих дел. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Указ «О мобилизации военнообязанных» Мобилизации проводилась по указанным округам, ей подлежали все военнообязанные лица, родившиеся с 1905 по 1918г. включительно.

3. Указ «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения»1. 26 июня 1941 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», которым руководителям предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было дано право определять, с разрешения Совнаркома СССР, неизбежные сверхурочные работы длительностью от одного до трех часов в день с оплатой в полуторной величине. Указом упразднены очередные и добавочные отпуска (кроме отпусков в случаях болезни, по беременности и родам)2.

______________________________

1.Законодательные и административно-правовые акты военного времени. (С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г.). М., 1942, с.38—41, 74—77.

2. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. (С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г.). М., 1942, с. 56—57.

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 23 июня 1941 г. организована Ставка главного командования Вооруженных Сил СССР. 10 июля 1941 г. она преобразуется в Ставку Верховного Коман­дования. 24 июня созданы Совет по эвакуации и Советское информаци­онное бюро. 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) принимает срочное решение «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». За первые шесть месяцев войны политбойцами в воюющие войска было послано 60 тыс. лучших коммунистов и 40 тыс. молодых комсомольцев3, ставших истинным примером для всех солдат. Дохнула смерть в лицо комбата, и замолчал, запнулся пулемет. И ринулись стремительно вперед от смерти, им спасенные ребята. 30 июня 1941 г. общим постановлением Президиума Верхов­ного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «ввиду создавше­гося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех Сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину», создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого концентрировалась вся полнота власти в советском государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были безоговорочного выполнять решения и распоряжения Го­сударственного многих местностях страны, объявленных на военном положении, созда­вались областные и городские комитеты обороны, являвшиеся чрезвы­чайными местными органами государственной власти. В ряде случаев формировались Комитета Обороны. Его председателем был назначен И. В. Сталин4, который являлся также председателем Совета Народных Комиссаров СССР и с 8 августа 1941 г. — Верховным Главнокоманду­ющим Вооруженными Силами СССР. Во так называемые суженные исполкомы городских Советов, в которые входили представители партийных и государственных органов5. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 29июня разработали Директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех имеющихся в наличии сил и средств на быстрейший разгром вражеских фашистских захватчиков.

____________________

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.6. М., 1971, с.12—16, 22.

4Законодательные и административно-правовые акты военного вре­мени. (С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г.), с.36.

5 Лепешкин А.И.  Советы — власть народа.  1936—1967. М., 1967, с.60—62.

Она была положена в основу знаменитой в ту пору речи главы государства И. В. Сталина по государственному радио 3 июля, где он указал на существующую серьезную опасность, остро нависшую над всей нашей социалистической Родиной, объяснил имеющиеся причины временных неуспехов Красной Армии и призвал безотложно и бегло реорганизовать всю нашу работу на военный лад, все и вся подчинить интересам фронта и задачам организации скорейшего разгрома подлого врага. Обращение партии и правительства к советскому народу имело колоссальное военно-политическое и патриотическое значение6. Народные комиссары СССР и двух республик РСФСР и УССР наделялись чрезвычайными правами по распределению и перераспределению имеющихся материальных ресурсов; по разрешению директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые строительные машины и материалы; по перераспределению капиталовложений по сверхлимитным строительствам и по направлению полностью на другие стройки средств, предусмотренных планом для тех строек, работы на которых были пре­кращенных строительством в связи с военными действиями; по частич­ным отступлениям от утвержденных проектов и смет сверхлимитного строительства в границах общей стоимости каждой действующей стройки, утвержденной по генеральной смете; по разрешению пуска в эксплуатацию строящихся промышленных предприятий и их отдельных построенных частей с последующим уведомлением СНК СССР; по резервированию в обеспечение выполнения дополнительных производственных заданий до 5% от ранее утвержденного фонда зарплаты по Наркомату в целом; по списанию числящихся на имеющемся балансе убытков отдельных хозяйственных учреждений и промышленных предприятий за счет их собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по Наркомату в целом (при обязательном отсутствии возражений Наркомфина СССР); по списанию израсходованных денежных сумм с имеющихся расчетных счетов подведомственных хозяйственных органов и промышленных предприятий на возмещение или погашение уплаченной задолженности поставщикам. В некоторых случаях передвижения промышленных предприятий в другие местности страны наркомы имели право давать необходимое разрешение на наем жилых помещений у отдельных граждан для размещения рабочих и служащих эвакуированных их зоны войны предприятий, имеющих военное значение, а также новостроек.

__________________

6. Великая Отечественная война Советского Союза  1941—1945. Краткая история. М., 1970, с.71.

Им же предоставлялось право производить затраты на восстановление после военных действий, разрушенных частично или полностью предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их — за счет себестоимости выпускаемой продукции7. В июле 1941 г. совнаркомам союзных и автономных республик и исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся на время идущей в стране Отечественной войны было предоставлено право перемещать в обязательном порядке рабочих и служащих, освобождающихся в связи с необходимым сокращением штатов, вынужденной консервацией строительств и т. п., на работу в другие работающие учреждения, предприятия, строительства, независимо от их ведомственной подчиненности и территориального месторасположения, функционировать в военных ситуациях, сыграли колоссальную роль в обеспечении такой долгожданной победы советского народа над немецко-фашистскими агрессорами. Решением Государственного Комитета Обороны в начале июля 1941 г. комиссии Н. А. Вознесенского, с привлечением всех наркомов вооружения, боеприпасов, авиационной промышленности, цветной металлургии и других наркомов, доверяют сформировать военно-хозяйственный план снабжения военной обороны нашей страны.

______________________

7. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. (С 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г.). М., 1943, с.82—83. и cм. там же, с.83

Такой план по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии был разработан на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. 16 августа 1941 г. его одобрили Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) и утвердило Политбюро ЦК ВКП(б)8. Осенью 1941 и 1942 годов СССР стоял на рубеже военного краха. Советское информационное бюро вместе с известным всему народу диктором Левитаном, созданное в самые первые дни Отечественной войны, так необходимое в это время людям, проводило действенную громадную патриотическую информационно-пропагандистскую работу, укрепляло боевой настрой гражданского населения и бойцов Красной Армии. Создался также ряд наркоматов, расширялись их права в сфере финансов, распределения всех материальных ресурсов, промышленного и гражданского строительства. В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать существенные правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Советскую Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о ратификации международных договоров, связанных со Второй Мировой войной и скорейшим ее завершением, об организации наградного дела за боевые подвиги на фронте и в тылу. Неимоверно суровые и тяжелые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни формирование и особых специальных чрезвычайных органов, наделенных крайними особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б). В руках ГКО была сосредоточена вся полнота государственной власти.

________________________

8. КПСС в резолюциях..., т.6, с.21, 26—31.

Никогда еще— ни до начала, ни после долгой войны — в разрушенной фашистами гигантской стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Постановления ГКО обладали силой законов военного времени. Партийные, советские; хозяйственные, военные и общественные организации, абсолютно все без исключения граждане СССР должны были неукоснительно исполнять решения и распоряжения ГКО. Своего крупного аппарата сам ГКО не имел, а влиял непосредственно через партийные, государственные органы и существующие на тот час общественные организации. Для оперативного решения всех возникающих вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших промышленных предприятиях, особенно военного значения, и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они своевременно и неукоснительно контролировали выполнение принятых постановлений ГКО. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет ГКО).

В 1941—1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы — городские комитеты обороны. Они были образованы в городах страны: Севастополе, Одессе, Туле, Ростове, Сталинграде, Воронеже — всего более чем в 60 городах нашей необъятной страны. Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари обкомов или горкомов партии, их членами — руководители местных советских и военных органов. На организации государственного управления в годы Отечественной войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специальных режимов, и, прежде всего в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении». Нормы этого принятого Указа действовали только на территориях, объявленных на военном положении. Дополнительными указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение вводилось в большинстве союзных республик, АССР и областей европейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Фактически в полном объеме режим военного положения устанавливался главным образом в прифронтовых областях и близких к ним районах.

Военное положение было введено также на всех существующих в то нелегкое время железных дорогах, на других видах транспорта: морском, речном и воздушном. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в сфере обороны, охраны общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов (округов), действующих армий, а где не было военных советов — высшему командованию соединений. Только в некоторых исключительных случаях вводилось и особое осадное положение. Его объявляли в весьма важных в военном отношении городах и районах, например, в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районах прифронтовой полосы, в условиях прямой угрозы захвата их врагом. Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным положением еще более жесткой регламентацией существующего на военное время режима. В соответствии с ним вводился регламентированный комендантский час, строго упорядочивалось, регулировалось и контролировалось передвижение всего существующего городского транспорта и мирного населения во время налетов и воздушной тревоги, усиливалась и обеспечивалась охрана общественного порядка. Нарушителей общественного порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Провокаторы, взывающие к беспорядкам, шпионы, диверсанты и прочие агенты врага, совершающие поджоги, взрывы в городах, создающие смуту, подлежали немедленному расстрелу на месте без суда и следствия.

Создавались и другие чрезвычайные органы, например, при СНК СССР был создан Совет по эвакуации. А также и другие специальные органы, а именно, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. С первых дней войны Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Первый такой план на III квартал 1941 г. был представлен уже через неделю после начала войны, а в августе уже был обнародован план до конца 1942 г. Органы статистики регулярно проводили срочные переписи имеющихся в наличии на складах страны материалов и оборудования. По имеющимся сведениям за время войны было проведено таких 105 переписей. Создавались чрезвычайные хозяйственные организации. Так, 8 июля 1941 г. были созданы особые строительно-монтажные мобильные части (ОСМЧ), которые весьма быстро перебрасывались с места базирования на место для строительства и монтажа оборонных предприятий. Было создано 100 крупных ОСМЧ с 400 тыс. человек. Все они находились тогда на особом казарменном положении. А всего в ОСМЧ было повсеместно преобразовано 90% организаций Наркомата строительства. За годы Отечественной войны наркомат заново построил в восточных районах 3500 крупных предприятий и восстановил в европейской части 7500 предприятий. Был учрежден Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в вопросах войны (возглавил его И.В. Сталин). В самом начале своей работы в ГКО входило всего 5 человек, затем – 9. ГКО не имел своего аппарата и использовал аппарат СНК СССР и ЦК ВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны (их количество- более 60). В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВД СССР. Государственный Комитет Обороны был создан в самом начале войны, как центральный мозговой центр и механизм необходимой скорейшей перестройки всего уклада страны на военный лад. В 1941-1942 гг. ГКО осуществлял предназначенную ему функцию по следующим основным направлениям:

военно-стратегическое руководство через Ставку ВГК действующей армией и военно-морским флотом; управление военной экономикой нашей огромной и многонациональной страны, прежде всего, оборонными и базовыми отраслями промышленности; руководство военно-мобилизационной работой и формированием боевых резервов для Красной Армии; осуществление военно-кадровой политики; управление государственным аппаратом в условиях затянувшейся войны.

Тяжелые и довольно серьезные, невосполнимые поражения в первый период освободительной войны дали жизнь зародышу таких незапланированных ранее направлений работы властолюбивых структур: быстрая эвакуация и перебазирование на восток производительных сил и квалифицированной части работающего населения; создание и широкое боевое использование дивизий народного ополчения и других добровольческих вооруженных формирований; организация массовой сети партизанского движения на временно оккупированных врагом территориях; масштабное развертывание всенародной помощи фронту; организация Всесоюзного социалистического соревнования по отраслям промышленности и сельского хозяйства. В это время Государственный Комитет Обороны проводил всевозможные крупномасштабные мероприятия, решал колоссальное количество различных вопросов, касающихся обороны родной страны от захватчиков и постепенному переходу к отражению атак противника. По сохранившимся до настоящего времени архивным сведениям, всего за первый неудачный разгромный для советского государства период войны состоялось в общей сложности где-то 2527 заседаний Государственного Комитета Обороны.

Многие ученые - историки изучали материалы, касающиеся непосредственной деятельности ГКО во время Отечественной войны. Следуя из анализа огромного числа изданных постановлений ГКО, приблизительно третья часть была направлена на как можно быструю перестройку военной экономики на военный уклад, значительному росту производства новейшей боевой техники сокрушительного действия, новейшего вооружения и огромного количества боеприпасов. Приблизительно в 20% всех принятых решений имела место военно-мобилизационная работа и организация новых частей и соединений для действующей Красной Армии. 18% постановлений определяло задачи тактического руководства Красной Армией и всевозможные кадровые вопросы в кругах военных. 12% от всех разработанных положений уделялись вопросам управляемости государства, повсеместного укрепления дисциплины работников и служащих на рабочих местах предприятий и учреждений, и, конечно же, правопорядка в стране в целом; 10% - вопросов эвакуации в глубокий тыл людских ресурсов и перебазирования тяжелой и оборонной промышленности; 7% - необходимой своевременной всенародной помощи фронту; 5% - разнообразным имеющимся вопросам, в том числе внешней политике.

1.2 Деятельность ГКО в период коренного перелома в войне (ноябрь 1942 - 1943 год)

В результате неожиданной и сокрушительной для вражеских частей и подразделений победы советских войск под городом Курском в ходе войны совершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. К этому периоду значительная часть ранее захваченной ненавистным кровожадным врагом нашей родной территории была освобождена. 21 августа 1943 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли экстренное постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для руководящих действий и принятия, срочных мер по исполнению этого постановления при Совнаркоме создается специальный комитет. Большая организаторская работа партийных и государственных органов по восстановлению разрушенного хозяйства страны, довольно крупные материальные вложения капитала, многочисленная людская помощь пострадавшим от вражеской оккупации местностям дали возможность стремительному восстановлению из руин и пепелищ освобожденных районов в условиях еще продолжавшейся длительной и изнурительной войны. В течение всей освободительной войны партийные, государственные, профсоюзные и комсомольские организации, органы печати, радио вели грандиозную массовую патриотическую политико-воспитательную работу среди населения, разъясняя содержание принятых, но не всегда одобряемых самим населением, актов центральных и местных органов, обязанности и долг каждого советского человека в их скорейшем осуществлении, доводя практически до каждого человека, героизм советских солдат. Советская литература, все виды искусства должны были освещать ратные подвиги советских солдат и командиров, рассказывая ежедневно и ежечасно об этом простому народу нашей необъятной Родины, ведущему великую освободительную войну. Многие деятели литературы и искусства, а также полностью их коллективы часто выезжали на передовую, выступали перед ранеными бойцами в военных госпиталях, тем самым поднимая боевой дух армии. Многие стихотворения уже впервые дни войны стали песнями. «Священная война» - так называлась песня В. Лебедева – Кумача – самая популярная в период Великой Отечественной войны. Ее пели торжественно, мужественно, как гимн. Пели – и как бы клялись сами себе на верность своему народу, своей Родине. В лучших песнях военных лет раскрылась душа нашего народа, его любовь и ненависть, гуманность его стремлений и свободолюбия. Широкую известность в годы войны получили песни М. Исаковского («В лесу прифронтовом», «Огонек»), Ф. Фатьянова «Соловьи»… и многие другие, ставшие своеобразной визиткой Победы.

Изучение этого вопроса представляет, что приоритетными направлениями работы ГКО были, как и ранее: управление военной и оборонной промышленностью; руководство военно-мобилизационной работой. В конечном счете, главный итог этой всенародной войны в первую очередь зависел от военно-экономического потенциала и людских мобилизационных ресурсов нашей страны. Как и прежде, значительное внимание высший орган власти уделял вопросам поддержания правопорядка и ужесточения всеобщей дисциплины в стране, военно-кадровым вопросам, мобилизации трудовых ресурсов, такой необходимой и своевременной всенародной помощи фронту.

По сравнению с предыдущим военным периодом, когда советское государство быстро перестраивалось с мирной жизни на военный лад, с повестки дня проводимых заседаний ГКО исчезли такие невостребованные на тот момент вопросы, как немедленная эвакуация промышленных и людских ресурсов, создание дивизий народного ополчения, нормирование и распределение продовольственных пайков для населения страны.

Новыми и фундаментальными направлениями деятельности ГКО в этот период времени стали вопросы скорейшего восстановления разрушенных войной предприятий в освобожденных районах страны, создание иностранных частей и соединений на территории СССР, вопросы ленд-лиза, организации всесоюзного социалистического соревнования по отраслям промышленности и ряд некоторых других.

Всего за период с 19 ноября 1942 г. по 31 декабря 1943 г. Государственным Комитетом Обороны по опубликованным сведениям было принято 2 344 постановления и распоряжения, явившихся правовой и организационной основой государственного управления в 1943 году.

1.3 Деятельность ГКО во время завершающего периода войны (1944 – май 1945 гг.)

Постараемся воссоздать картину главнейших события основной завершающейся фазы войны (1944 – май 1945 гг.). За время ведения Отечественной войны с немецко - фашисткими захватчиками было создано несколько новейших научно-исследовательских учреждений академии наук СССР. ГКО проводил довольно сложную и влиятельную политику. Она была довольно разносторонней и многообразной. Но именно она обеспечила родной освободительной Красной Армии и Военно-Морскому флоту крепкий тыл, его всенарастающую необходимую эффективную помощь фронту. Опираясь на эту необходимую и активную помощь, наши славные Вооруженные Силы отстояли блокадный Ленинград, сорвали план-блицкриг молниеносной победы гитлеровцев над Россией, разгромили фашистские войска под самой столицей нашей Родины - Москвой, непокоренным и почти полностью разрушенным Сталинградом и на Кавказе, под Курском, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Гитлеровский фашизм был окончательно и бесповоротно сокрушен в результате успешного и блестящего проведения Берлинской операции. Вражьё знамя растает, как дым, правда за нами, и мы победим. Красное Знамя нашей исторической Победы над врагом было водружено над рейхстагом в центре логова врага в Берлине. В сентябре 1945 г. капитулировала и милитаристская Япония - основной союзник Германии9. По мере изменения военно-стратегической обстановки на советско-германском фронте корректировались и основные направления работы высшего органа власти СССР. За полтора исследуемых года им был проделан очень большой объем необходимой в то время восстановительной работы. Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с немецко - фашитсткими захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными государственных органов, наделенных законными властными полномочиями. Несмотря на малочисленный состав ГКО, обстановка тогдашнего военного времени не позволяла ему собираться систематически в полном составе. Его личный состав явно свидетельствовал, что в нем были собраны наиболее дееспособные, знающие и авторитетные люди из высших партийных руководителей. Обычно необходимые и безотлагательные решения принимались самим председателем или его заместителем по согласованию с другими членами ГКО.

Все принимаемые на то время постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО. В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. ___________________

9  Епишев А.  Героические, непобедимые. — «Известия»,  1975,  22  фев.

Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом изуродованной боевой техники, вели общественно-воспитательную работу с населением и молодежью страны, налаживали мирную жизнь в освобожденных разрушенных от оккупантов районах. Всего, по подсчетам историков, за исследуемый период ГКО рассмотрел и принял 5 908 постановлений и распоряжений. Это значительно больше, чем в предыдущие военные периоды.

Особенностью деятельности ГКО в 1944 – первой половине 1945 гг. являлись: значительное усиление интенсивности и оперативности работы ГКО; очень широкий диапазон рассматриваемых вопросов; увеличение удельного веса вопросов, связанных с восстановлением освобожденных районов СССР, пребыванием советских войск за границей, с внешней политикой. Новыми предметами заботы ГКО стали такие первоочередные по тому моменту вопросы, как налаживание системы партийных и государственных органов, наделенных законными властными полномочиями.

Выводы

В результате проведенного мною исследования в работе были сделаны следующие надлежащие выводы.

Великая Отечественная война стала крупнейшим историческим мировым событием, подвергшим жестокой и суровой проверке весь общественный и государственный строй нашей огромной советской страны. Все тяжелейшие испытания, невзгоды, тяготы этой войны советские люди во главе с Государственным Комитетом Обороны выдержали с честью и великим достоинством. В Великой Победе Советское государство и весь русский народ показали великую силу духа, патриотизм, мужество и любовь к своей Родине. Внешняя деятельность Советского Союза была направлена на непосредственное отражение любой агрессии со стороны непримиримого врага; организацию антигитлеровской коалиции с рядом европейских и других стран, освободившихся от войны с нацизмом; организацию и воссоздание всесторонней братской помощи странам и проживающих в них народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы; освобождение узников концентрационных лагерей, созданных повсеместно фашисткой нечистью. То, что касается внутренних мероприятий, то к ним можно отнести материальное и моральное обеспечение, как залог успешного ведения освободительной войны с фашисткой нечистью до самого победного конца. Советский государственный аппарат проявил прекрасную способность гармонично и слаженно работать и в самых трудных и невыносимых условиях страшной и кровавой войны. Хотя не всегда удавалось уйти от создания и чрезвычайных органов власти и управления. Советское право не претерпело особых коренных изменений. Большая часть новых правовых норм была вызвана сменой имеющихся в связи с военной обстановкой, и после войны они просто отмерли, как невостребованные. Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в довоенное время накопила успешный опыт функционирования в чрезвычайных уровнях военных действий. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа сугубо концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа и безусловного подчинения завершил процесс укладки тоталитарной, командно-административной системы.

Государственный Комитет Обороны за годы войны принял более 10 тысяч необходимых документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь огромной страны: определявшие перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.

Деятельность чрезвычайной центральной власти в Великую Отечественную войну, особенно в первый ее период, не была свободной от имеющихся серьезных недостатков и просчетов. Война вскрыла недостатки, просчеты и некоторые слабости советского государства. Дважды за время Отечественной войны - осенью 1941 и 1942 годов по вине, прежде всего, высшего политического руководства и лично И.В.Сталина наша страна стояла на грани военной катастрофы. Однако, нельзя умолять и заслуги главы советского государства и правящей партии. Хотя это человек сильный, неординарный, противоречивый, деспотичный и очень властный. Но все же по оценкам историков, это выдающаяся личность, внесшая громадную лепту в дело победы над врагом. Следовательно, необходимо давать оценку личности И.В.Сталина в контексте той эпохи, символом которой он тогда и являлся. Поэтому нельзя умолять заслуг деятельности ГКО под руководством И.В. Сталина в Великой Победе над врагом.

Тяжелой ценой досталась Великая Победа. Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, в том, что они – кто старше, кто моложе – остались там… Но и через 70 лет мы должны помнить о том героическом подвиге советского народа, чтобы никогда не вернулся фашизм на нашу землю. Помните, пожалуйста, помните, какой ценой завоевано счастье!!! Прошла война, прошла страда, но боль тоской взывает к людям: Давайте, люди, никогда об этом не забудем! Мир, счастье, братство людей – вот что нужно нам на этом свете!

Список использованной литературы:

1.Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. - М.: МГИАИ, 1981.

2.Горьков Ю.А. Постановления Государственного Комитета Обороны (1941-1945). М., 2000.

3.Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрист, 1994.

4.История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп./Под общ. ред.Р.Г. Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

5.История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. проф. В.Н.Шевелев – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6.Куликов В.И. История государственного управления России: Учебник.- М.: Издательский центр « Академия», 2003.

7.Титов Ю.П. История отечественного государства и права. М.: Юрист, 1996.

8.Хрусталев В.Н. Государственный Комитет Обороны: структурное развитие // Ученые записки Российского государственного социального университета. - М.: Союз, 2006. № 3(51).

9.Хрестоматия по истории государства и права 1917-1991 гг. М.,1997.












Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.