12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимир Львович835
Одна машина способна выполнить работу пятидесяти ординарных людей, но ни одна машина не выполнит работу одного неординарного человека. © Элберт Хаббард
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»

Создаёте компьютерные тесты? Что делать, если на середине пути вдруг наступил творческий ступор? Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, делится советами в новом выпуске рубрики.

Конструирование заданий – кропотливая работа. Каким бы опытным не был разработчик – каждый сталкивается с трудностями. Начинающие авторы часто упираются в тип заданий, создание которых дается им проще всего. Обычно их заклинивает на заданиях типа «Кто? Что? Где? Когда?». Более опытные коллеги также частенько испытывают творческий кризис и работают в режиме фабрики однотипных заданий.

Я часто встречаю мнения, что задания закрытой формы работают только для фактологических знаний, апеллирующих к элементарной памяти. Это не так. Даже в условиях закрытой формы можно создать большое разнообразие заданий. И здесь разработчикам будет полезно познакомиться с логико-семантической типологией, предложенной А. Г. Шмелевым. Эта типология содержит 15 типов вопросов, для ответа на которые потребуются самые различные операции мышления.

Логико-семантическая типология тестовых заданий:
  • Фактологический вопрос “Что? Где? Когда?”
  • Персонологический вопрос “Кто?”
  • Причинно-следственный вопрос “Почему? Что следует?”
  • Функционально-целевой вопрос “Для чего/зачем? С какой целью?”
  • Структурный вопрос “Из чего?”
  • Инструментальный вопрос “Как? Каким образом?”
  • Обстоятельственный вопрос “При каких условиях?”
  • Словарно-концептуальный вопрос “Как называется? Что значит термин?”
  • Логико-дедуктивный вопрос “Что следует из данных посылок?”
  • Концептуально-ассоциативный вопрос “Заполни пропуск”
  • Концептуально-аналитический вопрос “Проведи аналогию”
  • Задание на восстановление последовательности или структуры “Продолжи ряд” или “В какой последовательности?”
  • Концептуально-семантическое задание для установления смысловой эквивалентности или близости
  • Проблемно-операциональное задание “Реши задачу”
  • Исключение лишнего и вопросы с “НЕ”

Как видно, фактологические и персонологические вопросы – излюбленные начинающими авторами тестовых заданий – являются лишь верхушкой айсберга. Применение этой типологии в конструкторской работе позволит значительно расширить спектр проверяемых знаний. Новички, опираясь на нее, смогут постепенно нарастить арсенал заданий, а искушенные авторы в минуты ступора получат новый заряд фантазии. Главное, использовать эту типологию как помощника, а не стремиться во что бы то ни стало включить все 15 типов вопросов в один тест. И не забывать делиться опытом.

Источник: ссылка

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.