12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир
1

1 занятие спецкурса «Мир русской деревни»



Слайды №1,2,3.

Когда мы впервые встречаемся с человеком, у нас складывается определённое мнение о нём. Мы можем наделить его хорошими качествами, а можем в чем- то усомниться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, то, прежде всего, обращаем внимание на его манеры.

Слайд №4.

Поэт Расул Рза сравнил человека с морем. Старик моряк говорит о море:

- Море бывает щедрым,

- Бывает оно печальным,

- Бывает жестокосердным.

- Бывает оно отчаянным,

- Море бывает разным.

Чистым бывает и грязным,

Таинственным и раскрытым,

Могучим, ворчливым, сердитым…

Море- как человек.

Слайд №5.

Психологи советуют:

«Дабы не прослыть глупцом и снискать себе уважение, нужно найти правильную линию поведение и взаимодействия».

Слово «этикет» в переводе с французского обозначает «ярлык, этикета, порядок проведения какой- то церимонии.

Этикет- установленный порядок поведения, формы обхождения в каком- то обществе.

Слайд №6.

К манерам поведения относится речь, жестикуляция, мимика, походка.

Читается стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Слайд №7.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустыню, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб,

Не разрешай её спать в пастели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С себя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по- человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель продолжает рассказ:

Правила приличия уходят своими корнями в глубь истории.

К примеру, правило снимать шапку появилось в середине века. Готовясь к бою или отправляясь в дорогу, рыцарь облачался в железные доспехи.

Прощаясь с матерью, с родными, он снимал шапку.

Слайд №8.

Когда же он остановился где-либо на ночлег, он обязательно снимал головной убор. Это означало: «Я тебе доверяю: вот моя обнаженная голова!» Так этот обычай стал одним из главных правил этикета, которое относится только к мужчинам.

Слайд №9.

Продолжение рассказа учителя:

То же можно сказать и о рукопожатии.

Слайд №10.

Сняв рукавицу, человек показывает, что в его

руке нет оружия. И в наше время по этикету следует снимать перчатку перед рукопожатием, что говорит о доверии человеку.

В общении важно всё, в том числе и обязательное употребление важнейших слов. В каких случаях и какие вежливые слова мы используем.

Заранее подготовленные 2 ученицы по цепочке говорят:

1. Если какая- то просьба, то обязательно «пожалуйста».

2.Оказали вам услугу «спасибо» или «благодарю вас».

Слайд №11.

3. При приветствии «здравствуйте», «добрый день», «доброе утро», «добрый вечер».

Учитель продолжает:

Слово здравствуйте значит многое. Ведь ваш знакомый желает вам здоровья.

Девочка читает стихотворение «Здравствуйте».

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы:

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалось жизнь?

Учитель продолжает:

Необходимо поговорить о таком понятии, как нравственность?

Что мы понимаем под словом нравственность?

Слайд №12.

Какие же душевные свойства характерны для русских людей испокон веков? Что для нас свято?

Слайд №13.

Региональный компонент. Слайд №14.

Слайд №15,16,17.

Один сын- не сын, два сына- полсына, три сына- сын.

Дай, Бог, деток, да дай и путных.

Сын да дочь- ясно солнце, светел месяц. Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дети- самое большое богатство.

Знают люди: центр мира, начало мира в каждом доме, в каждой новой семье.

На примере своих семей вы, наверное, заметили, что самое лучшее в них передаётся из поколение в поколение.

Слайд №18.

Жизнь наша меняется, а детские считалочки, русские хороводы, русские песни, русские народные праздники живы до сих пор. И идёт наша жизнь по календарю.

Что же мы должны сегодня узнать о календаре в России.

Календарные обряды и обрядовая поэзия наиболее тесно связаны с бытом и трудовой деятельностью народа.

Календарь- способ исчисления дней в году, от латинского (calendae- календы- у римлян 1-й день месяца.

В языческих календарях, которые дошли до нас с древнейших времён, указано, когда и что делать, когда пахать и сеять, когда ждать дождя и молить о нём богов. Когда жать, когда прясть и охотиться- всё помечено на этом календаре.

Следуя природному календарю, человек внимательно наблюдал за малейшими изменениями в природе. Сопоставляя, давал характеристику месяцев.

Слайд №19.

Народный календарь предсказывал погоду, диктуя приметы по дням, по месяцам. Внимание к природе позволяло делать правильные прогнозы о погоде ,а, следовательно, помогало землепашцу получать хороший урожай, беречь скотину, заботиться о человеке.

Народные праздники приурочивались к православным, христианским.

Мы с вами подробно узнаем о зимних православных праздниках;

Слайд №20.

о весенне- летних православных праздниках.

Слайд №21.

Обо всём этом мы будим говорить на наших занятиях по элективному курсу «Мир русской деревни».

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

Слайд №22.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1455963800.ppt (Этикет)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.