Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5 класса (УМК под ред. В.И. Ляха)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«СОШ № 78»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2017 /2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Пояснительная записка.
Программа по физической культуре для 5классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примернойпрограммы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
1.2.Цели и задачи реализации программы.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс пофизической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение меж предметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Структура и содержание программы.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
2. Формы организации и планирование образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы .
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков — планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения — планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 3 часа в неделю: в 5 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
4.1.Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со-хранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметныерезультаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного курса.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт.пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки.Передвижения на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Русская лапта. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол.Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол.Развитие быстроты, силы, выносливости.
Русская лапта. Развитие меткости, быстроты, выносливости.
Плавание (сухое). Развитие силы, выносливости.
Самбо. Развитие силы.
Обоснование форм и методов преподавания
Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития свойств и качеств, соблюдением гигиенических норм.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Программный материал Комплексной программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича в 5 классах рассчитан на 102 часа в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая культура» отводится 102 часа(34 учебные недели). На основании этого вариативная составляет 30 часов.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные и подвижные игры», «Лыжная подготовка».
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся 5 класса должны знать /понимать:
- технику безопасности во время занятий физической культурой;
- дыхание во время выполнения физических упражнений;
- питание и питьевой режим, двигательный режим;
- пагубность вредных привычек;
- режим дня школьника;
- значение правильной осанки в жизнедеятельности человека;
- значение напряжения и расслабления мышц, личную гигиену;
- правила выполнения д/з, утренней гимнастики, физкультминуток;
- основные причины травматизма;
- понятия: короткая дистанция, бег на скорость, на выносливость;
- виды легкой атлетики;
- основные требования к одежде и обуви;
- значение здорового образа жизни для человека;
- мир Олимпийских игр;
- требования к температурному режиму;
- понятие об обморожении, профилактика плоскостопия;
- профилактика близорукости;
- профилактика простуды, поведение в экстремальных ситуациях;
- элементы самомассажа, основы аутогенной тренировки;
- приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита;
- значение занятия лыжами для здоровья человека
. Контрольные измерения двигательной активности на КУ |
мальчики |
Девочки |
Бег 30м, с |
5.2-5.5-6.0 |
5.5-6.0-6.5 |
Прыжки в длину с места, см |
175-170-160 |
170-160-140 |
Прыжки в длину с разбега, см |
320-300-260 |
280-260-220 |
Подтягивание (отжимание – девочки) |
6-4-2 |
15-10-8 |
Метание мяча, м |
30-25-20 |
20-18-13 |
Бег 60м (старт с опорой на одну руку), с |
10-10.6-11.2 |
10.4-10.8-11.4 |
Кросс 1500м, мин |
8.50-9.30-10.00 |
9.00-9.40-10.30 |
Лыжные гонки 1 км, мин |
6.30-7.00-7.30 |
7.00-7.30-8.10 |
Годовой план-график прохождения программного материала
для учащихся 5 классов при трех разовых занятиях в неделю
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||||
Класс |
|||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|||
1 |
Базовая часть |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
|
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||||
1.2 |
Спортивные игры (баскетбол) |
9 |
|||||
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
15 |
|||||
1.4 |
Легкая атлетика |
21 |
|||||
1.5 |
Лыжная подготовка |
15 |
|||||
1.6 |
Футбол. |
6 |
|||||
2 |
Вариативная часть |
27 |
27 |
27 |
27 |
27 |
|
2.1 |
Волейбол |
12 |
|||||
2.2 |
Кроссовая подготовка |
6 |
|||||
2.3 |
Плавание |
6 |
|||||
2.4 |
Самбо |
6 |
|||||
2.5 |
Русская лапта |
6 |
|||||
Итого |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
Содержание учебного предмета
История физической культуры.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека.
Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Подготовка к занятиях физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Физическое совершенствование .
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Олимпийские игры древности.Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека
Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях.
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки).
Легкая атлетика. (Кроссовая подготовка)
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча.
Спортивные игры.
Баскетбол, волейбол, футбол, лапта - игра по упрощенным правилам.
Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка.
Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжная подготовка. Развитие силовой выносливости, координации движений, закаливание.
Баскетбол, волейбол, футбол, лапта. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Тематическое планирование 5 класс 2017-2018 год.
№ п/п |
Дата: |
Тематическое планирование |
Планируемые результаты |
1 четверть Легкая атлетика 15ч. |
|||
1 |
Легкая атлетика вводный урок. |
Знать взаимосвязь связь физ- культуры с другими предметами. |
|
2 |
Легкая атлетика: История и современная физ - культура. Техника по Т.Б. |
Определять и объяснять последовательность выполнения общеразвивающих упражнений |
|
3 |
Легкая Атлетика: Возрождение Олимпийских игр. Стартовый разгон до 15м. |
Характеризовать зимние и летние Олимпийские игры, виды легкой атлетики. |
|
4 |
Легкая атлетика: Олимпийское движение в СССР (России). Бег с ускорением, на перегонки. |
Знать историю олимпийских игр древности и современности, успехи российских спортсменов на Олимпийских и Параолимпийских играх |
|
5 |
Легкая атлетика:. Высокий и низкий старт, старт с опорой на одну руку. |
Определять и характеризовать легкоатлетические понятия (темп, скорость, объем и т.д. |
|
6 |
Легкая атлетика. Закаливание организма. Челночный бег. |
Владеть техникой беговых и технических видов легкой атлетики |
|
7 |
Легкая атлетика Старт и стартовый разгон. Бег на скорость. Финиширование. |
Разбираться с понятием – тактическая подготовка |
|
8 |
Легкая атлетика: Эстафетный бег. |
Знать содержание технической и тактической подготовки в беговых и технических дисциплинах. |
|
9 |
Легкая атлетика Передача эстафетной палочки. Эстафетное взаимодействие (парах, тройках, четвёрках). |
Уметь использовать тактические приёмы в беге на средние дистанции, кроссовом беге и эстафете |
|
10 |
Легкая атлетика Тактические приёмы бега на средние и длинные дистанции. |
Уметь использовать тактические приёмы в беге. |
|
11 |
Легкая атлетика Прыжки через скакалку. Метание мяча на точность и дальность, в цель. |
Контролировать физическую нагрузку |
|
12 |
Легкая атлетика Запрыгивание на гимнастические маты, скамейку, тумбу. |
Оказывать помощь другим обучающимся. |
|
13 |
Легкая атлетика Эстафеты и игры с элементами бега, прыжков и метания. |
Знать технические особенности выполнения различных прыжков. |
|
14 |
Легкая атлетика Легкая атлетика Прыжки в дину отталкиваясь одной ногой: с разбега с приземлением на обе ноги. |
Уметь приземляться на две ноги. |
|
15 |
Легкая атлетика Закрепление прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. |
Контролировать физическую нагрузку. |
|
Баскетбол 6ч. |
|||
16 |
Баскетбол: вводный урок. |
||
17 |
Баскетбол Упражнения для развития быстроты, скоростно-силовых качеств. Техника по Т.Б. |
Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. |
|
18 |
Баскетбол Стойка нападающего и защитника. Ловля и передача мяча. |
Демонстрировать технику ловли мяча после отскока от пола и в процессе игровой деятельности. |
|
19 |
Баскетбол Ловля и передача мяча в простых и усложненных условиях. |
Демонстрировать технику выполнения бросков мяча в корзину. |
|
20 |
Баскетбол Ведение мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости. |
Знать, понимать и уметь выполнять тактические действия. |
|
21 |
Баскетбол Пробная игра. |
Игра с правилами. |
|
Русская Лапта 6ч. |
|||
22 |
«Русская Лапта».Современные правила игры в лапту. Правило по Т.Б. правило игры. |
Знать историю возникновения народных игр, в том числе лапты. |
|
23 |
Лапта: Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в группах. |
Умение описывать технику метания малого мяча разными Способами. |
|
24 |
Лапта: Подбрасывание мяча вверх, ловля его правой, левой рукой и двумя руками одновременно. |
Знать технику метания малого мяча . |
|
25 |
Лапта: Упражнения для обучения и дальнейшего контроля правильности хвата биты. |
моделировать технику игровых действий в зависимости от игровых ситуаций. |
|
26 |
Лапта: Упражнения с битой, имитационные удары битой. Удары битой по мячу. |
выявлять и устранять типичные ошибки; описывать технику отбивания. |
|
27 |
Лапта: Пробная игра с правилами. |
Уметь играть по правилам. |
|
2 четверть Гимнастика, акробатика 15ч. |
|||
28 |
Гимнастика акробатика: вводный урок. |
||
29 |
Гимнастика акробатика: Упражнения на развитие силы мышц Правило Т.Б. |
Знать и выполнять упражнения для кистей рук и стоп ног. |
|
30 |
Гимнастика акробатика: Комплексы упражнений направленности с использованием спортивного оборудования и без него. |
Владеть ранее изученными и осваивать новые различные комплексы физических упражнений для развития общей физической подготовленности и отдельных частей тела. |
|
31 |
Гимнастика акробатика: Гимнастика с элементами акробатики. Развитие равновесия, силы, гибкости. |
Выполнять различные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости. |
|
32 |
Гимнастика акробатика: Перевороты. |
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. |
|
33 |
Гимнастика акробатика: переворот боком, освоенные комбинации из ранее освоенных элементов. |
Проявлять качества силы, выносливости, упорства при выполнении акробатических упражнений. |
|
34 |
Гимнастика акробатика: Упражнения и комбинации на спортивных снарядах. |
Демонстрировать динамику развития физических качеств. |
|
35 |
Гимнастика акробатика: Опорные прыжки: юноши: ноги врозь через коня (в длину). Девушки: углом с косого разбега махом одной и толчком другой (конь в ширину). |
Уметь технически правильно и эстетично выполнять опорные прыжки. |
|
36 |
Гимнастика акробатика: Подтягивания из виса на высокой (низкой) перекладине. |
Соблюдать технику безопасности на занятиях гимнастикой. |
|
37 |
Гимнастика акробатика: Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами. |
Понимать значимость прикладного значения гимнастических упражнений. |
|
38 |
Гимнастика акробатика: Упражнения с гимнастической скамейкой. |
Соблюдать технику безопасности на занятиях гимнастикой. |
|
39 |
Гимнастика акробатика: Подъем в упор силой; вис, согнувшись, прогнувшись на брусьях. |
Мотивация к занятиям гимнастикой. |
|
40 |
Гимнастика акробатика: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. |
Мотивация к занятиям гимнастикой. |
|
41 |
Гимнастика акробатика: Выполнение ласточки. |
Уметь держать равновесие. |
|
42 |
Гимнастика акробатика: Эстафеты, с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. |
Соблюдать технику безопасности на занятиях гимнастикой. |
|
Самбо 6ч. |
|||
43 |
Самбо: вводный урок. |
||
44 |
Самбо: Специально-подготовительные упражнения. Т.Б. на уроках самбо. |
При изучении приёмов самозащиты использовать материал. |
|
45 |
Самбо: Освобождение от захватов в стойке и положении лежа. |
Уметь правильно оценивать ситуацию (степень риска) при необходимости применения техники самозащиты. |
|
46 |
Самбо: Освобождение от захватов одной рукой (спереди, сзади, сбоку) - рукава, руки. |
Применения техники самозащиты. |
|
47 |
Самбо: Освобождение от захватов за шею (попыток удушений). |
Уметь проявлять приобретённые на занятиях навыки в условиях соперничества (игры, схватки) и ситуациях самозащиты. |
|
48 |
Самбо: Схватки по заданию в парах и группах занимающихся. Моделирование ситуаций самозащиты. |
Соблюдать технику безопасности на занятиях |
|
3 четверть Лыжная подготовка 15ч. |
|||
49 |
Лыжная подготовка вводный урок. |
||
50 |
Лыжная подготовка Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль. Т.б. |
Иметь представление о фазовом составе, структуре и типичных ошибках лыжных ходов. |
|
51 |
Лыжная подготовка Подбор комплекса специальных упражнений на лыжах. |
Уметь выполнять подбор различных комплексов в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
|
52 |
Лыжная подготовка Подбор комплекса циклических упражнений, выносливости. |
Моделировать комплексы специальных упражнений. |
|
53 |
Лыжная подготовка Лыжные прогулки по пересеченной местности. |
Знать и применять в повседневной жизни двигательные действия. |
|
54 |
Лыжная подготовка Ориентирование на лыжах: картография. |
Уметь сочетать связывать, моделировать. |
|
55 |
Лыжная подготовка преодоление препятствий, прохождение дистанций. |
Преодолевать длинные дистанции. |
|
56 |
Лыжная подготовка техника скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении. |
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
|
57 |
Лыжная подготовка Совершенствование классических лыжных ходов: попеременного двухшажного. |
Характеризовать и демонстрировать технику классических и коньковых лыжных ходов, анализировать собственные действия. |
|
58 |
Лыжная подготовка Совершенствование четырёхшажного хода. |
Выявлять и корректировать допущенные ошибки. |
|
59 |
Лыжная подготовка Совершенствование двух шажного хода. |
Уметь видеть целостность двигательного действия и выполнять сложно-координационные упражнения. |
|
60 |
Лыжная подготовка Техники одношажного ходов: двухшажного хода без отталкивания руками. |
Уметь передвигаться по дистанции с различной интенсивностью соблюдая правильную технику ходов, подъёмов и спусков. |
|
61 |
Лыжная подготовка Комплекс упражнений для ходов. |
Уметь планировать пути достижения целей и устанавливать целевые ориентиры. |
|
62 |
Лыжная подготовка Техника спуска со склонов, преодоления подъемов. |
Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом. |
|
63 |
Лыжная подготовка Прохождение дистанции по учебной лыжне лыжными ходами (500, 1000, 2000, 3000 м). |
Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками. |
|
Футбол 6ч. |
|||
64 |
Футбол вводный урок. |
||
65 |
Футбол Правило игры. Правило Т.Б. на уроках по футболу. |
Различать общую и специальную физическую подготовку, понимать их воздействие на укрепление здоровья. |
|
66 |
Футбол Различные техники передвижения с техникой владения мячом. |
Уметь анализировать и объективно оценивать результаты собственных действий. |
|
67 |
Футбол Техника полевого игрока. Выполнение ударов по мячу ногой на точность и силу после остановки мяча |
технически правильно выполнять двигательные действия; добросовестно выполнять учебные задания. |
|
68 |
Футбол Удары по мячу головой на точность вниз вперёд и в стороны, на короткое и среднее расстояния. |
Описывать и демонстрировать технику полевого игрока, её действий и приемов, выявлять и устранять типичные ошибки. |
|
69 |
Футбол Игра в мини-футбол. |
Знать правило игры. |
|
Кроссовая подготовка 9ч. |
|||
70 |
Кроссовая подготовка: Вводный урок. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
71 |
Кроссовая подготовка Равномерный бег до 7 мин. Т.Б. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
72 |
Кроссовая подготовка Равномерный бег до 10 мин. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
73 |
Кроссовая подготовка Равномерный бег до 12 мин. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
74 |
Кроссовая подготовка Бег с преодолением препятствий. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
75 |
Кроссовая подготовка Бег по пересеченной местности. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
76 |
Кроссовая подготовка Беспрерывный эстафетный бег на отрезках 100, 200, 400 м. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
77 |
Кроссовая подготовка Преодоление дистанции 2 км.в среднем темпе. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
78 |
Кроссовая подготовка Преодоление дистанции 3 км. |
Знать технику выполнения длительного бега. |
|
4 четверть Волейбол 12ч. |
|||
79 |
Вводный урок. |
||
80 |
Волейбол: Техника безопасности на уроках по волейболу. |
Знать Т.Б. |
|
81 |
Волейбол: Стойка игрока перемещение в стойке. |
Уметь играть волейбол по упращенным правилам. |
|
82 |
Волейбол: Эстафеты подвижные игры с элементами волейбола. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
83 |
Волейбол: совершенствование Стойка игрока перемещение в стойке. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
84 |
Волейбол: закрепление Стойка игрока перемещение в стойке. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
85 |
Волейбол: Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
86 |
Волейбол: совершенствование Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
87 |
Волейбол: закрепление Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
88 |
Волейбол: Прием мяча снизу двумя руками над собой. Игра в мини-волейбол. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
89 |
Волейбол: совершенствование Прием мяча снизу двумя руками над собой. Игра в мини-волейбол. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
90 |
Волейбол: закрепление Прием мяча снизу двумя руками над собой. Игра в мини-волейбол. |
Выполнять правильно технические действия. |
|
Плавание (сухое). 6ч. |
|||
91 |
Плавание: Вводный урок. |
||
92 |
Плавание: Т.Б. на уроках по плаванию. |
Знать т.б. на уроке плавание. |
|
93 |
Плавание: Выполнение движений ногами имитирующие технику кроля на груди и на спине. |
Уметь применять игровые и подводящие упражнения на суше. |
|
94 |
Плавание: Комплексы упражнений для формирования«мышечного корсета. |
Знать о влиянии физических упражнений на телосложение. |
|
95 |
Плавание: Дыхательные и корригирующие упражнения без предмета, с предметом. |
Сформированность устойчивых позиций на ведение здорового образа жизни, на систематические занятия физической культурой и спортом. |
|
96 |
Плавание: Спец. упражнения на суше по овладению движений руками и ногами для освоения различных способов плавания. |
Знать, характеризовать и выполнять упражнения на развитие групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. |
|
Легкая атлетика 6ч. |
|||
97 |
Легкая атлетика. Вводный урок. |
||
98 |
Легкая атлетика Прыжки на одной и двух ногах на месте; с продвижением вперёд или назад. |
Различать технические особенности выполнения двигательных действий (бег, прыжки, метания). |
|
99 |
Легкая атлетика Метание мяча на точность и дальность, в цель, мишеням, на точность и дальность отскока. |
Знать, понимать и применять на практике основные упражнения и задания на освоение технических особенностей основных легкоатлетических видов (бег, прыжки, метания). |
|
100 |
Легкая атлетика Смешанные передвижения (чередование бега и ходьбы и т.п.). |
Описывать и демонстрировать технику выполнения смешанных передвижений. |
|
101 |
Легкая атлетика Старт из различных исходных положений. Челночный бег. |
Знать и применять на практике изучаемый материал для развития выносливости с учётом уровня физической подготовленности. |
|
102 |
Легкая атлетика Закрепление технических навыков бега, развитие координационных и скоростных способностей. |
Знать и владеть техникой бега с ускорением, с изменением направления, по разметкам, по кругу, восьмёрке, дуге и виражу. |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Учебные нормативы по физической культуре для учащихся 5 класса
№ |
Контрольные упражнения |
Мальчики |
девочки |
|||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Бег 30 м. |
6.3 |
5.5 |
5.2 |
6.4 |
5.8 |
5.4 |
|
2 |
Бег 60 м. |
11.2 |
10.6 |
10.0 |
11.4 |
10.8 |
10.4 |
|
3 |
Челночный бег 3х10 м. |
9.7 |
9.0 |
8.6 |
10.1 |
9.6 |
8.9 |
|
4 |
Бег 1000 м. |
6.25 |
5.25 |
4.45 |
6.30 |
6.00 |
5.20 |
|
5 |
Бег 2000 м. |
Без |
учета |
врем. |
||||
6 |
Прыжки в длину с места |
140 |
170 |
190 |
130 |
160 |
175 |
|
7 |
Прыжки в длину с разбега |
260 |
300 |
340 |
220 |
260 |
300 |
|
8 |
Метание мяча на дальность |
20 |
26 |
32 |
14 |
17 |
20 |
|
9 |
Вис на согнутых руках |
6 |
15 |
25 |
5 |
12 |
20 |
|
10 |
Подтягивания в висе |
3 |
4 |
6 |
8 |
10 |
14 |
|
11 |
Сгибание рук в упоре лежа |
9 |
16 |
23 |
4 |
7 |
10 |
|
12 |
Наклон вперед |
0 |
6 |
10 |
2 |
8 |
14 |
|
13 |
Поднимание туловища(1мин.) |
27 |
39 |
49 |
22 |
33 |
42 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
материально - техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины
:волейбольные мячи,баскетбольные мячи, футбольные мячи, набивные мячи, мячи малые (теннисные), гимнастические палки, волейбольная сетка, гимнастические стенки, лыжи с палками, гири, гантели, перекладина, маты, брусья гимнастические разновысокие, брусья гимнастические параллельные, перекладина гимнастическая, гимнастический козел, гимнастический конь, набор для настольного тенниса, флажки, секундомер, кольца гимнастические с механизмом крепления, канат для лазанья с механизмом крепления, мост гимнастический подкидной, скамейка гимнастическая жесткая, скакалка гимнастическая, обруч гимнастический, планка для прыжков в высоту, рулетка измерительная (10 м, 50 м), комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой, легкоатлетическая дорожка, сектор для прыжков в длину, сектор для прыжков в высоту, игровое поле для футбола (мини-футбола), полоса препятствий.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1.
2. Настольная книга учителя физкультуры (автор-составитель Б.И.Мишин. Москва. АСТ, Астрель).
3. Настольная книга учителя физкультуры ( автор Ю.А. Янсон Ростов –на – Дону).
4. Учебник «Физкультура 5-7 кл.» 2012г., Петрова, Копылов, Полянская, Петров, - М.: «Вентана-Граф».2013
6. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре». - М.: Дрофа 2001.
7. В.А.Лепешкин. «Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы» Методическое пособие. - М.: Дрофа 2006.
8. В.С.Кузнецов. «Планирование и организация занятий. 5 класс» Учебное издание. - М.: Дрофа 2003.
10. В.Г.Голиков «Практикум для начинающего тренера по футболу» Учебное пособие. – Белгород «Крестьянское дело» 2002.
11. Е.Талага. «Энциклопедия физических упражнений» – М.: «Физкультура и спорт» 1998.
12. А.В.Царик. «Справочник работника физической культуры и спорта» Справочник. – М: «Советский спорт» 2005.
13. СD-ROM: электронная библиотека - «Лечебная физкультура и массаж».
14. СD-ROM: мультимедиа - энциклопедия - «Энциклопедия спорта».
15. СD-ROM: электронная книга – «Лучшие спортсмены мира».
16. 500 игр и эстафет. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.: ил. – (Спорт в рисунках).
17. Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 276 с.
18. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
19. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие /Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с.- (Настольная книга).
20. Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никадрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 496 с.