12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Азарова Мария Сергеевна50
Россия, Рязанская обл., Рязань

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский педагогический колледж»

(ОГБПОУ «РПК»)





КОНСПЕКТ УРОКА МДК 02.04. Практикум по краеведению

на тему: «7 чудес Рязанской области»









Выполнила: Азарова Мария Сергеевна

Группа: 3ш

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах





Рязань, 2020 год

Класс: 2, 3

Тема: 7 чудес Рязанской области.

Цель: познакомиться с главными достопримечательностями Рязанской области

Задачи:

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к истории родного края;

-развивать грамотную речь;

-основные мыслительные операции (анализ, синтез);

Воспитательные:

-воспитывать любовь к истории своего края;

-воспитывать уважительное отношение к архитектуре и красоте родного края;

Образовательные:

-знать 7 чудес Рязанской области;

-знать, почему выбрали именно эти места;

-уметь называть эти места;

-уметь выразительно читать стихи;

УУД:

Личностные:

-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

-основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать цели мероприятия после предварительного обсуждения;

-принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

-строить речевые высказывания в устной форме;

-осуществлять анализ произведений;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-строить монологические высказывания.



Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Вводная часть

-Здравствуйте дети, сегодня занятие по краеведению у вас проведу я. Меня зовут Мария Сергеевна.

-Как вы думаете, хорошо ли вы знаете наш край?

-Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Это решила не я, а наш гость – Карлсон. Он прилетел к нам на своем пропеллере и принес необычную посылку и загадочное письмо. Давайте же скорее читать его.

-…, выходи, открой письмо и прочитай нам его в слух.













-Какое странное и запутанное письмо нам отправил наш гость. Ребята, что нам нужно сделать в первую очередь?

-Верно, так давайте же отгадывать.

-Какое слово у нас получилось?

-Да, что же это могло значить? Карлсон сказал, что это слово связанно с тем, куда мы отправимся. Есть ли у вас предположения?

-Ребята, давайте не будем забывать, что мы находимся на занятии по краеведению. А на этих занятиях мы говорим о родном крае. То есть о Рязанской области.

-Что же получается? Что сегодня мы отправимся смотреть чудеса Рязанской области?

-Давайте теперь посмотрим, что в этой посылке.





-Прочитайте название этих маршрутных листов.

-Значит мы были правы. А сколько там отмечено пунктов?

-Хорошо. Какая же тема и цель нашего занятия?





-Молодцы. И в каком населенном пункте у нас первая остановка?

Здороваются




-нет








«Привет, ученики. Я очень соскучился по школе и путешествиям. И поэтому решил заглянуть к вам. Я уже знаю куда мы сегодня отправимся. И хочу, чтобы узнали и вы. Поэтому к письму я прилагаю кроссворд, который вы должны обязательно отгадать. И после того, как поймете, что нас ждет за путешествие, откройте посылку. И я думаю, вы сразу все поймете.»


-Отгадать кроссворд


-«Чудеса»




Предположения детей







-Да



В посылке маршрутные листы (в классе дети сидят по 4 группы, листы рассчитаны на 4 группы, у всех одинаковые)


«Чудеса Рязанской области»


-7


Тема:7 Чудес Рязанской области

Цель: познакомиться с достопримечательностями нашего края


-Рязань

Слайд 1






Слайд 2

t1672082811aa.jpg










Слайд 3
















Слайд 4









Слайд 5






Слайд 6

Основная часть

-Ребята, Карлсон для нас подготовил игру. Но сначала он бы хотел, чтобы вы назвали правила поведения на занятии.

-Игра заключается в следующем: сегодня вы сидите по группам. Сейчас, каждая группа по очереди будут называть достопримечательности нашего города – Рязани. Если группа затрудняется продолжить, то она выбывает. Чья группа останется последней, та и выиграет в это игре.

-Итак, молодцы, поздравляем … группу.

-А как вы думаете, какая главная достопримечательность нашего города?

-Правильно. И это и есть первое чудо Рязанской области.

-Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник является одним из старейших музеев России. Он был основан 15 июня 1884 г. В тот день на заседании Рязанской Ученой архивной комиссии было решено создать исторический музей. Первым его экспонатом стала икона св. мучеников Флора и Лавра XVIII в., подаренная собранию полковником А. А. Мариным. В 1890 г. музей, располагавшийся в здании присутственных мест, впервые был открыт для посетителей. Коллекции музея насчитывали 10 727 предметов.

-Сейчас в Кремле находятся такие здания как:

*Соборная колокольня

*Гостиница Знати

*Спасо-Преображенский собор

*Церковь Богоявления

*Успенский собор

*Христорождественский собор

*Архангельский собор

*Консисторский корпус

*Певческий корпус

* Гостиница Черни

*Дворец Олега

А также:

*Кремлевский вал

*Глебовский мост

-Хорошо, мы посетили Кремль Рязани. Здесь скорее всего вы бывали и не один раз. Карлсон предлагает нам отправиться дальше, ведь времени у нас совсем не много, а сколько всего еще нужно увидеть.

-Какая следующая остановка?




-Карлсон, что же делать, следующая остановка для всех разная?

-А теперь все понятно. Вот те пазлы про которые говорил нам Карлсон. Давайте же поработаем в группах и соберем их. Хочется поскорее узнать, что еще входят в чудеса нашего края.

-Итак, что же получилось у каждой группы?





-Правильно, молодцы. И об этих достопримечательностях, нам подготовили сообщения (заранее раздала темы и информацию) ваши одноклассники. Начнем с реки Пра.


























-Давайте отгадаем кроссворд, чтобы понять, о чем мы послушаем дальше.


























-Теперь давайте посмотрим небольшое видео об Окском заповеднике.


-Ребята, а вы знали, что существует легенда о усадьбе фон Дервиза. Что именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». Однако доказательств этого нет, а сами кадры старого фильма не демонстрируют каких-то особых примет, по которым можно было бы соотнести место съёмок с усадьбой Фон Дервизов. Усадьба фон Дервиза расположена в селе Кирицы, Спасского района. На правом берегу реки Прони, над оврагом, стоит затейливый дворец, от которого вниз спускаются каскады лестниц. Дворец был построен в 1889 г.

-А поподробнее об это месте на расскажет …

































- Во дворце сделали детский санаторий для лечения детей от костного туберкулёза. Та самая болезнь, от которой умерли двое детей Павла Григорьевича фон Дервиза. На территорию людей пускают (бесплатно), но заходить в здания нельзя. Санаторий действует до сих пор.

-И последняя достопримечательность, которую вы собрали в группе стал Свято – Иоанно – Богословский монастырь.

- Это мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области.
























- В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый. Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно». Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей, да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

-Ребята, а вспомните, сколько было чудес Рязанского края?

-И сколько там осталось узнать?

-Давайте посмотрим видео о следующем чуде.


-О ком же идет речь?

-Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина является чудом Рязанского края. В центре села Константиново напротив церкви Казанской иконы Божией Матери расположена усадьба Есениных. В 1965 году в этой простой деревенской избе был открыт музей знаменитого русского поэта.

-Давайте послушаем стихотворение Есенина, которое выучил/а …










































-Так красиво писал Есенин о своем доме и родном крае.

-И мы отправляемся в последнее место на наших маршрутных листа – озера Мещеры. Озера Мещеры живописные, не похожие одно на другое. Да и цвет воды в них тоже не одинаков. В одних она темная, почти черная, в других – фиолетовая, синеватая или желтовато-зеленая. Озера тянутся по всей северной окраине низменности до берегов Клязьмы. Многие из них расположены целыми группами, соединены заросшими протоками и служат отличным местом не только для водных походов, но и для рыбной ловли. Большинство озер в Мещере ледникового происхождения. Многие из них зарастают травой и осокой. В таких озерах водятся караси, вьюны, лини. Рыба часто меняет окраску под цвет воды. Мещерские озера очень мелки. И чем больше они по площади, тем мельче.



















-Некоторые говорят, что в этих озерах живут русалки, леший и водяной.



Называют правила








Играют



-Кремль






































Т.к. мы разделились на 4 группы, то следующая остановка для каждой группы своя – пазлы для каждой группы.








-Река Пра

-Окский заповедник

-Усадьба фон Дервиза

- Свято – Иоанно – Богословский монастырь





Река Пра: Пра — река в Рязанской области Российской Федерации, левый приток Оки. Вытекает из озера Святое (Клепиковские озёра), течет Мещёрскими лесами на юг, юго-восток и восток. На Пре расположен город Спас-Клепики— районный центр Рязанской области. Русло реки песчаное. По обычной воде по берегам много пляжей из белого песка. Травы в реке нет. Вода прозрачная, по цвету напоминает чай слабой заварки. В сухое лето (по малой воде) окраска воды более густая. Весной вода отстаивается на озерах и смешивается с талой водой, поэтому болотная окраска почти не заметна. По берегам растут в основном сосновые леса, реже смешанные леса с преобладанием сосны.


Окский заповедник: Сам заповедник находится в поселке Брыкин бор. И основан он в 1935 году. Сначала заповедник назывался «Окский государственный выхухолевый», так как основной целью его создания было сохранение и увеличение численности русской выхухоли. Зоологи страны были обеспокоены сокращением численности этого зверька. Первоначально площадь Окского заповедника составляла 11 тыс. га и включала русло реки Пры. А в настоящий момент общая площадь, находящаяся под контролем Окского заповедника, составляет более 77 тыс. га. Журавль и зубр – животные, которые обитают в Окском заповеднике. И специально для них созданы питомники.


Просмотр видео.
















Усадьба фон Дервиза: Первым владельцем усадьбы был Павел фон Дервиз - строитель Московско-Рязанской железной дороги, известный коллекционер и меценат. За внушительное состояние современники прозвали его "Русским Монте-Кристо". Главный дом был увенчан башенками со шпилями и украшен скульптурами. От него к террасе спускались две изящные лестницы. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое — оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз — к сложной системе прудов и фруктовому саду — уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров.














Свято – Иоанно – Богословский монастырь: Недалеко от монастыря находится святой источник, известный среди православных как целебный. Вода в источнике круглый год имеет одинаковую температуру +4 градуса. Рядом с источником находится постоянно действующая купель. Внутри помещение купели обито деревом, а спуститься вниз, в саму купель, можно по ступенькам. Рядом с монастырем имеется редкий памятник истории — тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Село Пощупово, известное древним монастырём, раньше называлось Богослов.




























-7

-2



Просмотр видео

-О Есенине











Низкий дом с голубыми ставнями

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

26 мая 1924





















Озера Мещеры:

На границе Московской и Рязанской областей в Егорьевском районе, в 10 км к востоку и юго — востоку от пос. Рязановский,находятся Радовицкие озёра или Радовицкая озерная группа(оз. Щучье, Большое, Малое Митинское, Негарь, Комгарь и др.). Расположена среди обширных болот и мшар (сухих болот), перемежаемых вековыми сосновыми борами. Из-за труднодоступности Радовицких озер (местные жители называют этот район «Чертов угол») сюда нечасто добираются туристы и рыбаки.



Слайд 7 (правила)

Слайд 8 (игра)










Слайд 9 (видео)

















Слайд 10 (карта)




















Слайд 11






Слайд 12 (слова Карлсона)
















Слайд 13 (река Пра)



























Слайд 14












































Слайд 15 и 16















































Слайд 17 и 18

























































Слайд 19

Слайд 20
























































Слайд 21

Заключительная часть

-Итак, наше путешествие подходит к концу. Что же нам скажет Карлсон?

-Ребята, давайте же еще раз вспомним, где мы сегодня побывали.

-Теперь давайте скажем Карлсону за что мы любим родной край


Слайд 22


Видео на Окский заповедник: https://yandex.ru/efir?stream_id=431627c9c6e55d299c9634b852f01c2a&from_block=logo_partner_player



t1672082811ab.png

Загадки для кроссворда:

Он могучий и с рогами,

В шерстяной жилетке,

На спине огромный горб,

Ест траву, а также ветки!

Ответ: зубр

Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …

Ответ: кабан

Я знаю дерево одно,

Любимо пчёлками оно:

Нектар им щедро отдаёт,

Что превратили в сладкий мёд.

Ответ: липа

Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится ...

Ответ: сосна

Петушиные бои,

На току случаются,

Но ведь птицы то из леса,

Как же называются?

Ответ: тетерева

Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.

Ответ: ель

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

Ответ: дуб

Снег копытом звонким бьёт

Чудный ягель достаёт.

Ответ: олень

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
Ответ: лиса

Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …

Ответ: барсук





t1672082811ac.pngt1672082811ad.gif

Окский заповедник



t1672082811ae.pngt1672082811af.gif

Усадьба фон Дервиза



t1672082811ag.pngt1672082811ah.gif

Свято – Иоанно – Богословский монастырь



t1672082811ai.pngt1672082811aj.gif

Река Пра



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.