Конспект урока по русскому языку «Дорога к сердцу» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №1
Ульяновской области р.п. Новоспасское
Конспект урока по русскому языку, проведённый в 5 классе МБОУ СОШ №1 на тему: « Дорога к сердцу» ( или как правильно писать письма).
Презентация, приложение.
Составила
Вдовина Вероника Николаевна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Предмет: Русский язык
Раздел : « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Тема урока: Дорога к сердцу ( или как правильно писать письма).
Место в системе уроков – на этапе изучения постановки знаков препинания при обращении.
Цели:
образовательная – познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей, со структурой письма и правилами его написания;
развивающая – развивать интерес к эпистолярному жанру, развитие коммуникативных способностей учащихся.
воспитательная – воспитывать уважительное отношение к людям, к работникам почтовой связи, желание писать письма и получать их.
Тип урока: урок развития речи.
Методы работы: эвристический, поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
индивидуальная( чтение сочинений, выбор номинации, работа с учебником, групповая (работа в выбранной номинации), фронтальная( прослушивание рассказов учащихся групп, просмотр презентации, работа с учителем).
Техническое оснащение, оборудование.
мультимедийный проектор
компьютер
презентация
конверт
памятки для учащихся.
Планируемый результат
- умение писать письма, опираясь на знания основных этапов в написании письма
-умение использовать разговорную речь при написании писем
-умение заполнять конверт
- умение пользоваться правилами переписки
Методические рекомендации по использованию урока.
Урок рассчитан на 1 час в 5 классе и проводится после изучения темы «Предложения с обращениями» по программе Т.А. Ладыженской базовый уровень, учебник Русский язык 5 класс для ОУ в 2 частях, Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцова, М.: Просвещение, 2012.
Заявленная тема урока позволяет обратиться к местному краеведческому материалу, изучить письма времён Великой Отечественной войны, закрепить знания учащихся об эпистолярном жанре, воспитывать интерес к прошлому страны, гордость за своих земляков. Данный урок – это сочетание четырёх факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетами развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приёмы и технологии как условия успешной реализации предметного содержания (приёмы технологии критического мышления, ИКТ, интегрированные и развивающие технологии. Для формирования мотивации используются различные приёмы: логичность изложения нового материала, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности. Чёткое построение работы по развитию речи – это необходимое условие для совершенствования устной и письменной речи ребят. Такая работа ощутима и на данном уроке: это и построение диалога учитель – ученик, организация подготовительной работы, работа со словарями, выполнение творческих заданий в группах. Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности на уроке – работа в микрогруппах. Каждая группа получила индивидуальное задание по новому материалу, а после изучения представляет его на всеобщее обсуждение.
Предварительная работа.
Учащиеся были разделена на творческие группы и получили опережающее задание : исследование писем, хранящихся в семейных архивах и в школьном краеведческом музее, проведение опроса о роли писем в жизни, создание марок с видами Новоспасска, изучение истории возникновения писем.
Основные этапы урока.
Урок начинается с выяснения темы и выявления знаний, умений учащихся по данной теме. Цель этого этапа – заинтересовать учащихся эпистолярным жанром, поставить те вопросы, которые будут обсуждаться впоследствии.
Следующий этап урока – подбор смысловых ассоциаций к слову письмо и знакомство с информацией о возникновении эпистолярного жанра. Цель – расширить словарный запас учащихся, умение составлять ассоциативные ряды, расширение кругозора.
Ребята из группы «Исследователи» рассказывают историю возникновения эпистолярного жанра и показывают сценку из книги Р.Киплинга « Как было написано первое письмо». Творческое обыгрывание истории письма настраивает учащихся на активное обсуждение и ответы на вопросы.
Игра «Соотнеси слово и понятие» позволяет вдуматься в лексическое значение слова.
На следующем этапе урока ребята из группы «Корреспонденты» рассказывают о проведенном опросе среди жителей о роли письма в их жизни. Это позволяет сделать вывод, что писем сейчас пишут меньше, выявить причины этого.
Работа со схемой по видам писем знакомит детей с их классификацией.
Изучение писем времён ВОВ позволяет понять, что пережила страна в те тяжёлые времена и на основе анализа выделить смысловые части письма.
Групповая работа – это важнейший этап урока. Именно здесь ребята учатся сотрудничать, приходить к общему решению, опираясь на знания, полученные на уроке, они совместно пишут письма разных видов, а затем знакомят друг друга с написанным.
На следующем этапе урока организуется работа по правильному заполнению конверта – это поможет в дальнейшем избежать ошибок.
Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, заставляет учащихся искать ответ самостоятельно, опираясь на жизненный опыт и знания, умения, полученные на уроке.
Рефлексия даёт возможность каждому учащемуся проанализировать свою деятельность на каждом этапе урока.
В качестве домашнего задания детям предлагается написать письмо учителю по одной из выбранных тем.
Ход урока.
Начальный этап.
Организационный момент
- определение готовности к уроку
- приветствие
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках? ( обычный белый лист)
- Как вы думаете, что с ним можно сделать? ( измять, превратить в прекрасную поделку, вырезать снежинку)
- А можно сесть и написать другу, близкому человеку послать весть о себе, поинтересоваться жизнью родных – протянуть ниточку от сердца к сердцу.
Письма…
Давно как мы их получали.
Письма развеют глухие печали,
Письма расскажут, как жизнь наша мчится
И сквозь конверт тёплым светом лучится.
Пусть говорят, в век компьютерной связи
Письма друг другу писать нужно разве?
- Ребята, а как вы думаете, нужно ли в наш век писать друг другу письма?
- Какой же будет наша сегодняшняя тема урока? ( мы сегодня будем учиться писать письма) ( СЛАЙД 1)
Основной этап урока.
Запись числа и темы в тетрадь
Целеполагание
- Как вы думаете, ребята о чём мы сегодня будем говорить на уроке, что нового о письмах узнаем, чему научимся? ( будем говорить об особенностях жанра письма, узнаем как правильно писать письма, научимся писать разного вида письма).
- Для работы на уроке мы разделились на творческие группы. 1 гр. «Исследователи» (изучали историю возникновения письма), 2 гр. «Корреспонденты» (провели опрос среди жителей нашего посёлка с целью выявления их мнения о роли письма в их жизни), 3 гр.
«Краеведы» (посетили школьный краеведческий музей, изучили письма времён Великой Отечественной войны и готовы познакомить нас с полученной информацией. Ребята из 4 гр. потрудились на славу, они приготовили марки для конверта с видами Новоспасска. Групповая работа поможет нам изучить эпистолярный жанр с разных точек зрения, сделать определённые выводы, овладеть правильным написанием письма, раскрыть свой творческий потенциал.
Смысловые ассоциации.
- Письмо…, какие смысловые ассоциации у вас возникают, когда вы слышите данное слово? ( запись учителем на доске ассоциативного ряда)
Письмо- текст –рассказ – сообщение – информация – исповедь – приглашение –общение.
Словарно- лексическая работа.
- Что такое письмо?
- Обратимся к толковому словарю Ожегова и прочитаем:
Письмо- Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому – нибудь. ( СЛАЙД 2 )
- Интересно, ребята, а как возникли первые письма? ( ответы учащихся)
- История письма процесс длительный, многовековой, сложный. В нём различают три этапа: ( СЛАЙД 3 )
первый – предписьменность;
второй - пиктографическое письмо;
третий - начертательное письмо.
Рассказ учеников из группы « Исследователи» об истории возникновения письма.
1уч. Сначала ( примерно 10 тысяч лет назад) люди придумали предметное письмо. В качестве средств общения использовались предметы. Например, лутзу (народность Тибета) однажды послали китайцам в знак объявления войны деревяшку с зарубками. Прикрепив к ней перо, кусок обожжённого дерева и рыбу.
2уч. на смену предметному письму пришло условно – предметное. Использовались разноцветные узлы и шнуры – на них узелковое письмо.
- У славянских народов исторически с предметно – узелковым письмом связан один прекрасный обычай. Как вы думаете, какой? ( поднесение хлеба и соли – знак дружбы и приветствия).
3 уч. название пиктографическое письмо происходит от латинского pictus – рисунок, картина, grapho – пишу. По – другому рисунок называли пиктограммой. Не всегда такие письма правильно понимались. Вот что случилось с героиней сказки Киплинга « Как было написано первое письмо».
Инсценировка сказки. ( Приложение 1) . Итак, в течение многих веков человечество упорно искало наиболее совершенные средства письменного общения. Поиски увенчались успехом. Звуко- буквенное письмо – самое экономное. Буквы позволяют передать нам безграничное количество слов. Это ли не чудо!
Игра « Соотнеси слово и его значение».
- А сейчас , ребята, проверим насколько вы хорошо знаете слова, связанные с эпистолярным жанром. Вам нужно посмотреть на презентацию ( СЛАЙД 4 ) и соотнести слово и его лексическое значение, выписав только цифры.
1.Почтальон 1. Человек, которому адресовано письмо.
2. Почтамп 2. Цифровой код, содержащий информацию о регионе.
3. Адресат 3. Человек, который написал письмо.
4. Адресант 4. Работник почты, доставляющий корреспонденцию по
адресу.
5. Индекс 5.Главное почтовое учреждение города, осуществляющее все виды телеграфной связи.
Проверка ( СЛАЙД 5 )
- Письмо. Существует ли сейчас это средство общения? В какой форме? С результатами работы по этим вопросам нас познакомит группа корреспондентов.
Анализ данных опроса , проведённого среди жителей р.п. Новоспасское
- Ребята изучали мнение населения по следующим вопросам :( СЛАЙД 6):
- Считаете ли вы, что жанр письма устарел в современной жизни?
- Есть ли в ваших семейных архивах письма – реликвии. Чем они вам дороги?
- Как часто вы пишите письма, какие они электронные или рукописные?
Дети рассказывают о том, что население реже стало писать письма и в основном они электронные. В семейных архивах в основном бережно хранятся письма времён войны.
- Почему же сейчас люди реже пишут письма? ( письменное общение нам заменили телефоны и компьютеры . Даже по праздникам мы стали реже получать поздравительные открытки).
- Несомненно, когда есть быстрая связь – это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить общение через письмо? ( несмотря на то, что в современном мире сотовая связь и электронные письма имеют очень большое значение в жизни людей, простые письма надо друг другу писать, потому что их можно хранить долго)
Физминутка
Сели мы писать письмо
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнём
И немножко отдохнём.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг другу улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два поприседаем
И работу продолжаем.
Беседа о видах писем.
- Ребята, а кому и зачем пишут письма? Читали ли вы письма на страницах газет, журналов? Можно ли получить письмо из суда, налоговой инспекции, редакции журнала?
- Значит, письма бывают как личные, так и официальные. ( СЛАЙД7)
- Мы рассмотрели на схеме, какие бывают письма. У меня в руках послание, которому очень много лет. Эта реликвия бережно хранится в краеведческом музее нашей школы. Ребята из краеведческой группы прочитают письмо и поделятся своими впечатлениями.
Знакомство с композицией письма.
( СЛАЙД 8) Письмо с фронта. Учащиеся читают его и рассказывают о том. что они узнали из него.
- Вернёмся к прочитанному письму. Обсудите в группах, из каких частей оно состоит. ( ответы учащихся каждой группы).
- Обратимся к слайду и посмотрим, правильные ли выводы мы сделали.
(СЛАЙД 9).
- Какие речевые формулы можно использовать в письме? ( Приложение 2)
- Мне хочется раздать эти таблицы вам, чтобы вы в дальнейшем правильно и без ошибок писали письма.
Словарная работа.
-Чтобы нашим близким приятно было читать наши письма , как мы должны их писать ? ( аккуратно, разборчивым почерком, без ошибок).
- Сейчас мы напишем словарный диктант из наиболее употребляемых слов в письмах, а затем проверим себя, глядя на следующий слайд презентации.
(СЛАЙД10) Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи, всего доброго.
Групповое творческое задание.
- А сейчас , ребята, мы напишем письмо. У каждой группы на столе лежит чистый лист и каждая группа получает своё задание . 1гр. Письмо – рассказ об интересном событии из вашей жизни. 2 гр. Письмо – поздравление( с победой в соревнованиях, в учёбе, с днём рождения). 3 гр. Письмо – просьбу( дать посмотреть диск с интересным фильмом, почитать книгу, помочь в каком – либо деле). 4 гр. Письмо – благодарность сотрудникам почты.
Учащиеся пишут письма 5-7 минут, а затем читают их вслух и анализируют.
Заполнение конверта.
-Письмо мы написали. А теперь что нужно сделать? Правильно, вложить в конверт и подписать его. Герои детского рассказа Н.Носова вот как подписали конверт: « Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру». Запечатали конверт и бросили в ящик, как вы думаете, дойдёт такое письмо милиционеру? ( нет)
- А почему? ( т.к. конверт должен быть подписан правильно: индекс, адрес, имена адресата и адресанта написаны чётко)
( СЛАЙД 11)
- Когда мы подписываем конверт надо знать правила:
1)писать грамотно, разборчиво, аккуратно.
2)название города, посёлка, области, района в И.п.
3)Ф.И.О. отправителя в Р.п.
4)Ф.И.О. получателя в Д.п.
5)внизу пишется индекс предприятия связи ( 6 цифр).
-На столе у вас лежат конверты, заполните их. Заполнение начните с адреса получателя, это мой адрес, а почему я вам его написала ,скажу чуть позже, а затем ваш адрес. (взаимопроверка в группах, в каждой группе выбран ответственный)
Сообщение о марке. ( СЛАЙД12)
- В уголке конверта мы можем увидеть марку. А для чего она там, кто первый изобрёл марку?
- Появление первой марки тесно связано с именем англичанина Роулэнда Хилла, члена палаты общины английского парламента. Он первым предложил удобный и единый знак оплаты почтовой корреспонденции, наклеивающейся на конверт. С тех пор минуло много лет, марки менялись и усовершенствовались. Я предлагаю группе художников нарисовать марку для конверта с видами Новоспасска. Ребята, прокомментируйте ваши работы.
- Вернемся к тому, как звучит тема нашего урока. Можно ли в наш современный век считать письмо дорогой к сердцу?
Рефлексия ( СЛАЙД 13)
Интерес: что интересного было на уроке?
Творчество: какие творческие задания вы выполняли?
Обучение: чему вы научились?
Главное: что сегодняшнее занятие дало мне?
Домашнее задание ( СЛАЙД 14 )
-Напишите письмо по одной из предложенных тем и вложите в подписанный конверт с моим адресом. Темы :
1)письмо –рассказ о радостном событии в моей жизни;
2)письмо к герою литературного произведения или герою мультфильма;
3)письмо об удивительных уголках Новоспасска.
Итог урока.
- А закончить нашу встречу хочется такими словами:
А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек-
С дерева опавший лист.
Только адрес твой и имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила-
Просто пёрышко вложи,
Что синица обронила.
Приложение 1
Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме.
Основные части письма |
Содержание |
Речевые формулы |
Вступление |
Приветствие Обращение Место написания Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом. |
Здравствуйте! Привет! Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т.д., имя и все его формы. |
Основная часть |
Изложение информации, с которой хочет поделиться автор. Сообщение интересующей адресата информации. |
Рад сообщить…. Хотел бы рассказать… Новостей немного…. Ты спрашиваешь, что у нас нового… и т.д. |
Заключение |
Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать Дата написания письма, подпись. P.s. (PostSkriptum), что означает после написанного, это та информация, которую забыли написать в письме. |
С уважением Уважающий Вас Всегда Ваш Любящий тебя До свидания! До скорого свидания! Всего доброго! Передавай привет… Прощай! |
Приложение 2
Здравствуйте, меня зовут Девочка – которую – нужно – было – хорошенько – отшлёпать – за то – что она такая – шалунья или просто Теффи.
Как – то раз я со своим отцом отправилась на реку за раками. По дороге у моего отца сломалось копьё, и мы решили передать с незнакомцем, идущим по направлению к нашему племени, письмо для мамы, чтобы она прислала нам другое копьё. На куске берёзовой коры я нацарапала акульим пером такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести, самого незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу , я нарисовала бобров, которые встретятся на пути, а на последнем рисунке я изобразила маму с копьём в руке. Я думала, что на картинке всё будет понятно. Но незнакомец понял по – своему. Что моему отцу – вождю племени -грозит опасность. За врагов с копьями он принял бобров, которых было много. А мама очень расстроилась. Она подумала, что незнакомец проткнул моего папу копьём, сломал его руку, напугал меня и что целая шайка злодеев в виде бобров подкрадывается ко мне и к папе сзади.
Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь правильно его прочитать. Когда всё выяснилось, все долго смеялись. А главный вождь племени похвалил меня : « Ты сделала великое открытие - написала первое письмо».
презентация
ZIP / 27.25 Мб
Васильева Татьяна