Родительское собрание «Знакомство. Я и мой ребенок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 «Дружба»
город Пятигорск
Родительское собрание
« Знакомство.
Я и мой ребенок».
Составитель:
Педагог-психолог
Мазалева Александра Игоревна
2019
Здравствуйте уважаемые родители!
Рада вас всех видеть. Меня зовут Александра Игоревна, я - педагог-психолог нашего детского сада, мне бы хотелось рассказать о моей работе, чтобы вы знали, какую роль я тут выполняю.
Я, как и воспитатель только играю с детьми! Работает психолог ДОУ со здоровыми детьми, он их не лечит, он с ними посредством игр и упражнений улучшает память, внимание, воображение, мышление, их познавательное развитие.
И если какому-то ребенку требуется реально помощь доктора, то тут педагог-психолог может только рекомендовать родителям какого-то специалиста!
Основные направления работы педагога психолога:
-Диагностическая.
В течение года я, как педагог-психолог буду проводить диагностическую работу. Ее цель понять все ли в порядке у малыша, усвоил ли он программу детского сада, а может ему требуется помощь в виде развивающих занятий или рекомендаций воспитателю, на что обратить внимание у данного ребенка.
Кроме основной диагностической работе Вы, родители, заметив, что что-то не так с вашим ребенком может обратиться в любое время и мы вместе, сообща, поможем малышу победить страх или, например застенчивость.
-Коррекционная
Если в ходе диагностики выяснилось, что какой- то ребенок нуждается в помощи, то педагог-психолог с помощью игр и упражнений помогает ему в развитие психических процессов.
-Консультативное.
Делится на 2 вида: то что запланировал педагог-психолог и по "запросу родителя"
В данный момент мое выступление запланировано и мне хочется что бы вы поняли роль педагога-психолога в детском саду. А если у вас остались какие-то вопросы по развитию вашего ребенка , вы всегда можете подойти в индивидуальном порядке.
Главной моей задачей является то, чтобы жизнь вашего ребенка в детском саду была удобней и комфортней с учетом индивидуальных особенностей .
Упражнение «Этажи»
(цель - помочь родителям принять ребенка таким, какой он есть)
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на втором этаже - обычные товары средней цены и качества;
- на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Обсуждение: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. А может быть, с его помощью воплотим свои несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает.
Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваши, дети не исключение. В них есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить. И ваша задача принять своего ребенка, без каких либо условий, такого, какой он есть.
Упражнение «Цветок»
(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.
Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?
Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности малыша - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.
ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!
Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЕЖНОСТЬ.
Упражнение «Диктат»
(цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка)
Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.
• Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
• Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
• Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
• Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
• Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)
– А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Рекомендации ведущему. Во время обсуждения добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.
Психологический комментарий. Упражнение дает возможность осознать права ребенка и принять их.
Обобщение.
И самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры».
В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится? В минуты сильнейшего гнева посмотрите на себя в зеркало. Я уверена вы себе не понравитесь, и вам расхочется кричать на ребёнка. Только доверие, обсуждение создавшейся ситуации и совместный поиск разрешения конфликта.
И в заключенье, хочу добавить:
Родительская мудрость заключается в том, чтобы родители смогли найти ту золотую середину в отношениях с детьми, которая включает в себя терпение и осуждение, радость и гнев, бурю и покой. Трудно это?! Бесспорно. Этому надо учиться. Учиться из книг, из жизни благополучных семей, и как ни парадоксально, учиться у своих детей!!!
(Родителями заполняется согласие на психологическое сопровождение в приложении.)
Спасибо за внимание!! (Прощание)
Приложение 1
СОГЛАСИЕ родителей (законных представителей)
на психологическое сопровождение ребенка
В соответствии с общеобразовательной Программой дошкольного образования, целями и задачами МБДОУ Детский сад №40 «Дружба», педагогическая работа по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей осуществляется с психологическим сопровождением.Психологическое сопровождение осуществляет педагог- психолог
Мазалева Александра Игоревна.
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
Психологическая диагностика развития ребенка
Участие ребенка в подгрупповых развивающих занятиях
Индивидуальные занятия с ребенком (при необходимости)
Консультирование родителей
Психологическое просвещение
(буклеты, памятки, стендовая информация)
Диагностика психологической готовности к обучению в школе
Педагог-психолог:
- предоставляет информацию о результатах психологического обследования ребенка при личном обращении родителей (законных представителей)
- не разглашает личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законными представителями)
- данные обследования ребенка могут быть использованы для написания обобщенного заключения об особенностях развития детей определенного возраста, в котором имя и фамилия ребенка не упоминаются (или упоминаются в сокращенном виде – кодировке), а используются только обобщенные количественные и процентные показатели.
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;
если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами
О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован
Родители (законные представители) ребенка имеют право:
обратиться к психологу ДОУ по интересующим вопросам
отказаться от психологического сопровождения ребенка аннулировать подписанное ранее Согласие / Отказ / психологического сопровождения, обратившись лично к психологу или заведующей ДОУ, и оформив новый документ на психологическое сопровождение
Я, ___________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя)
являясь родителем (законным представителем)
_____________________________________________________________________________
Фамилия Имя ребенка, год рождения
Согласен (согласна) на психологическое сопровождение моего ребенка
Отказываюсь от психологического сопровождения
_____________________________________________________________________________
Настоящее Согласие (отказ) дано мною «_____»________________20____г и действует
на время пребывания моего ребенка в МБДОУ «Детский сад № 40» «Дружба»
Подпись родителя (законного представителя) _____________________________________