12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шумская Алла Владимировна1728
ОКОУ "Курская школа".Учитель географии,стаж работы 36 лет, высшая категория. В 1987 году окончила КГПИ по специальности "учитель географии и биологии", в 2017 году - дефектологический факультет КГУ.
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Учителя-дефектологи»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС

А.В.ШУМСКАЯ

Адаптированная образовательная программа по географии представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены программой.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом Федерального Закона от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международных актов в области защиты прав ребенка, законов и иных нормативно-правовых актов Курской области, решений и приказов соответствующих органов управления образованием, Уставов и локальных актов Школы.

Цели программы:

всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию,

расширение кругозор об окружающем мире.

воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;

развитие наблюдательности, памяти, воображения, речи, логического мышления, умения анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам;

Задачи программы:

Образовательные

дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные

содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Коррекционно - развивающие

учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

- понимание и установление причинно-следственных зависимостей.

Личностными результатами изучения курса являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Технологии обучения предмету:

проблемное обучение

дифференцированные задания

тестирование и программированные опросы

познавательные игры,

создание занимательных ситуаций

эвристические беседы

использование информационно-коммуникативных технологий по темам 

самостоятельная работа

работа по простейшим алгоритмам

коллективный способ обучения

элементы технологии коммуникативного обучения

элементы технологии совместной продуктивной

деятельности

элементы технологии уровневой дифференциации

личностно ориентированная коллективная творческая деятельность

элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр

практические методы учения:

упражнения 

наблюдения

опыты

исследовательская деятельность

имитационные упражнения

объяснительно-иллюстративные

репродуктивные 

методы проблемного обучения

частично-поисковые или эвристические методы

исследовательские методы

самостоятельная работа с литературой по предмету

ролевые игры

проведение предметных недель

уроки-экскурсии

коллективные творческие дела

акции по охране природы

В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Изучается географического материала от простого к сложному. Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Лифанова Е.М. «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6 класс»- М., «Просвещение» 2001г. - 135страниц. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме практических работ, немых рисунков, схем, кроссвордов, ребусов, и т.д. Эти задания выполняются по ходу урока или как дополнение к домашнему заданию.

В  программе усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия обучающимися единства и общности многих явлений и понятий.

Распределение учебного материала по годам обучения:

6 класс – «Начальный курс физической географии» - 68 часов

Формы контроля:

Тестирование, промежуточные и итоговые контрольные работы в конце учебного года


 

планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

6 класс «Б»

Планируемый уровень знаний:

что изучает география;

горизонт, линию и стороны горизонта;

основные формы земной поверхности;

виды водоемов, их различия;

меры по охране воды от загрязнения;

правила поведения в природе;

отличие плана от рисунка и географической карты;

масштаб, его обозначения;

основные направления на плане, географической карте;

условные цвета и знаки географической карты;

расположение воды и суши на Земле;

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

значение искусственных спутников Земли, имена первых космонавтов;

различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

основные типы климатов

географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Планируемый уровень умений:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

читать географическую карту;

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

Распределение НРК по темам:

6 класс

Темы программы

Количество часов НРК

1. Введение

4

2. Ориентирование на местности

1

3. План и карта

1

4. Фомы поверхности Земли

4

5. Вода на Земле

5

6. Земной шар

2

7. Карта России

6

ИТОГО

22

6 класс (68 часов)

Введение (4 часа)

Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.

(в том числе 1 час регионального компонента)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяй­ственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз­наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Региональный компонент. Географические сведения о Курской области и труде местного населения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжитель­ность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе оз­накомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).

Ориентирование на местности (5 часов)

(в том числе 1 час регионального компонента)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Региональный компонент. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)

Формы поверхности Земли (4 часа)

(в том числе 1 час регионального компонента)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей мес­тности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Региональный компонент. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (история).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина рав­нины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе

Зарисовка различных форм земной поверхности.

Вода на Земле (10 часов)

(в том числе 1 час регионального компонента)

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.

Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязне­ния (естествознание 6 класс).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (руч­ной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобрази­тельное искусство).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, раз­личение берегов и других ее частей.

План и карта (9 часов)

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности че­ловека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на кар­те. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).

Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года (Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

Земной шар - (14 часов)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полю­са. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освеще­нии и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклон­ные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изобра­жение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; пер­вых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов осве­щенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствую­щим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса

Карта России (20 часов)

(в том числе 1 час регионального компонента)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос­сии. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (камен­ного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

Региональный компонент. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (железная руда). Полезные ископаемые Курской области.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при­крепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископае­мого - образец из коллекции - его название - основные место­рождения.

Путешествия по нашей стране (по карте).

Географическая номенклатура:
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Итоговая контрольная работа

6 класс «Б» — конец года

1.Что изучает наука география? (Выбери правильный ответ)

  1. это наука о растениях

    это наука о природе Земли

    это наука о животных

2..Назови основные цвета географической карты:

3. Назови основные формы земной поверхности:

4. Назови материки:

5. Распредели океаны по величине, начиная с большего:

Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

6. Назови крупнейшие реки Сибири:

7. Обозначь условными знаками погоду сегодняшнего дня

8. Как называется полуостров, на котором мы живем?

Планирование коррекционной работы

по географии в 6 классе «Б»

Основные темы программы

Кол-во часов

Коррекционная работа

1

Введение

4

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Ориентирование на местности

5

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

4

Формы поверхности Земли

4

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция восприятия времени.

5

Вода на Земле

10

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

3

План и карта

9

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Развитие пространственного восприятия.

6

Земной шар

14

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

7

Карта России

20

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.





Учебно-тематическое планирование уроков географии

6 класс «Б» (68 часов)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

I.

Введение

4

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе

Экскурсия для выявления запаса элементарных географических представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 – 5 классах

 

II.

Ориентирование на местности

5

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях

 

III.

Формы поверхности Земли

4

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина рав­нины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе

Зарисовка различных форм земной поверхности.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

 

IV.

Вода на земле

10

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, раз­личение берегов и других ее частей.

 

V.

План и карта

9

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

 

 VI.

Земной шар

14

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; пер­вых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов осве­щенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствую­щим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса

 

 VII.

Карта России

20

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при­крепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископае­мого - образец из коллекции - его название - основные место­рождения.

Путешествия по нашей стране (по карте).

Итоговая контрольная работа

 

VIII.

Повторение

2

   

Итого 68 часов


 


 


 


 


 


 

Календарно – тематическое планирование уроков географии 6 класс «Б»

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Введение – 4 часа

1

География – наука о природе Земли. Население и его хозяйственная деятельность

1

 

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности

1

 

3

Географические сведения о своей местности

1

 

4

Экскурсия для выявления запаса элементарных географических представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 – 5 классах

1

 

Ориентирование на местности – 5 часов

5

Горизонт. Линия горизонта

1

 

6

Стороны горизонта

1

 

7

Компас и правила пользования им

1

 

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам

1

 

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях

1

 

Формы поверхности Земли – 4 часа

10

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

1

 

11

Рельеф местности и его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы

1

 

12

Овраги, их образование

1

 

13

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов

1

 

Вода на Земле – 10 часов

14

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе

1

 

15

Родник, его образование

1

 

16

Колодец. Водопровод

1

 

17

Река, ее части. Горные и равнинные реки

1

 

18

Использование рек

1

 

19

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц

1

 

20

Болота, их осушение

1

 

21

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами

1

 

22

Острова, полуострова

1

 

23

Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения

1

 

План и карта – 9 часов

24

Рисунок и план предмета

1

 

25

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека

1

 

26

План класса

1

 

27

План школьного участка

1

 

28

Условные знаки плана местности

1

 

29

План и географическая карта. Основные направления на карте, масштаб карты

1

 

30

Условные цвета физической карты

1

 

31

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)

1

 

32

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей

1

 

Земной шар – 14 часов

33

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

1

 

34

Планеты

1

 

35

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли

1

 

36

Освоение космоса

1

 

37

Глобус – модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе

1

 

38

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле

1

 

39

Океаны на глобусе и карте полушарий

1

 

40

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)

1

 

41

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский)

1

 

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи)

1

 

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

 

44

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий

1

 

45

Природа тропического пояса

1

 

46

Природа умеренного и полярного поясов

1

 

Карта России – 20 часов

47

Положение России на глобусе и карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва

1

 

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1

 

49

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана

1

 

50

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

 

51

Острова и полуострова России

1

 

52

Работа с контурными картами

1

 

53

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья

1

 

54

Работа с контурными картами

1

 

55

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны

1

 

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа)

1

 

57

Работа с контурными картами

1

 

58

Река Волга

1

 

59

Реки: Дон, Днепр, Урал

1

 

60

Реки Сибири: Обь, Енисей

1

 

61

Реки: Лена, Амур

1

 

62

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море

1

 

63

Крупные города России (Санкт-Петербург, Москва, Курск )

1

 

64

Работа с контурными картами

1

 

65

Наш край на физической карте России

1

 

66

Повторение начального курса физической географии. Ориентирование, план и карта

1

 

67

Повторение курса. Формы поверхности. Вода на Земле

1

 

68

Повторение курса. Земной шар.

1

 

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

6 класс

Географический атлас «Мир и человек»: М.: Главное управление геодезии и картографии, 1989

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2008 г.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001

Методические пособия для учителя

Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002

География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 2001

Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997

Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000


 

 

Опубликовано в группе «Учителя-дефектологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.