12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск

География 7  класс

Урок № 27

 Обобщение по теме «Африка». Тестирование

     Задачи:

1. Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному  материку,  развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор:

2. Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.

3. Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.

Оборудование:  рисунок « Доктор Айболит». Настенные карты,– физическая карта        полушарий

Урок:  КВН.

Учащиеся до начала урока поделены на 3 команды.

НА столах таблички с названиями команд. (1.АФ   2. РИ  3. КА)          

Ход урока:

Учитель. Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны  и  континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Майн Рида, различные сказки мы мечтаем о приключениях и путешествиях. Однако не всем удается стать путешественником. Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие по Африке.

  • Вдоль по жаркой Африке бегают жирафики, наизусть жирафики знают все об Африке.
  • А как Вы знаете этот континент? Сегодня нам предстоит это выяснить.
  • Готовы испытать трудности путешествия?
  • Каждая точка на карте - это долгие месяцы и годы исследований, поэтому задание каждому участнику группы.
Задание №1

Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.                                       

Карточка №1              фамилия учащегося:

Исследователь (годы жизни)

Район исследования

Генрих Барт

(1821-1865)

1

Описал западное побережье Африки, обогнул южную оконечность континента

 

Васко да Гама

  (1469-1524)

2

Сахара, саванны Судана, оз. Чад, пороги Нигера, нагорье Ахаггар.

 

Бартоломеу Диаш

(1450-1500)

3

Сев. Африка: Алжир, Ливия, Судан и бассейн Нила,

оз. Виктория и Альберт, о. Занзибар

 

Давид Ливингстон

(1813-1873)

4

р. Конго, озера Виктория, Танганьика, Альберт.

Судан, о. Занзибар

 

Генри Мортон Стенли

(1841-1904)

5

От пустыни Калахари до оз. Танганьика, от Индийского океана до бассейна р. Конго.

 

В.В. Юнкер(1840-1892)

6

На кораблях обогнул Африку

 

(Карточки собраны). Ключи ответов и критерий оценок на доске.

Учитель. Встали, кто выполнил задание на»5», « 4», на «3».

  • А известно вам  имя сказочного героя, который был в Африке и лечил животных?                                         
  • Кто написал это произведение? Какие книги этого автора Вы читали?
  • А все началось с того, что

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

 Всех, излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит

 

И если перелистаем страницы произведения, то…

Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал. Доставил  Айболиту телеграмму от Гиппопотама, где говорится

ТЕЛЕГРАММА

кому: Доктору Айболиту

от кого: Гиппопотама

текст: ПРИЕЗЖАЙТЕ ДОКТОР К НАМ СКОРЕЙ  И СПАСАЙТЕ ДОКТОР НАШИХ МАЛЫШЕЙ.

Задание № 2

1. Определить по атласу, из какой природной зоны прискакал шакал

2.От каких факторов зависит распределение природных зон.

3. По схеме доказать, что распределение природных зон зависит от Г.П.и климата.

Капитаны команд выполняют практическую работу с использованием кальки и карт атласа - «климатические пояса» и «природные зоны». (Прикладывают кальку к вышеуказанным картам и разными цветами обозначают изолинии климатических поясов и природных зон.)

Если верно выполнена работа, то видно. Что климатические пояса и природные зоны почти совпадают.

Задание № 3

По тексту определить природную зону.

  1. Пророкотал первый гром над приумолкшим перед грозой лесом, так оглушительно, что от страха затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что мелькнула мысль о конце света. Приходилось только удивляться, как стойко держится пигмейская хижина, построенная расчетливыми строителями из листвы, травы и веток. (Экваториальные влажные леса.)

  2. Влажный воздух поступает с Атлантического океана или переносится южными ветрами, которые, пересекая экватор, чуть отклоняются к северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля, орошенная дождями. Она имеет много ликов: от пустошей, безлистных кустарников, акаций до пышно цветущих парков. (Субэкваториальный)

  3. Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое атмосферы образуются разграниченные слои воздуха, на стыках которых лучи света преломляются. Это приводит к возникновению миражей. Горячие ветры за короткое время  могут уничтожить весь урожай. (Тропический)

Учитель. Почему необходимо знать  климат и  природные зоны? Следует  поторопиться, оказать помощь больным, а Африка велика.

1.Какое место по площади занимает среди других материков?

2. Площадь Африки?

3. Какими океанами омывается?

Задание № 4

Определить протяженность Африки по 20 градусу в.д. Учитель.

Мы видим, какие впечатляющие размеры материка.

Доктор обеспокоен и задает вопросы:

«Только где же Вы живете?

 На горе или в болоте?»

Звучит ответ:

«Мы живем на Занзибаре,

Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо - По

Где гуляет Гиппо - По,

По широкой Лимпопо».

Задание № 5

Представители команды на «немой» карте как можно точнее отмечают эти районы бедствия.

Учитель. Зная климат, природные зоны районов бедствия, мы готовимся в путь

Задание № 6

Выберите вещи, которые с собой возьмете (в конвертах рисунки различных предметов)

Учитель: Важно и самим не заболеть  вылечить животных.

Задание № 7

Ответить на вопросы

1. Водятся ли в Африке мухи «людоеды»? Чем они опасны? Как их называют?

      (мухи тумбу.) Они проникают под кожу человека, откладывают личинки. Вызывают мучительные боли.

2. Правда ли, чтоб спастись от врагов крокодил притворяется бревном?

      (Нет.) Так он крадется к своей жертве.

3. К каким еще неожиданностям мы должны быть готовы?

       (опасны различные инфекционные заболевания: лихорадка Эбола, туберкулез и др.).

Учитель:

Из Коломны нет прямого сообщения с государствами Африки. И нам придется добираться  до Москвы каким-либо видом транспорта.

Задание: №8. Назвать вид транспорта, которым вы воспользуетесь, и объяснить свой выбор.

Ответить на вопросы:

Задания №9

   1.В каком направлении от Москвы находится Коломна?

   2.В каком направлении  от Москвы находится Африка?

   3. В каком направлении от Коломны находится Африка?

 В путь!

 Учитель:

-Но вот перед ними раскинулось море,

Бушует, шумит оно на просторе.

И горы встают у него  на пути

Задание №10

  1. На карте показать и назвать это море. (Средиземное)

  2. Через какие заливы, проливы можно добраться в районы бедствия? (Гибралтарский пр., Суэцкий канал, Мозамбикский пр., Гвинейский залив).

  3.  Какие горы «встали» на пути? (Атлас, Драконовы, Капские горы).

Учитель: На формирование гор повлияло геологическое прошлое Земли. Ответить на вопросы.

Задание №11

  1. Используя геохронологическую таблицу, тектоническую карту атласа, назвать какую геологическую эру, материк не прошел в своем развитии? (мезозой)

  2. В основании материка расположена древнейшая платформа, какая? (Африкано-Аравийская).

  3. Какие горы сформировались в палеозойскую и кайнозойскую эры? (Капские, Атлас).

Учитель:

-И к полосатым бежит он тигрятам

И бедным горбатым верблюжатам.

 Задание №11

 Оказать помощь животным, отгадав загадки

1.Эти резные листочки лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (Петрушка).

2.В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.

Давление понижает и кровь оздоровляет.

Салат -  от ожиренья, а кровь от воспаления. (Свекла)

3.Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды от оспы и чумы.

И вылечить простуду им тоже сможем мы. (Лук)

4.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша.

Семечки - деликатес, и глистам – противовес.

Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо! (Тыква).

5.Листья – будто кружева, украшенье для стола.

Повышают аппетит, придают здоровый вид.

Круглый год лечение, и все от воспаления. (Укроп).

6.Форма семян – будто органы тела.

Издавна знахари знали все это.

Это – источник белка для спортсмена.

Это лекарство для органов тела.

Лечат и печень и почки, гладкими будут и щечки.

От диабета спасение, и для толстушек лечение. (Фасоль).

(Как отгадана загадка – рисунок  растения демонстрируется).

Учитель: Путешествие закончено, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Африка.

 Учитель. Отгадать растения родиной, которых является Африка  

  1. Он зеленый, полосатый, сладкий с кожурою гладкой, а разрежешь - посмотри - очень красный он внутри. (Арбуз)

 2. Домашняя аптека в классе на окне - цветок домашний этот помог тебе и мне. (Алоэ)

 3. У ягодки в серединке два зернышка половинки (кофе) 

 4. Из луковицы в грядке цветочки по - порядку, а лист как меч зеленый. Украсит он газоны. (Гладиолус).

 5. Из земли вырастало – весь мир одевало. (Хлопок)  

 6. Сено и веники, крупы и сладости. С каждой метелочкой множество радости. (Сарго)

   (После каждой отгаданной загадки демонстрируется фото растения).

Подведение итогов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.