Тема урока: Алгоритм как план управления исполнителем.
Дата проведения урока 18.12.2017
Цель урока: формирование умений и навыков работы с алгоритмами.
Задачи урока:
Общеобразовательные задачи: познакомить со средой PencilCode, научить анализировать линейные алгоритмы, углубить знания об исполнителях, научить применять полученные знания по теме Алгоритмы на практике, продолжить учить отстаивать свою точку зрения;
Воспитательные задачи: продолжать вовлекать обучающихся в активную деятельность, совершенствовать навыки общения между одноклассниками и учителем, способствовать формированию ответственного отношения к работе и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, продолжать воспитывать культуру учебного труда;
Развивающие задачи: продолжить формировать умение работать с инструкцией, продолжить формировать умение выделять главное, продолжить развитие умение классифицировать по основным видам кодов.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: обучающиеся смогут понимать различие между различными видами исполнителей, уяснят смысл понятия система команд исполнителя, выполнят практическое задание по составлению линейных алгоритмов;
Личностные результаты: обучающиеся смогут более ответственно относиться к учебе, будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные результаты: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально, в паре и в группах, находить общие решения; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме, содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению.
Межпредметные связи: математика, английский язык, русский язык.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
№
Время
Этап урока
Действия учителя
Действия обучающихся
1
13.55 – 13.57
Организационный момент.
– Добрый день, пожалуйста, присаживайтесь.
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?
(карточки с заданием, распечатки кодов)
– За каждый правильный ваш ответ я буду давать вам по снежинке, в конце урока вы подсчитаете количество снежинок. И определите, кто сколько набрал. Старайтесь отвечать на вопросы четко, не выкрикивая с места.
Приветствует обучающихся. Мотивирует обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Приветствуют учителя.Готовятся к уроку.
2
13.57 – 13.58
Мотивация учебной деятельности.
– Откройте, пожалуйста, тетради.Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? (Алгоритм, исполнители, СКИ)
(раздать снежинки)
Уточняет понимание обучающимисязаписей по прошлому уроку.
Высказывают трудности
Работают с записями в тетради.
3
13.58 – 14.05
Самостоятельная работа
– Вам предлагается выполнить небольшое задание по основным понятиям: ответить на вопросы. Возьмите карточку (Приложение 1), подпишите ее. Ответьте на вопросы, в номере один обведите кружком правильную букву
Карточки:
1.Укажите истинное высказывание.
Алгоритм всегда представляет собой некоторую последовательность вычислений.
Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность действий, приводящих от исходных данных к нужному результату.
Алгоритм всегда представляет собой последовательность действий.
2. Перечислите, какие бывают исполнители.
– Поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета, и проверьте, пожалуйста, правильно ли была выполнена работа. За каждый правильный ответ поставьте по одному плюсику.
(раздать снежинки)
Предлагает обучающимся выполнить самостоятельную проверочную работу.
Выполняют задание по карточкам.
4
14.05 – 14.08
Актуализация знаний.Постановка цели и задач урока.
– Вспомните определение исполнителя. (раздать снежинки)
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– Сегодня мы познакомимся с исполнителем PencilCode. Посмотрите, пожалуйста, какие два слова здесь спрятались? Что они обозначают в переводе с английского языка. (раздать снежинки)
– Исходя из вышесказанного, какая цель на нашем сегодняшнем уроке?
(познакомиться с исполнителем PencilCode)
– Какие задачи мы можем с вами поставить перед собой?
(научиться собирать алгоритмы для исполнителяPencilCode, познакомиться с командами исполнителя PencilCode)
Задает вопросы обучающимся.
Отвечают на вопросы учителя.
5
14.08 – 14.15
Объяснение нового материала.
– Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столе: там напечатаны основные коды, с которыми мы сегодня будем с вами работать. (Приложение 2, 3)
– Найдите блок Move и блок Art - что значит это в переводе на русский язык. В этих блоках найдите команды. С какими командами мы будем работать?
– А как вы думаете, а для чего нам это нужно выучить, для чего надо знать основные команды?
– А что мы сегодня будем рисовать с помощью исполнителя PencilCode? (снежинки)
– Чтобы нарисовать снежинку нужно вам будет набрать алгоритм. Давайте его рассмотрим. Переверните карточку.
– Что означают эти команды?
– Здесь не хватает еще одной команды. Вам предстоит это выяснить самостоятельно. Чтобы нарисовать снежинки в разных местах экрана, что нужно сделать исполнителю? Подумайте и ответьте на этот вопрос.
(раздать снежинки)
Создает проблемную ситуацию.
6
14.15 – 14.17
Динамическая пауза
– Ребята, вам предлагается немного отдохнуть. Посмотрите, на доске нарисован квадрат. Игровое поле напоминает поле для игры «Морской бой». Только у нас будут не кораблики, а одна снежинка, которая умеет летать. Снежинка летает по определенным командам: вверх, вниз, влево, вправо. Больше других команд у нее нет. (раздать снежинки)
3→ 2↓ 3← 3↑4→ 2↓ 3← 1↓ 1→ 3↑ (А3)
На доске начерчен квадрат 5*5 клеток. В клетке B1 находится снежинка.
1
2
3
4
5
A
B
*
C
D
E
6
14.17 – 14.19
Первичное усвоение новых знаний.
– Как называется исполнитель?
– Что значит Move, Art. Какие блоки нам нужны?
– Как называется команда, которая позволит исполнителю переместиться в нужную точку? (раздать снежинки)
7
14.19 – 14. 30
Компьютерный практикум.
Доработать уже созданный код, нарисовать снежинки по образцу: с применением созданного кода.
Для обучающихся 5а класса создать коды для 7-8 снежинок, для 5б класса 5-6 снежинок.
Во время компьютерного практикума провести небольшую физминутку, для снятия напряжения с глаз и мышц шее.
(раздать снежинки, столько, сколько нарисовал каждый компьютерный стол)
8
14.30 – 14.32
Оценка деятельности обучающихся.
– Ребята, подсчитайте количество снежинок. У кого сколько получилось? Поставьте количество в маршрутный лист.
9
14.32 – 14.33
Домашнее задание.
– Начернить поле для снежинки и составить программу для исполнителя «Снежинка», состоящую не менее чем из 8-10 команд.
10
14.33 – 14.35
Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Ребята, в начале урока мы ставили перед собой задачи. Мы смогли достичь поставленных задач?
– Каково ваше мнение по окончанию урока?
– Что у вас получилось, что нет? Над чем стоит поработать на последующих уроках?
– Урок окончен, спасибо за работу.
Литература:
Леонтович, Саввичев: Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы, Издательство: Вако, 2016, 160с.
Босова Л.Ю., Информатика, 5 класс, учебник.
Приложение 1.
Маршрутный лист
Фамилия, имя _________________________________________________
№1. Ответьте на вопросы, в номере один обведите кружком правильную букву
1. Укажите истинное высказывание.
а) Алгоритм всегда представляет собой некоторую последовательность вычислений.
б) Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность действий, приводящих от исходных данных к нужному результату.
в) Алгоритм всегда представляет собой последовательность действий.