12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Куклева231
Россия, Свердловская обл., село Манчаж Артинский ГО

Управление образования Администрации Артинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период

с 2012 по 2014 г.г.

по теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

 

 

Составитель: Куклева Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

с.Манчаж, 2015г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

I. Аналитическая часть……………………………………………………… 5

1.1.Формы работы с текстом на уроках русского языка………………..5

1.2. Анализ результатов педагогической деятельности ………………….14

II. Проектная часть…………………………………………………………..18

III.Заключение……………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

Речь – удивительно сильное средство, но

нужно много ума, чтобы пользоваться им.

( Г. Гегель)

ВВЕДЕНИЕ.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М., 2001) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, и коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и ряде других нормативных документов одной из задач среднего (общего) образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе.

Итак, целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.

Объект анализа: педагогическая деятельность в межаттестационный период.

Предмет анализа: система психолого-педагогических условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

В межаттестационный период я работала над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся».

Придя работать в школу после долгого перерыва, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. А новая форма итоговой аттестации буквально « наступала нам на пятки», нужно было выбрать такую форму работы, которая могла бы способствовать еще и качественной подготовке к экзамену.

Поэтому   целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования  коммуникативной и языковой компетенции через работу с текстом.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

Организация образовательной деятельности с применением различных форм работы с текстом, как условие формирования коммуникативной компетенции

Осуществление мониторинга развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Обобщение и представление опыта работы педагогическому сообществу.

Образовательная деятельность включает в себя:

отработку навыков рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

обучение анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

обучение письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

  Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников,  помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях жизнедеятельности.

I. Аналитическая часть.

1.1.Формы работы с текстом на уроках русского языка.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существуют самые разнообразные формы работы с текстом в школе, и каждый учитель их использует в процессе обучения. Это и комплексный анализ текста, и лингвистический, и лексико-фразеологический, структурно-семантический, редактирование текстов, исправление их, составление текстов: сжатое изложение, подробное изложение, с дополнительным творческим заданием, сочинения-миниатюры, аннотации, тезисные планы, конспекты, рефераты.

Я хотела бы в своей работе остановиться подробнее лишь на нескольких формах работ с текстом, используемых мною на уроках русского языка.

Комплексный анализ текста.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь необходимо руководствоваться возрастными особенностями ребят. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа могут использоваться тексты художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи.

Необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации необходимо обращать внимание на проблемный характер текста, учить определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста можно уделять и 10 минут урока, и весь урок, повторяя при этом значительный объем учебного материала.

Тексты для анализа могут быть самыми разнообразными, отличаться стилем, содержанием, синтаксическим разнообразием, они должны быть направлены на духовно-нравственное развитие личности, а их тематика – о проблемах экологии и культуры, об историческом прошлом и его сохранении, о национальных традициях и их возрождении, о бережном отношении к слову и т.д.

Первые сведения о структурно-семантическом анализе текста любого содержания ученик получает на уроке русского языка. Мы просим определить тему текста, сформулировать заглавие текста, выделяем ключевые и опорные слова, определяем типы и формы текста. Обязательно дифференцируем главную и второстепенную информации, вводим новые, дополнительные, необходимые сведения на заданную тему, составляем план разных видов, первоначально простой, затем – сложный и в виде тезисов, конспекты, рефераты, аннотации, т.е. идет осознанный отбор и систематизация нужного языкового материала.

В процессе работы над комплексным анализом художественного текста у обучающихся формируется языковая и коммуникативная компетенции, чувство языка, дар слова. Из курса девятилетней школы учащиеся знают три типа речи : описание, повествование и рассуждение. Они должны понимать, что характерно для описания, в чем особенности рассуждения и повествования. Классическими образцами повествования являются рассказы Чехова, поэтому и работу над наблюдением над развитием действия, над композицией в таком типе речи хорошо провести, анализируя один из его рассказов. Важная составная часть работы – организация анализов текстов с деловым, техническим и научным описанием. Необходимо выяснить, в чем заключается отличие описания научного от художественного и где обычно они используются. Описывать можно не только природу (пейзаж), животное, внешность человека (портрет), комнату (интерьер), но и внутренне состояние человека, его переживания и чувства.

Сжатое изложение.

Опыт показывает, что значительной проблемой при написании на экзамене сжатого изложения по исходному тексту является способность правильно определить тему и выделить основную мысль текста, а также вычленить микротемы. Сжатый пересказ не простой пересказ, а созданный на основе исходного. Он должен быть кратким по форме, но не бедным по содержанию. Ученик должен помнить, что в новом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Мне кажется, что вначале следует отработать все приемы компрессии текста (приложение № 3, таблица №1) – исключение, обобщение, упрощение или, как дают другие авторы, исключение, замена и слияние. Но в любом случае сокращения не должны носить случайный, субъективный характер, в результате должен получиться связный, логичный сокращенный текст, а не его план или подробный пересказ, и самое главное – при этом необходимо сохранить все микротемы.

При написании изложений по текстам художественного характера следует уделить особое внимание индивидуальному языку писателя, постараться добиться того, чтобы при передаче содержания школьники не обеднили его, используя при этом первые попавшие языковые средства.

Как показывает опыт, большую помощь могут оказать при написании изложений следующие рекомендации: слушая текст первый раз, подумайте, в каком стиле и жанре написан текст и какова его главная мысль; при повторном чтении – определите количество частей, с помощью которых раскрывается содержание текста, ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, определите способы перехода от одной части к другой. На этом этапе можно научить учащихся делать записи, облегчающие последующую работу: обозначить части текста цифрами, записать ключевые слова, обратить их внимание на то, что для повествования – это будут преимущественно глаголов, для описания – много слов со значением качества, для рассуждения – обязательно присутствие слов, перечисляющих доказательства, – во-первых, во-вторых…

Обдумывая содержание изложения, необходимо сделать следующее: составить план, обозначить название каждой части и подобрать факты, имеющие первостепенное значение для раскрытия смысла текста; продумать начало и концовку текста, переход от одной части к другой; вспомнить, какие языковые средства употребляет автор для передачи содержания.

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы. Такая форма экзамена, как сжатое изложение, требует умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух, где учащиеся демонстрируют не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, например, умение отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы связно и кратко передать прослушанную информацию. Для этого нужны определенные условия: способность аудирования, т.е. адекватного восприятия информации исходного текста, владение приемами компрессии текста, умение письменно передавать воспринятую информацию.

Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и овладевают особенными средствами обобщенной передачи содержания. Сжатое изложение считается самым трудным видом работы. Это не просто пересказ текста, а создание нового текста на основе прослушанного. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. В нем должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий – максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.

Как готовиться к написанию сжатого изложения? Вначале учащиеся работают с текстом, который можно увидеть, прочитать. После прочтения, определения главной темы, нахождения ключевых слов, выделяются микротемы, находятся слова и предложения, которые могут быть сокращены. Затем проверить связь между частями изложения, наличие всех микротем, последовательность. И только после того, как обучающимися был освоен этап компрессии, можно переходить к более сложному виду – сжатому изложении по тексту, воспринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на основе их составляется подробный план. Именно он не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей. Однако, как показывает опыт, многие ученики допускают ряд ошибок при написании изложений: теряют одну из микротем в тексте, используют всего один прием сжатия текста, иногда сокращают текст до такой степени, что остается только главная мысль, выраженная в каждом абзаце текста, текст кажется в таком случае очень «обедненным».

Сочинение – рассуждение.

Самое сложное заключается в умении правильно составлять тексты, высказывания типа рассуждения, тем более именно это входит в задание типа С на ОГЭ по русскому языку в 9 классах. Рассуждение должно быть правильно построено. Вначале идет тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, необходимо сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора, затем привести различные доказательства, аргументы этого тезиса – не менее двух примеров-аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления, обязательно указать их роль в тексте, а потом сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис. Помнить, что каждая из указанных частей сочинения-рассуждения представляет собой новый абзац, материал написанного должен соответствовать предложенной теме, ученик должен продемонстрировать умение соотносить сведения по теории литературы с текстом, самостоятельность мышления, правильное словоупотребление, грамматико-стилистическую грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Разные виды чтения.

Содержание курса языка в современной школе направлено на овладение всеми видами речевой деятельности на основе компетентностного подхода, что обеспечивает, в свою очередь, формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. При работе над текстами учащиеся овладевают разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), у них происходит формирование умений создавать тексты различной коммуникативной направленности и перерабатывать их.

Ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.

Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным.

Поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).

При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.

При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.

Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

Изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

В процессе работы на уроках русского языка над текстами получают развитие такие речеведческие понятия, как признак текста, типы текста, стили речи, темы текстов, основная мысль текста, заглавие текста, ключевые слова. Они создают смысловую цельность текста, его связность и обусловлены темой текста. Ключевые слова называют предметы или явления, их действия, признаки, важные для раскрытия темы текста. Они подобны вехам, показывающим путь поступательного развития текста.

Творческие и свободные диктанты.

Творческий и свободный диктант еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся. Перед записью текста творческого диктанта нужно проанализировать его содержание, назвать жанр и выделить стилистические особенности. И на основании сделанных выводов определить, какие языковые средства характерны для текстов подобного рода; осмыслить возможности, в которых мыслится выполнение подобных заданий – замена одних форм и конструкций другими, введение новых элементов. Конечно, не лишним будет при этом повторить при разборе текста различные темы из словообразования, синтаксиса, лексики, пунктуации: отличие самостоятельных частей речи от служебных, способы образования слов, виды подчинительных словосочетаний, типы односоставных предложений, подчинение и соподчинение в сложноподчиненном предложении, так как все эти вопросы обязательно встречаются в тестовых заданиях на экзамене.

Свободный диктант способствует обучению школьников самостоятельному определению главной мысли текста, умению выделять ключевые слова, что поможет учащимся на следующем этапе работы с текстом на уроке русского языка – подготовке к созданию самостоятельных текстов при обучении написанию сочинений, изложений, в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Сочинения.

При подготовке учащихся к написанию сочинений, целесообразно в связи с этим дать им различные памятки, которыми они могут пользоваться в ходе работы над той или иной темой. Это может быть композиционная схема сочинения с опорными словами, записанными в каждой части, план с указанием последовательности в развитии действия (рядом с пунктами плана указывается завязка, кульминация, развязка), перечни слов, словосочетаний, оборотов речи, с помощью которых можно написать новую часть сочинений, перейти к выводам.

Использую также небольшие по объему письменные высказывания учащихся по какому-либо вопросу, выполняются они на уроке в течение 10-15 минут. Их цель – тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, построение предложений определенной конструкции, написание сочинений на лингвистические темы. Провожу сочинения с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста, распространением текста, продолжением его, с грамматическим заданием. Можно использовать на этапе подготовки учащихся к ГИА сочинения по темам, взятым из синтаксиса, с включением в них однородных членов, бессоюзных предложений, обособленных членов предложения, обобщающих слов, вводных конструкций, обращений, прямой речи и т.д. Следует обучать учащихся умелому соединению разных типов речи в тексте: описание, повествование, рассуждение, анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю.

В школьной практике существует множество практических заданий такой направленности, которые использую в своей работе. Это, к примеру, написание сочинения по началу текста, по какой-либо пословице или поговорке, а также известной цитате или высказыванию из текста. При этом сочинение можно начинать или риторическим вопросом, или односоставным безличным предложением, или назывным. Интересным и продуктивным кажется мне задание по восстановлению авторского текста, по плану собрать текст, определить тип и стиль речи. Кроме того можно, работая над текстом, выполнять задания и другого характера: заменять обособленные определения, выраженные причастными оборотами, на обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, где это возможно, придаточные предложения на обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

Интересен в работе прием диалога с текстом, развивающий внимание у учащихся к слову. Нахождение ключевых слов в тексте помогает понять главную мысль автора. При этом в ходе учебной деятельности значение неизвестных слов уточняется в толковых словарях. Необходимо также найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. При анализе исходных текстов определяем и основные особенности выразительных средств языка. Все это, конечно же, способствует лучшему освоению приемов построения различных текстов.

Необходимо познакомить школьников с речевыми конструкциями, которые употребляются в текстах при переходе от одной части к другой, это: однако, не только, кроме того, с другой стороны, что касается характера, теперь рассмотрим, этим не ограничивается, другой характерной чертой, не менее важно, и другими достоинствами, недостатками, при всем этом отметим. При написании заключения – подводя итог всему изложенному, таким образом, обобщая сказанное и т.д. Все это способствует развитию у учащихся коммуникативных умений, помогает им осознанно использовать сформированные умения в самостоятельной речевой практике. При обучении школьников написанию вторичных текстов (аннотаций, тезисов, конспектов, рефератов) используются следующие клише: работает в области…, автор начал свой путь…, в его творчестве привлекает…, ему принадлежат и т.д.. При оценке произведения – автор сумел показать…, талантливо и правдиво, ярко…, основные достоинства книги заключаются… и др. Это помогает учащимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

ВЫВОД. Текст является импульсом для размышлений на актуальные нравственные и лингвистические темы. Ученикам требуется подумать о своем отношении к тому или иному явлению, дать оценку различным фактам, изложенным в тексте, аргументировано обосновать личную позицию по определенному поводу. Это помогает добиваться более высоких результатов и при изучении всех других учебных предметов и дисциплин.

Основа филологического подхода к анализу текста должна закладываться на уроках русского языка, начиная с 5 классов. Ученики получают первое представление о тексте, его теме, роли в нем опорных слов, о типах и стилях речи, понятие о метафоре и метонимии, сравнении как художественно-изобразительных средствах. Главная задача личностно-ориентированного образования – пробудить и развить личность ученика – осуществляется через развитие его языковой компетенции. Текст является поводом для начала размышлений обучающихся на актуальные, нравственные и лингвистические темы.

Тексты должны иметь определенную тематическую связь с ярко выраженной воспитательной и художественно-эстетической ценностью. Практически во многих учебниках под редакцией М.М.Разумовской, «Русский язык» под редакцией, Л.М.Рыбченковой, учебно-методических комплексах под редакцией В.В.Бабайцевой, Н.А.Сениной и А.Г.Нарушевича, а также в «Типовых тестовых заданиях» под редакцией Л.И.Пучковой, И.П.Цибулько, С.И.Львовой и других можно найти такие тексты. Рабочая тетрадь под ред. Пахновой «Комплексный анализ текста». Готовясь к выразительному чтению текста, необходимо определить, где нужны логические ударения, паузы, в зависимости от содержания текста, его языковых особенностей. Следует определить также тему, основную мысль текста и тип речи и стиль. При комплексном анализе текста, структурно-семантическом необходимо выразить свое мнение, найти, например, в отрывке элементы повествования и описания, определить, какие языковые средства отражают эти типы речи в данном тексте. Эта работа может идти по примерному плану (Приложение №2), но в зависимости от поставленных задач несколько видоизменяться.

Данная работа крайне важны и при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классах, и при сдаче ЕГЭ по предмету. Понятно, что здесь далеко не полный перечень заданий и вопросов. Можно при повторении темы «Фонетика» находить слова, в которых различное количество букв и звуков. Объяснять – почему такое несоответствие? Необязательно на каждом занятии рассматривать все перечисленные вопросы, задания могут варьироваться в зависимости от поставленных задач и целей, от типа урока (урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок-исследование). Часто проводится в школе и лексико-фразеологический анализ текста, при этом обращается внимание на толкование выделенных слов, многозначных, слов, употребленных в переносном значении, подбор синонимов и антонимов, нахождение в тексте архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, фразеологизмов, на доказательство назначения слов книжных, официальных.

Задания ко многим текстам не требуют его полного комплексного анализа по образцу, а включают частичный анализ с целью повторения того или иного элемента языковой системы. При изучении, например, темы «Имя существительное» в тексте можно найти отвлеченные существительные. Можно выполнить морфемный разбор только существительных, найти отглагольные существительные. Доказать принадлежность тех или иных слов к той или иной части речи. Обратить внимание, когда повторяют тему «Имя прилагательное», в каких типах речи чаще встречаются прилагательные? Какие прилагательные имеют степени сравнения? Какие прилагательные входят в состав сказуемого? Перечень вопросов самый разнообразный, меняется в зависимости от темы.

Для того чтобы учащиеся поняли зависимость орфографии и пунктуации от содержания текста, предлагаю им подготовить сообщения или написать сочинения, которые условно можно назвать сочинениями на лингвистические темы, например, такие: «Чем отличается предлог от союза?», «Роль знаков препинания в письменной речи», «Знаки завершения», «Смогу ли я избавиться от пунктуационных ошибок», «Чем отличаются сравнительные степени наречий и прилагательных?», «Как отличить краткое страдательное причастие от краткого качественного прилагательного?» и другие.

Изучение языка должно способствовать развитию коммуникативных умений, должно помочь учащимся осознать богатство родного языка. В школе нужно изучать живой язык, богатство и сила которого проявляются в лучших образцах письменной и устной речи. В процессе изучения языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка, которые должны усваиваться, в том числе и через текст, на основе текста и с помощью текста, как показывает опыт работы в школе с учащимися.

1.2.Анализ результатов педагогической деятельности.

Безусловно, стараюсь стремиться к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Формирую у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания. Для оценки образованности я использовала данные промежуточных и итоговых срезов. Имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений. В системе осуществляю мониторинг качества образования по всем предметам с целью отслеживания динамики развития каждого обучающегося, планирования собственной педагогической деятельности.

Успешность деятельности подтверждается стабильно хорошим качеством образования учащихся за два года обучения:

класс

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Успев.

Качество

Успев.

Качество

Успев.

Качество

8а (9а)

100

55

42

100

64

47

-

-

8б (9б)

100

30

100

31

-

-

10 кл.

-

-

-

-

100

40

Успешно идет процесс формирования коммуникативной компетенции, так по результатам диагностики в 2014г. обучающиеся показали следующие результаты: умение определять тему и основную мысль текста сформировано у 95% обучающихся (68% в 2012г.), умение определять стиль и тип речи сформировано у 85% (60% в 2012г.), умение выделять микротемы - у 95% (70% в 2012г.), умение выделять ключевые слова – у 90% (74% в 2012г.), умение анализировать текст с точки зрения орфографии и синтаксиса - у 50% (40% в 2012г.).

Выпускники моего класса в 2014 году по результатам ОГЭ по русскому языку показали 100% успеваемость, средний балл составил 26,8, самый высокий балл 41 из 42 возможных, средняя оценка 3,5 (в Артинском ГО - 3,7), процент качества образования составил - 35%.

Индивидуальные результаты.

Ф.И.

ДКР 1

ДКР 2

Экзамен/оценка

Боблакова Варя

24

33

38 «5»

Жиганов Семен

15

21

32 «4»

Фефелов Иван

11

15

22 «3»

Вшивцев Кирилл

25

36

40 «5»

Королева Алена

23

28

32 «4»

Обучающиеся участвуют и становятся победителями и призерами различных конкурсов, так в 2013г. учащийся 8 класса стал победителем муниципального конкурса сочинений «Мы родом из военного детства», в 2013г. в школьном конкурсе «Живая классика» учащиеся моего класса заняли 1 и 2 место, в 2014г. команда учащихся 5-9 классов школы под моим руководством заняла 3 место в муниципальном конкурсе «Поэт и мудрец в нем слились воедино», посвященном юбилею И.А. Крылова, в 2014г. мои учащиеся заняли 1 и 2 место во Всероссийской дистанционной викторине по творчеству М.Ю. Лермонтова, проводимой центром дистанционной сертификации учащихся «Фгостест», в 2015г. ученица 10 класса заняла 3 место в школьном конкурсе риторов.

В течение межаттестационного периода учащиеся классов ежегодно принимали участие в игре - конкурсе «Русский медвежонок» и показывали неплохие результаты, так Вшивцев Кирилл в 2014г. занял 3 место по району, Кондрашина Люба- 4 место.

Считаю, что учитель продолжается в своих учениках. Поэтому очень рада тому, что три моих выпускницы выбрали профессию учителя, поступили в Красноуфимский педагогический колледж, где успешно обучаются.

Вношу личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения через участие в работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы посредством организации и проведения мероприятий в рамках предметной недели (так в 2013г. провела открытое мероприятие «Путешествие в страну Русский язык», в 2014г. мною организован и проведен школьный конкурс «Книга в кадре»), разработки заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе для 5-6 классов, работы в качестве эксперта в мастер – классе «Оценка управления качеством процесса аттестации педагогических и руководителей образовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных)», проводимом Томским политехническим университетом в г. Екатеринбурге.

Представляю и обобщаю опыт своей работы на разных уровнях: выступление на ШМО по теме «Подготовка к ОГЭ», в 2014г. статья «Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагога и учащихся в контексте ФГОС основного общего образования» была опубликована в сборнике «Модель воспитательной работы в организациях многоуровневой системы образования в соответствии с требованиями ФГОС», выпущенном представительством ИРО г.Красноуфимска и размещена на образовательном сайте http://www.proshkolu.ru.

За межаттестационный период прошла обучение по следующим образовательным программам

ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения Вариативный модуль: Развитие учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС», (120 час.), 2013 г.;

ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Управление введением федеральных государственных стандартов общего образования Вариативный модуль: Управление введением ФГОС основного общего образования», (108 час.), 2013 г.;

ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС» (16 час.), 2013 г.

Посетила семинары:

Издательство «Русское слово» «Требования к современным учебно- методическим комплексам в условиях реализации ФГОС» (6 час.), 2014г.

ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Работа со школьной теорией русского языка при подготовке к сочинению на лингвистическую тему» (6 час.), 2014 г.;

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» «Мониторинг образовательных достижений обучающихся», (4 час.), 2014г.

Вебинар издательства «Просвещение» «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение», (2 час.), 2015г.

Поощрения за межаттестационный период:

Благодарственное письмо Управления образования Администрации Артинского городскога округа за качественную подготовку команды к муниципальному конкурсу, посвященному 245- летию И.А.Крылова, 2014г.;

Благодарственное письмо Артинского местного отделения КПРФ и общественной организации «Дети войны» за мотивацию и поддержку победителя муниципального конкурса сочинений , 2013г.;

Благодарность оргкомитета Всероссийского конкурса «Творчество М.Ю. Лермонтова» за организацию и активное участие в проведении конкурса, 2014г.

II. Проектная часть

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:

• теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

• навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

• критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

• творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)

Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.

Технология развития критического мышления Разработана в конце ХХ века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит); синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Цели ТРКМ: Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Формирование культуры чтения (умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея ТРКМ - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Организация урока с применением ТРКМ это стадии (фазы): вызов, осмысление новой информации, рефлексия.

1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что применение технологии критического мышления будет способствовать формированию УУД обучающихся. Безусловно, педагогическая деятельность не будет сконцентрирована только на реализации технологии критического мышления, планирую также уделить больше внимания проектной технологии, так как в данный период она в моей деятельности не реализуется, а возможности её очень велики.

Поэтому цель педагогической деятельности на следующий межаттестационный период ставлю следующую – оптимизировать деятельность по реализации современных технологий для повышения качества образования в связи с переходом на новые ФГОС.

На следующий межаттестационный период ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования УУД посредством применения технологии критического мышления.

2. Провести анализ сформированности универсальных учебных действий учащихся.

3.Представить результат работы по данной теме педагогическому сообществу.

III. Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его потребностями, проблемами.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся.

Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность – в этом, считаю, назначение учителя.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

 

Список литературы:

1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

2. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

3. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского язык.- М.: Просвещение,1996.

4. Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1995.

5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М., 1972.

6. Волина В. В. Учимся играя.- Екатеринбург: Арго, 1996.

7. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –

М., 1995

8. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

10. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980.

11. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

12. Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 09.08.18 в 05:34 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс! Пригодится!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.