12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Очур-оол Светлана Салчаковна168
Россия, Тыва респ., Кызыл
Материал размещён в группе «Призвание - учитель»
6

Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Цель урока:

  • совершенствовать навык анализа  художественного произведения через описание душевного  состояния героя.

Задачи

Обучающие:

·       Научить разграничивать позицию рассказчика и  автора;

·       Расширить представления о приёме контраста, как способе эмоционального воздействия на читателя;

·       провести наблюдение  за  душевным состоянием героя;

Развивающие:

·       развивать навыки анализа художественного текста, характеристики  литературных героев, выразительного чтения;

·       уметь сопоставлять душевные состояния героя, основанные на контрасте;

·       развивать логику, мышление, умения сопоставлять  и делать выводы;

·       развивать монологическую и диалогическую речь;

Воспитывающие:

·       воспитание чувства долга, чести, совести, любви, доброты, милосердия, уважения к человеку

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения:

-словесный

-наглядный

-практический

-частично-поисковый

-интерактивный

-организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

-стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

-контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной  деятельности

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

-групповая

Методические приёмы: анализ текста, аналитическая беседа, выразительное чтение, комментарий учителя.

Оборудование:  портрет  Л.Н. Толстого, эпиграф, текст рассказа, иллюстрации, компьютер,  слайдовая презентация.

Межпредметные  связи:  литература, русский язык, история, информатика, изобразительное искусство.

Образовательные результаты:  выявление особенностей душевного состояния героя, основанных на контрасте, развитие навыков анализа художественного произведения,  работа над культурой речи.

 

Эпиграф к уроку:

Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу. Л.Н.Толстой

 

Ход урока

1. Организационный момент. ( Доброе утро.  Как ваше настроение?  Меня зовут Татьяна Геннадьевна

Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Л.Н. Толстого «После бала». Этот  урок  мы  посвящаем анализу душевных переживаний Ивана Васильевича. Итак, тема нашего урока:  «Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н.Толстого  «После бала». ( запишите тему в тетради).

Цель нашего урока – проследить изменения душевного состояния Ивана Васильевича.

 

2. Вступительное слово учителя. Л.Н. Толстой – великий писатель-психолог.  В своих книгах он исследовал человеческую душу, показал её  в развитии.  Он был уверен, что в глубине души каждый человек точно  знает, что хорошо, а что плохо.  Был убеждён, что люди должны стремиться  стать лучше, чище. Он утверждал, что переделать себя никогда не поздно, потому что «есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу». Это эпиграф нашего урока, запишите его.

 

3. Напрашивается вопрос:

·       Как прожить свою жизнь, сохранив лучшие душевные качества? Чтобы ответить на него, мы обратимся к тексту.

       - Что вы узнали о главном герое?

      - Чем он живет? Что его интересует? (стр. 328- зачитать)

Вывод:  В начале рассказа глобальные вопросы человеческой жизни героя не интересуют, он не задумывается о том, что происходит вокруг. Это обыкновенный человек, добрый, порядочный, с хорошей душой.   

 - Итак, наш герой  весел и молод

- Где  же он ощущает наибольшее счастье?     ( Дети отвечают: « На балу»).

 

4. Перенесёмся на некоторое время на бал, послушаем музыку и посмотрим танец. (Заранее подготовленный ученик) читает описание бала на фоне музыки и танца со слов:

«Дождавшись  начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или  удлиняя  шаги  своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары».

- Какие чувства испытали вы от музыки и танца?

 

5. А чтобы лучше разобраться в душевном состоянии Ивана Васильевича, предлагаю поработать в группах:

Первой группе необходимо найти в тексте   рассказа слова,    которые помогут  понять  душевное  состояние  героя на балу,

Вторая группа проследит за состоянием Ивана Васильевича  после бала, когда вернулся домой.

Третья группа исследует душевное состояние персонажа   в сцене наказания. (работают 5-6 минут), создать легкий фон музыки

 

6.  Проверка задания 1группа  (на балу)  Итак, в каком настроении находится Иван Васильевич на балу? (показать иллюстрацию)

  1. «…не пил, потому что без вина был пьян любовью…»;
  2. «…вскакивал, не дожидаясь приглашения…»;
  3. «…вальсировал… и не чувствовал своего тела»;
  4. «…взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь восторг и благодарность»;
  5. «…я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро»;
  6. «… эти четвероугольные  носки сапог умиляли меня»;
  7. «Я обнимал в то время весь мир своей любовью»;
  8. «К отцу же её… я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство»;
  9. « Я  было испугался, что её увезут…»
  10.  «… бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло»;
  11. «…достаточно того, «что я любил её»;
  12. « …боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»     12  проявлений счастья,  радости, умиления, восхищения

Вывод: наш герой испытывает  душевное возбуждение,  восторг,  бесконечное счастье

 

Проверка  задания  2 группа (приехал домой):  С каким же настроением герой вышел из дома на утро после бала?

1.  «… подумал о сне…, я увидал, что  это совершенно невозможно»;

2. «...я вижу её в паре с отцом, когда она плавно двигается вокруг него…»

3.     «…невольно соединяю его и её в одном нежном, умилённом чувстве»;

4.     «…стало любовно жалко (брата) за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал»;

5.     « Вид…заспанного лица (лакея Петруши) показался мне умилительно трогательным»;

6.     «…я был слишком счастлив, я не мог спать»;

7.     «…всё было мне особенно мило и значительно»;

8.     «…в душе у меня всё время  пело и изредка слышался мотив мазурки»

 

8 проявлений  взволнованности, восторга и душевного трепета

Вывод:  заснуть не может, умиление образом  возлюбленной,  желание поделиться с кем-нибудь.

 

Проверка задания 3 группы  «сцена избиения» (показать иллюстрацию) Переход из одного состояния в другое.

1.      «…это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка»;

2.     «… не переставая  повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию»;

3.     « Мне было до такой степени стыдно,  …я опустил глаза и поторопился уйти  долой»;

4.     «…в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта…»;

5.     «…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет…»;

6.     «… только стал  засыпать… вскочил»;

7.     «… и  заснул только к вечеру…, пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян»;

8.     «… вспоминал  полковника… становилось… неловко и неприятно…»

 

6 проявлений тоски, подавленности, душевного  взлёта.

 

7. С каких слов начинается вторая часть рассказа? («Когда я вышел на поле…») Почему он не поделён на главы? (Чтобы добиться большего контраста, переход осуществляется внезапно, когда чувства героя еще не остыли, поэтому мы воспринимаем это очень остро, в этом мастерство Толстого-психолога)

Что произошло с главным героем? Что повлияло на смену настроения? От переполнявших его чувств он решил прогуляться, но

привлекла музыка, которая не соответствовала его душевному состоянию. Зачитайте, как Л.Н. Толстой описывает её звучание (стр. 334)

 -Что же он увидел? Чтение отрывка  избиения татарина со слов: (стр.335) «Братцы, помилосердуйте.  Братцы,  помилосердуйте.»  Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною,  я видел, как стоявший против  меня солдат решительно выступил шаг  вперёд,  со свистом взмахнув палкой,  сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся вперёд,  но унтер-офицеры удержали его,  и такой же удар упал на него с  другой стороны,  и опять с этой,  и опять с той. Полковник шёл подле  и, поглядывая  то  себе под ноги,  то на наказываемого,  втягивал себе воздух,  раздувая щёки,  и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял,  я мельком увидал между рядов  спину  наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». (показать иллюстрацию)

 

8. Вы уже знаете, что рассказ построен необычно, даже название говорит об этом.

- Для чего писатель так натуралистично, кроваво описывает наказание солдата?- Какой приём он использует? 

Контраст (противопоставление). Случай сломал внутренний мир героя.  В собственной душе он не мог найти оправдание поступку полковника. Счастье – разочарование - отвращение. (Показать рисунки)

 

9. Диаграмма,  график,  весы? Душевные переживания героя показаны в динамике: восторг,   счастье  на балу – всё нарастающая радость – возбуждение (невозможность уснуть)  стыд -  физическая тоска – острая жалость -  подавленность  -  отвращение (тошнота, вот-вот… вырвет…»)  к издевательствам,  к бесчеловечности, возникшее при виде наказания татарина)  - всё это привело к  изменению всей жизни,  отказ служить в армии да и «любовь к Вареньке  сошла на нет».

Добро:  любовь, нетерпение, танцы,  восторг, счастье, добро, умиление, обнимать мир, нежность,  не мог спать, поделиться со всеми,  трогательный, мило и значительно, душа пела.

Зло:  стыд,  барабанная дробь, физическая тоска, ужас, пьян,  неловко и неприятно.

 

10. Какой  жизненный путь он выбрал? (Быть военным, любимым и согласиться с двуличием полковника?  Или  отказаться от военной  карьеры, от жестокости, унижения человека и жить по законам добра?

- Л. Н. Толстому-гуманисту было важно, какой путь выберет каждый из нас… как мы проживём свою жизнь… Вот выбирайте. Литература вам  подсказывает!

 

11. Выводы и обобщения: Чтобы сохранить свою душу,  Иван Васильевич делает свой нравственный выбор.  Он посвящает себя людям, потому что … «есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу». Судьба Ивана Васильевича – это судьба сотен и тысяч думающих людей России.  В лице героя мы видим протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства.  Л. Толстой хочет сказать, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохраняющего свою нравственность.  Поступком Ивана Васильевича выражена авторская позиция: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.

 - Чему научил нас сегодня Толстой?

- Каков смысл жизни человека?

- С какой целью мы живём на земле?

 

12. Подведение итогов.

13.  Выставление отметок.

Д.З.  Письменно ответьте на вопрос (по выбору) :

·       «Были ли в вашей жизни случаи, которые потрясли  вас…»   

·       «Случай, изменивший мои взгляды о человеке…»

Каждому из нас в жизни  приходилось делать свой нравственный выбор.

Вам предстоит большая интересная жизнь, полная взлетов и падений.      Я желаю вам, чтобы вас миновали такие потрясения, которые пережил герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала».  Мне хочется, чтобы все ваши мечты сбылись, а  на душе было всегда светло и радостно. 

Опубликовано в группе «Призвание - учитель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.