12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гимадиева Гульчачак Исмагиловна75
учитель истории и обществознания МБОУ "Сатламышевская ООШ" Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Россия, Татарстан респ., с. Сатламышево
Материал размещён в группе «Социально-значимые проекты.»

Анализ современного урока
Урок истории в 8 классе " Час пик с Екатериной Великой "

Тип урока - повторительно-обобщающий, форма - урок-диалог.

Экспозиция урока: класс рассажен нетрадиционно - по кругу, в центре - место для ведущих и гостей передачи " Час пик ". Главный гость передачи - Екатерина II, в ее рассказе принимают участие Емельян Пугачев, Александр Суворов. Герои в костюмах своей эпохи. Из числа слушателей назначена экспертная группа экономистов, политологов (они занимают свои места, обозначенные афишками). На доске: тема, эпиграф, картины, отражающие эпоху Екатерины II.

Диагностическая карта.

1. Анализ дидактических категорий

Показатели

Умение педагога формулировать цель, основные задачи урока

Сделано обоснование темы. Определены цели работы, а именно:

Обучающая: систематизировать знания : об условиях, при которых Екатерина II взошла на престол : экономические, социальные, политические преобразования во 2-й половине XIX в.

Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков, культуры диалога.

Отбор адекватных целям, методов, приемов и средств обучения

(Дидактическая обработка материала)

Словесные, наглядные, репродуктивные, частично - поисковые.

Методы контроля, самоконтроля.

В соответствии с игровой технологией и технологией "диалог культур" (см. ниже).

 

Руководство самостоятельной творческой деятельностью учащихся в процессе организации учебной деятельности детей

Система опережающих заданий, организация ролевой игры.

Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной индивидуальной работы по изученному материалу..

Соответствие методов обучения целям и задачам урока

Дидактически правильно организовано повторение: обеспечено осознание учениками стоящих перед ними задач, использование детьми плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.

Развитие познавательных интересов восьмиклассников

Обеспечено проблемным методом обучения. Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.

Реализация педагогом воспитательной функции урока

Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к фактам отечественной истории.

Привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала

В вопросах и ответах учащихся звучали авторитетные оценки и личностное отношение к обсуждаемым проблемам.

Вариативность использования способов, приемов и средств

Обеспечена в соответствии с типом и видом урока.

Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа...)

Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.

Обучение умениям самообразования

Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).

Преемственность в развитии обще учебных и исследовательских умений

Соблюдена. Совершенствовались обще учебные умения и навыки: изложение, повествование, рассуждение - логика и аргументированность выводов на основе имеющихся знаний и собственных предположений.

Совершенствуются навыки синтеза и анализа научного материала.

Владение методикой организации проблемного обучения

Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.

Владение методикой организации исследовательского обучения

Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Учитель овладевает исследовательскими методами.

Внедрение основ мировой культуры в учебный процесс

На этом построен урок

2. Соответствие урока заявленной технологии " Диалог культур"

Целевые ориентации:

Диалог как двусторонняя информационная связь

Формирование диалогического мышления

Состоялась развивающая цель урока

Обновление предметного содержания через сопряжение двух культур (18 и 20-го вв.)

Состоялось

Технология:

Форма организации обучения

Урок-диалог

Диалог культур в контексте современности

Диалог как смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий - состоялся

Особенности организации содержания

Проецирование на процесс обучения культуры и мышления эпохи

Голоса исторических персон, голоса современников - ведущие "Часа пик", эксперты, костюмы героев, речь эпохи

Обучение строится на сквозном диалоге

На уроке создана речевая стихия, словесные методы доминируют

Точки удивления

Материал, на котором строится обучение не только на основе учебника, но и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников культуры XVIII в.

Культура нового времени. Почему мы, живущие в XX веке, воспринимаем Екатерину II как великую, мудрую правительницу, достойную продолжательницу начинаний Петра.

Особенности методики

Создание ситуации диалога

 

Готовность учащихся к диалоговому общению

Готовность есть, так как есть базовые знания, коммуникативные навыки и установка на самоизложение

Переработка учебного материала

Материал переработан в систему проблемных вопросов

Продумывание вариантов развития сюжетных линий диалога

Варианты продуманы. Сюжетные линии: Ведущие - Екатерина II, Екатерина II - Суворов, Пугачев, Ведущие-эксперты, эксперты - Екатерина II, зрители и герои, учитель - зрители, эксперты и другие

Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их ролей

Способы взаимодействия учителем продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов

Выявление зон импровизации

Игровые ситуации предусмотрены, спланированы заранее

Игровые средоточия

Игра как культурное действие лежит в основе урока (словесные игры, театральное действо)

Методические особенности урока - диалога

Позиция учителя

Учитель выслушивает все варианты,

во время урока ведет наблюдение, помогает выявить точку зрения группам экспертов в конце урока

Позиция ученика

Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Осуществляется попытка посмотреть на изученный материал в целом, осмыслить с разных точек зрения и эпох.

     

3. Выводы и предложения эксперта.

Методическая культура учителя высока (2-й год совершенствует свое мастерство в овладении развивающей технологией "Диалог культур", достигнуты заметные успехи). Учителю предлагается продолжить работу над проблемой преемственности в развитии общеучебных и исследовательских умений. Заявленный урок по всем параметрам соответствует технологии "Диалог культур". Эффективность урока высока. Цели урока достигнуты

Опубликовано в группе «Социально-значимые проекты.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.