12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Александровна493 Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Анализ УМК Химия 8 класс. Автор учебника: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
План анализа УМК Химия 8 класс.(Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)
ФИО, место работы : _Сафарова Марина Александровна________________ МОУ Лицей №15____________________________________________________
№ п/п | Характеристика | Ответы педагогов |
| I.Общая характеристика учебника | |
1. | Для какого класса предназначается данный учебник? | 8 класс |
2. | По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). | Программа курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
|
3. | Кто является авторами данной программы? | Гара Н.Н.
|
4. | Кто является авторами анализируемого учебника? | Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
|
5. | Каков общий объём учебника? | Количество страниц: 176 стр |
6. | Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). | Содержит большое количество опорных и систематизирующих схем и таблиц, иллюстраций, рубрики: «знаете ли вы, что…» и сведения об ученых. Твердый переплет, электронное приложение. |
| II. Характеристика текстов учебника | |
1. | Определите виды текстов, используемых в учебнике. | Теоретико-познавательные, научно-популярные, пояснительные, научно-практические тексты |
2. | Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. | Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, основные законы, явления, процессы, события, характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений, выводы. Такие тексты, как правило, явялются основным содержанием параграфа. В инструментально-практических текстах содержатся характеристики основных методов познания; характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа (алгоритмы, схемы, обобщающие таблицы), а также представлены заданиями (в т.ч. задачи) для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ. |
3. | На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста. | В § 50 «Сравнительная характеристика галогенов» представлен сравнительный материал по нахождению в природе, получению и физическим свойствам галогенов-простых веществ. Приведены научно-познавательные факты по теме. Сравнительная характеристика химической активности галогенов представлена с опорой на строение их атомов. |
4. | На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов безопасной работы с веществами и оборудованием? | В конце параграфа 50 приведена схема генетической связи галогенов и их важнейших соединений, приведены вопросы и задача для самостоятельной работы. Алгоритм проведения лабораторной и практических работ по теме приведен на стр 172-173.Описана технология проведения работ, даны опорные вопросы для наблюдения за изменениями, приведены предупреждения, на которые следует обратить внимание при работе., что способствует формированию у обучающихся навыка безопасной работы, правильной мотивации. |
5. | Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. | В учебнике достаточное количество дополнительных текстов, иллюстраций, схем, подборка рубрик «знаете ли вы, что…» и сведения об ученых. |
6. | Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника. | В начале приведена аннотация по работе с учебником, в которой описаны система изучения материала, правила пользования учебником, условные обозначения, приводимые в учебнике и т.д. |
| III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника. | |
1. | Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами? | В учебники достаточно большое количество рисунков, схем, таблиц, но нет фотографий, например, иллюстрирующих современные представления о строении молекул. |
2. | Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий? | Как правило, каждый параграф начинает с вопросов для актуализации знаний обучающих, формировании у них положительной мотивации к уроку. В тексте параграфов также встречаются воспросы и задания для лучшего усвоения текста параграфа и понимания сущности процессов и явлений. В конце параграфа есть ссылка на вопросы, на которые должен ответить обучающийся при самостоятельной подготовке. Не очень удобным является то, что задания вынесены в конец главы, не представлены в конце каждого параграфа. |
3. | Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма? | Да, очень удобно для использования. |
4. | Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся? | Да, во многих случаях ученикам предлагается использовать таблицы для самостоятельной подготовки, а также составить таблицы и схемы самостоятельно. |
5. | Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)? | Не везде.
|
6. | Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них. | В параграфах прослеживается обобщающая связь. В электронном приложении приведены сведения для закрепления и обобщения материла. |
7. | Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки. | В учебнике выделены основные понятия, сведения обобщены в таблицы и схемы. Приведена система опорных знаков (в предисловии к учебнику расшифровано их значение). |
| IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике | |
1. | Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе химии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания? | Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами зания и всеми структурными компонентами содержания курса. Овладение понятиями — это сложный процесс, включающий в себя первичное ознакомление, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и, наконец, овладение понятием в ходе активной познавательной деятельности и применении их на практике. Логической особенностью данного курса является процесс освоения химических понятий на основе уже имеющихся практических и теоретических знаний у ученика и новых, в т.ч. полученных в результате эксперимента/наблюдения. |
2. | Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели? | Да. |
| V. Соответствие ФГОС ОО | |
| Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК | частично
|
| Формирование УУД средствами УМК | Ученик изучает предмет, осознавая целостность и единство окружающего мира, его закономерностей. Формируется умение работы с материалом, в т.ч. с дополнительным, составление конспектов для устного повествования, решения задач различного характера, составления последовательности действий для реализации. Ученик способен оценивать ситуационные задачи с точки зрения безопасности и сохранении здоровья. Слабо представлен блок для самооценки/рефлексии, но данный учебник не предназначен для использования ФГОС.
|
| Реализация требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ | да
|
| Возможность организации самостоятельной работы обучающихся | Есть задания для самостоятельной работы. В электронном приложении также есть задания для самостоятельной подготовки.
|
| VI. Заключение | |
1. | Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса? | Неплохо бы добавить большее количество практико-ориентированных заданий.
|
2. | Отметьте положительные качества анализируемого учебника. | Нравится четко прослеживаемой логической линией курса, систематизацией материала, наличием большого числа обобщающих таблиц, хорошо оформленным электронным приложением.
|
3. | Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как? | Хочется перед изучением каждой главы вывести важнейшие химические понятия и определения, а затем уже при дальнейшим изучении заниматься их раскрытием и углублении в разделе «Основные классы неорганических соединений». Большее число практико-ориентированных заданий.
|
4. | Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе. | да
|