12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Александровна493
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Учителя химии»

План анализа УМК Химия 8 класс.(Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

 

ФИО, место работы : _Сафарова Марина Александровна________________ МОУ Лицей №15____________________________________________________

 

 

№ п/п

Характеристика

Ответы педагогов

 

I.Общая характеристика учебника

1.      

Для какого класса предназначается данный учебник?

8 класс

2.      

По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов).

Программа  курса химии для  8- 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

 

3.      

Кто является авторами данной программы?

Гара Н.Н.

 

 

4.      

Кто является авторами анализируемого учебника?

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

 

5.      

Каков общий объём учебника?

Количество страниц: 176 стр

6.      

Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.).

Содержит большое количество опорных и систематизирующих схем и таблиц, иллюстраций, рубрики: «знаете ли вы, что…» и сведения об ученых. Твердый переплет, электронное приложение.

 

II. Характеристика текстов учебника

1.      

Определите виды текстов, используемых в учебнике.

Теоретико-познавательные, научно-популярные, пояснительные, научно-практические тексты

2.      

Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, основные законы, явления, процессы, события, характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений, выводы. Такие тексты, как правило, явялются основным содержанием параграфа.

 В инструментально-практических текстах содержатся характеристики основных методов познания; характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа (алгоритмы, схемы, обобщающие таблицы), а также представлены заданиями (в т.ч. задачи) для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ.

3.      

На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста.

В § 50 «Сравнительная характеристика галогенов» представлен сравнительный материал по нахождению в природе, получению и физическим свойствам галогенов-простых веществ. Приведены научно-познавательные факты по теме. Сравнительная характеристика химической активности галогенов представлена с опорой на строение их атомов.

4.      

На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов безопасной работы с веществами и оборудованием?

В конце параграфа 50 приведена схема генетической связи галогенов и их важнейших соединений, приведены вопросы и задача для самостоятельной работы. Алгоритм проведения лабораторной и практических работ по теме приведен на стр 172-173.Описана технология проведения работ, даны опорные вопросы для наблюдения за изменениями, приведены предупреждения, на которые следует обратить внимание при работе., что способствует формированию у обучающихся навыка безопасной работы, правильной мотивации.

5.      

Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов.

В учебнике достаточное количество дополнительных текстов, иллюстраций, схем, подборка рубрик «знаете ли вы, что…» и сведения об ученых.

6.      

Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника.

В начале приведена аннотация по работе с учебником, в которой описаны система изучения материала, правила пользования учебником, условные обозначения, приводимые в учебнике и т.д.

 

III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

1.      

Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами?

В учебники достаточно большое количество рисунков, схем, таблиц, но нет фотографий, например, иллюстрирующих современные представления о строении молекул.
Очень помогает в освоении материала и развивает познавательные умения.

2.      

Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий?

Как правило, каждый параграф начинает с вопросов для актуализации знаний обучающих, формировании у них положительной мотивации к уроку. В тексте параграфов также встречаются воспросы и задания для лучшего усвоения текста параграфа и понимания сущности процессов и явлений. В конце параграфа есть ссылка на вопросы, на которые должен ответить обучающийся при самостоятельной подготовке. Не очень удобным является то, что задания вынесены в конец главы, не представлены в конце каждого параграфа.

3.      

Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма?

Да, очень удобно для использования.

4.      

Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся?

Да, во многих случаях ученикам предлагается использовать таблицы для самостоятельной подготовки, а также составить таблицы и схемы самостоятельно.

5.      

Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)?

Не везде.

 

 

 

 

 

6.      

Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них.

В параграфах прослеживается обобщающая связь.

В электронном приложении приведены сведения для закрепления и обобщения материла.

7.      

Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки.

В учебнике выделены основные понятия, сведения обобщены в таблицы и схемы. Приведена система опорных знаков (в предисловии к учебнику расшифровано их значение).

 

IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

1.      

Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе химии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания?

Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами зания и всеми структурными компонентами  содержания курса. Овладение понятиями — это сложный процесс, включающий в себя первичное ознакомление, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и, наконец, овладение понятием в ходе активной познавательной деятельности и применении их на практике. Логической особенностью данного курса  является процесс освоения химических понятий на основе уже имеющихся практических и теоретических знаний у ученика и новых, в т.ч. полученных в результате эксперимента/наблюдения.

2.      

Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели?

Да.

 

V. Соответствие ФГОС ОО

 

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК

частично

 

 

 

 

Формирование УУД средствами УМК

Ученик изучает предмет, осознавая целостность и единство окружающего мира, его закономерностей. Формируется умение работы с материалом, в т.ч. с дополнительным, составление конспектов для устного повествования, решения задач различного характера, составления последовательности действий для реализации. Ученик способен оценивать ситуационные задачи с точки зрения безопасности и сохранении здоровья. Слабо представлен блок для самооценки/рефлексии, но данный учебник не предназначен для использования ФГОС.

 

 

Реализация требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ

да

 

 

 

Возможность организации самостоятельной работы обучающихся

Есть задания для самостоятельной работы. В электронном приложении также есть задания для самостоятельной подготовки.

 

 

 

 

VI. Заключение

1.      

Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса?

Неплохо бы добавить большее количество практико-ориентированных заданий.

 

 

 

 

2.      

Отметьте положительные качества анализируемого учебника.

Нравится четко прослеживаемой логической линией курса, систематизацией материала, наличием большого числа обобщающих таблиц, хорошо оформленным электронным приложением.

 

3.      

Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как?

Хочется перед изучением каждой главы вывести важнейшие химические понятия и определения, а затем уже при дальнейшим изучении заниматься их раскрытием и углублении в разделе «Основные классы неорганических соединений». Большее число практико-ориентированных заданий.

 

4.

Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе.

да

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.