Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ ст. Евсино Искитимского района Новосибирской области
Предмет: литературное чтение
Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса
Цель: знакомство учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Задачи:
развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам;
учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин;
воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
СЛАЙД 2
Речевая разминка
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок – мой младший брат –
Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)
– Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией (еще: с веселой, грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, чтобы передать смысл загадки.
Актуализация знаний. Введение в тему
– У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания учащихся.)
СЛАЙД 3
– Расшифруйте, что написано на доске (читайте только русские буквы).
SЗLИWMGHIESE LУNTPSWOL
(Зимнее утро.)
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (Предположения учащихся.)
СЛАЙД 4
– Откройте учебник на с. 66–67. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?
Работа над стихотворением «Зимнее утро»
(Стихотворение читает учитель, или прослушивается аудиозапись.)
– Что вам особенно понравилось в стихотворении?
СЛАЙД 5
Словарная работа
– Какие слова были непонятны?
Нега – блаженство.
Аврора – утренняя звезда.
Северная аврора – заря, зимнее утро.
Вечор – вчера.
Ны́нче – сегодня.
Самостоятельная работа
– Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.
(Учащиеся выполняют задание.)
– Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? (Поэт обращается к кому-то со словами «Пора, красавица, проснись…».)
– Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается, как накануне злилась буря и было очень печально.)
– Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает прекрасная зимняя картина: блестя на солнце, снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит.)
– Прочитайте четвертую часть. (В этой части перед нами картина освещенной светом комнаты, в которой трещит затопленная печь. Значит, там тепло и уютно.)
– Пятая часть? (В последней части поэт приглашает свою героиню прокатиться по утреннему снегу.)
– Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение?
(Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом.
А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)
– Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для усиления выразительности. Одно как бы оттеняет другое.)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения
– Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Работа в паре
– Поработайте с товарищем по парте. Прочитайте друг другу стихотворение выразительно.
– Прочитайте выразительно стихотворение классу. (Выразительное чтение учащимися.)
Средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие
СЛАЙД 6
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
чудесный (день),
прелестный друг,
мутном (небе),
голубыми (небесами),
бурую (кобылку),
нетерпеливого коня,
пустые (поля),
милый берег.
СЛАЙД 7
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Рефлексия
Подведение итогов урока
– Чем мы занимались на уроке?
– Выполнили мы учебную задачу?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».
Приложение 1 "Презентация к уроку"
А.С. Пушкин «Зимнее утро»PPTX / 1.15 Мб
Примеры слайдов
Лупей Виктория Владиславовна
Фокина Лидия Петровна