12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718 Казахстан, Жамбылская область, г Тараз Материал размещён в группе «программа «Перспективная начальная школа»» |
Программа кружка по математике
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ
Программа кружка по математике
Класс:3 «Г»
Составители: Раимбердиева Г Е
Пояснительная записка
Математика подобно мифотворчеству, литературе или
музыке — это одна из наиболее присущих человеку областей
его творческой деятельности, в которой проявляется его
человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере
жизни, являющейся одним из направлений мировой гармонии.
Герман Вейль
Программа в количестве 34 часов (один час в неделю) развивающего курса математики выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.
Актуальность работы определяется рядом факторов
практического характера:
ориентирование на исследовательскую,
творческую самореализацию ученика,
на общение учителя и ученика.
Занятия проводятся в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На каждом занятии ученик знакомится с одним из мировых имен в области математики, рассматриваются ситуации, связанные с историческими событиями и открытиями великих учёных.
Цель развивающего курса:
методикопсихологические обоснования психических механизмов,
лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: воображения, внимания, памяти (природной и культурной). Именно эти качества являются основой успешной учебной деятельности ребенка.
Задачи развивающего курса:
определить объем знаний и умений, качество и степень их обобщенности учащихся;
развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т. п.;
учить приемам исследовательской и творческой деятельности.
На занятиях рассматриваются следующие основные вопросы: таблица умножения, внетабличное умножение и деление чисел в пределах 100, нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное. Параллельно с развитием числовой линии продолжается развитие геометрической, логической, функциональной, алгоритмической и комбинаторной линий. Курс в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности, Цель развития детей реализуется посредством практического внедрения результатов психолого-педагогических исследований и методических материалов, разработанных на их основе (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Я.Виленкин и др.) Структура введения нового знания:
постановка учебной задачи; “открытие” детьми нового знания; первичное закрепление с проговариванием в громкой речи; обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе; решение задач на повторение материала, изученного ранее.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения — вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы с детьми.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Практически в каждое занятие должны включаться интенсивные упражнения на отработку вычислительных навыков. Вычислительным упражнениям целесообразно придавать развивающий характер, подбирая числа-ответы так, чтобы полученные ряды дети могли анализировать, классифицировать, выявлять в них закономерности. Это поможет не только закреплять навыки счета, но и вести подготовку детей к работе деятельностным методом.
Тематическое содержание кружка
Количество часов в неделю- 1 час Всего- 34 часа Класс- 3
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Межпредметная связь | |
1. | 1 Практическая значимость математики. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 |
| Познание мира | |
2. | 2. Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с трёхзначными числами. | 1 | История Древнего мира | ||
3. | 3.Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление. | 1 | |||
4 | Римские цифры. Решение примеров на порядок действий. | 1 | История Древнего мира | ||
5 | 5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел. | 1 | |||
6. | 6.Из истории цифр. Решение задач.. | 1 | История Древнего мира | . | |
7. | 7. Математика Древнего Востока. Таблица умножения. | 1 | |||
8. | 8.Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур. | 1 | |||
9. | 9. Арифметика в Китае. Решение составных задач. | 1 | |||
10. | 10. Античная математика. Решение нестандартных задач. | 1 | |||
11. | 11.Математики Греции. Работа над умножением и делением. | 1 | |||
12. | 12. Школа Пифагора. Деление с остатком. | 1 | |||
13. | 13. Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление. | 1 | |||
14. | 14. Как люди научились считать. Решение геометрических задач. | 1 | |||
15. | 15. Бесконечный ряд загадок. Решение составных задач. | 1 | |||
16. | 16. Архимед. Решение составных задач. | 1 | |||
17. | 17. Исторический счёт. Решение составных задач | 1 | |||
18. | 18. Арифметика Диофанта. Нетиповые задачи. | 1 | |||
19. | 19. Средневековая Индия. Квадрат и куб числа. | 1 | |||
20 | 20.Индийский счёт. Объём куба. | 1 | |||
21. | 21.Четыре действия умножения и деления. | 1 | |||
22. | 22.Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление. | 1 | |||
23. | 23. Умножение. Решение сложных уравнений. | 1 | |||
24. | 24.Деление. | 1 | |||
25. | 25. Умножение и деление. | 1 | |||
26. | 26.Делится или не делится. | 1 | |||
27 | 27.Письменное умножение и деление. | 1 | |||
28 | 28. Устное и письменное умножение и деление. | 1 | |||
29 | 29.Деление с остатком. | 1 | |||
30 | 30.Решение уравнений | 1 | |||
31 | 31.Решение нетиповых задач. | 1 | |||
32 | 32.Сложные уравнения. | 1 | |||
33 | 33.Интеллектуальный марафон. | 1 | |||
34 | 34.Интеллектуальный марафон. | 1 |
Тематическое планирование кружка
№ | Тема урока | Цель урока | Содержание | ||||||
1 неделя | |||||||||
1. | Практическая значимость математики. Сложение и вычитание многозначных чисел. | Показать практическую значимость математики; познакомить с её историей; учить мыслить, слушать, запоминать | Что дала людям математика? За чем её изучать? Когда родилась и что явилось причиной её возникновения. Упражнения, задания, задачи. | ||||||
2 неделя | |||||||||
2. | Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с многозначными числами. | Расширить познания об истории математики; развивать внимание, память, воображение, логику мышления. | Когда появилась единичная система счисления. Задачи. | ||||||
3 неделя | |||||||||
3. | Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление. | Познакомить с иероглифической системой египтян; учить логически мыслить, управлять своим мышлением | Что вы знаете о иероглифической системе древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета? | ||||||
4 неделя | |||||||||
4. | Римские цифры. Решение примеров на порядок действий. | Учить решать занимательные задачи, рассуждать, развивать мышление | Иероглифы, символы чисел. Задачи логического и занимательного характера | ||||||
5 неделя | |||||||||
5. | 5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел. Из истории цифр. Решение задач. | Познакомить с римскими цифрами. Научить их читать. Учить решать задачи логического характера, делать анализ и синтез задач | Как записываются римские цифры | ||||||
6 неделя | |||||||||
6. | Математика Древнего Востока. Таблица умножения. | Познакомить с другими иероглифическими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи | Запись чисел в десятичной системе. Упражнения, задания, задачи | ||||||
7 неделя | |||||||||
7. | Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур. | Познакомить с алфавитными системами. Развивать память, мышление, умение анализировать, логически мыслить | Алфавитная система. Геометрический материал | ||||||
8 неделя | |||||||||
8 | Арифметика в Китае. Решение составных задач. | Познакомить с развитием математики в Китае; развивать пространственное мышление; воспитывать математическую любознательность. Познакомить с историей цифр. Развивать пространственное мышление; математическую любознательность | Математические тексты древнего Китая | ||||||
9 неделя | |||||||||
9. | Античная математика. Решение нестандартных задач. | Познакомить с развитием математики древних цивилизации. Познакомить с античной математикой; учить детей рассуждать; развивать математическое мышление. | Начертания цифр. Закономерности Культурная революция греков | ||||||
10 неделя | |||||||||
10. | Математики Греции. Работа над умножением и делением. Школа Пифагора. Деление с остатком. | Познакомить с одним из первых греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы; развивать у детей математическое мышление; учить мыслить последовательно, доказательно. Познакомить с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать | Доказательство признака равенства треугольников. Пифагор и его деятельность в союзе | ||||||
11 неделя | |||||||||
11. | Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление. | Познакомить с историей зарождалась математики, учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения | Развитие математики. Геометрия Лобачевского | ||||||
12 неделя | |||||||||
12. | Как люди научились считать. Решение геометрических задач. | Познакомить с историей счета. Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать | Как люди учились считать | ||||||
13 неделя | |||||||||
13. | Бесконечный ряд загадок. Решение составных задач. | Познакомить с историей натурального числа; развивать творчество и инициативу детей; развивать процесс математического мышления | Кто назовет самое большое число. Упражнения, загадки, задачи | ||||||
14 неделя | |||||||||
14 | Архимед. Решение составных задач. | Познакомить с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике | | Архимед - самый гениальный ученый Древней Греции | ||||||
15 неделя | |||||||||
15. | Исторический счёт. Решение составных задач Арифметика Диофанта. | Познакомить с «арифметикой» Диофанта; развивать математическое мышление | «Арифметика». Трактат о многоугольных числах | ||||||
16 неделя | |||||||||
16. | Нетиповые задачи. | Продолжить знакомство с «Арифметикой» Диофанта; учить детей размышлять; воспитывать гибкость математического мышления | «Арифметика» -это сборник задач. Уравнения первой и ВТОРОЙ степени | ||||||
17 неделя | |||||||||
17. | Средневековая Индия. Квадрат и куб числа. | Познакомить с возникновением математики в средневековой Индии; развивать инициативу и наблюдательность, умение решать арифметические задачи разных видов | «Шульба сутра», «Правила веревки», Разминка. Упражнения, задачи, задания | ||||||
18 неделя | |||||||||
18. | Индийский счёт. Объём куба. | Познакомить с индийским счетом; воспитывать гибкость математического мышления; развивать умение рассуждать | Арифметические правила индийцев. Разминка | ||||||
19 неделя | |||||||||
19. | Четыре действия умножения и деления. | Познакомить с абаком; учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку знания. | Вычислительные приборы. Современные вычислительные приборы | ||||||
20 неделя | |||||||||
20. | Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление. | Познакомить с индийским счетом; учить детей рассуждать, мыслить последовательно, доказательно | Ученый Аль-Хорезми | ||||||
21 неделя | |||||||||
21. | Умножение. Решение сложных уравнений. | Познакомить с действием умножения в средние века; учить детей мыслить логически; возбуждать математическую любознательность и инициативу | «Маленький замок». «Русский крестьянский способ умножения» | ||||||
22 неделя | |||||||||
22. | Деление. | Познакомить с историей возникновения методов деления; учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения | Способы деления монаха-математика Герберта. Упражнения, задачи, задания | ||||||
23 неделя | |||||||||
23. | Умножение и деление.
| Познакомить с признаками делимости на 2, 4, 5, 8; развивать математическую инициативу и любознательность | Признаки делимости | ||||||
24 неделя | |||||||||
24. | Делится или не делится. | Проверить знания, | Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» | ||||||
25 неделя | |||||||||
25. | Письменное умножение и деление. | Проверить знания, | Признаки делимости | ||||||
26 неделя | |||||||||
26. | Устное и письменное умножение и деление | Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения | Признаки делимости | 31.Деление с остатком. 32. Решение нетиповых задач | 33Решение уравнений | ||||
27 неделя | |||||||||
27. | Деление с остатком. Решение нетиповых задач | Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения | Признаки делимости | ||||||
28 неделя | |||||||||
28. | Решение уравнений | Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения | Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» | ||||||
29 неделя | |||||||||
29. | Решение нетиповых задач. | Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения | Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» | ||||||
30 неделя | |||||||||
30. | 30.Сложные уравнения. | Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения | Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» | ||||||
31 неделя | |||||||||
31. | 31.Интеллектуальный марафон. | Проверить знания, | Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» | ||||||
32 неделя | |||||||||
32. | Интеллектуальный марафон | Проверить знания, | Знаете ли вы? Воображаете ли вы? | ||||||
33-34 неделя | |||||||||
33-34 | Олимпиадные задания. Интеллектуальные игры. | Проверить знания, | Знаете ли вы? |
Учащиеся 3 класса должны знать:
свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);
знаки и термины, связанные с умножением и делением;
таблицу умножения однозначных чисел;
названия величин (площади и объёма и единиц их измерения – квадратный сантиметр, кубический сантиметр);
- порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;
- названия математических величин.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать числа и величины;
выполнять устно деление, используя таблицу умножения;
выполнять устно вычисления, используя свойства единицы и нуля;
устно вычислять квадрат и куб однозначных чисел и числа10;
выполнять устно умножение и деление двузначных чисел на однозначное число;
выполнять устно умножение и деление с числами, приводимыми к действиям в табличных случаях;
выполнять устно действия деления двузначных чисел на двузначное способом подбора;
выполнять деление двузначных чисел на однозначное число с остатком;
выполнять письменно умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число;
вычислять доли числа и величины;
- решать составные задачи (2-3 действия), являющиеся қомбинацией простых задач;
- распознавать геометрические фигуры: точку, отрезок, угол, треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоуголь ник (квадрат), пятиугольник, шестиугольник, луч, прямую, ломаную, кривую.
Список литературы
Для учителя
Учебно-методический комплекс:
Г.Т.Дьячкова. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград, «Учитель», 2007
Для учеников
Петерсон Л. Г. – Математика 1,2,3 для 2-3 класса. Москва: Издательство «Ювента», 2011.
1 ………………..Титульный лист
2-3 …………….. Пояснительная записка
4-5……………... Тематическое содержание кружка
6-13…………….Тематическое планирование
14……………… Ожидаемый результат
15……………… Список литературы