Урок русского языка «Автоматизация звука [л]»
Тема: Автоматизация звука [л].
Цель: закрепление правильного произношения звука [л].
Коррекционные задачи:
1. Образовательные:
- четкое произношение звука [л] в слогах, словах и предложениях;
- согласование прилагательных с существительными;
- автоматизация звука [л] в личных окончаниях глаголов прошедшего времени;
- употребление сущ. в винительном падеже в предложениях;
- развитие фонематического слуха;
- развитие фонематического восприятия, памяти, внимания;
- обогащать словарный запас;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа;
- закрепление умения анализировать предложения;
- развитие общей моторики;
- развитие связной речи.
2. Развивающие:
- развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
- формировать самоконтроль за речью.
3. Воспитательные:
- воспитывать организованное поведение во время урока;
- формировать активность и самостоятельность на занятии;
- прививать внимание к красивой и правильной речи.
Оборудование: профиль звука «Л», индивидуальные зеркала, картинки на звук [л], игра «лабиринт», игрушка акула, поощрительные призы.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Билет на теплоход.
Познакомимся с гостями. Меня зовут…
Сегодня мы поплывем в путешествие по волнам на теплоходе.
Получите билеты, займите свои места согласно полученным билетам.
Детям раздаются билеты, на билетах нарисованы картинки: лопата, дятел, колокольчик, пила; согласно им занимаются места: у каждого стульчика аналогичная картинка-символ.
II. Основная часть
Постановка цели занятия
Чтобы путешествие было удачным, будем правильно произносить звук [л].
Как надо произносить звук [л]? Широкий язычок поднимается за верхние зубки на бугорки, губы улыбаются.
1. Артикуляционная гимнастика – считалка.
Перед путешествием разомнем язычок.
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем (окошко).
Два – сделаем мы дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на три.
На четыре – ротик шире, «блинчик» сделай на четыре.
Пять – открываем рот на пять, нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше небо, небо чистым стало чтобы.
Семь – стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете восемь.
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
2. Игра «Теплоход»
Внимание! (удар гонга) Мы отплываем, теплоход дает гудок: «ЛЛЛЛЛ»
Теплоход плывет между камней и гудит «ЛЛЛ…» - картинка на доске.
3. Повторение ряда слогов с чередованием ударения, с разными гласными, чистоговорок.
Споем песни, чтобы было весело:
-ла-ла-лы,
-лы-ла-ло,
-ла-ла-ла- вот пила и т.д.
4. Игра «Лабиринт»- правильное произношение слов со звуком [л].
Мы подплыли к лабиринту. Надо назвать картинки по стрелкам. Увидим, к какой картинке приведет нас лабиринт.
На доске картинки на звук [л].
5. Игра «Угадайка» - согласование прилагательных с существительными.
Используются картинки: белый халат, белые голуби, белое полотенце, белое облако.
Поиграем в игру «Угадайка», чтобы наше плавание не было скучным. Какую картинку я загадала? Я скажу про эту картинку «белая».
6. Игра «Кто увидит акулу» - правильное произношение короткой фразы со звуком [л].
Посмотрим на волны. Кто увидит акулу? (Я увидела …)
Логопед раздает картинки предметов со звуком [л], дети отвечают фразой, Выигрывает тот, кому достается «акула».
7. Игра «Кто быстрей» - образование винительного падежа существительных со звуком [л] во фразе.
Я отдал …
Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся картинки.
8. Игра «Акула» - закрепление произношения звука [л] в стихотворной речи.
Физкультминутка:
Смотрите, по волнам плывет акула (логопед показывает игрушку акулы)
Плыла, плыла акула.
Плавником вильнула.
Под волну попала.
Начинай сначала.
Каждый ребенок проговаривает стихотворение по очереди и передает игрушку акулы следующему.
9. Игра «Поймай акулу» - употребление слов со звуком[л] во фразе.
Закрепление употребления винительного падежа сущ.
На стол ставится коробка «море». В ней лежат картинки со звуком [л] с металлическими скрепками. Дети встают вокруг стола, им раздаются магнитные удочки. Каждый ребенок по очереди достает картинку удочкой и отвечает фразой:
Я поймал … .
Посмотрим улов... (логопед)
Я поймал … и … (дети)
10. Развитие слухового внимания и памяти.
Сядет тот, кто поймал лопату…
11. Проговаривание ранее заученных стихов со звуком [л].
Каждый ребенок рассказывает стихотворение про картинку на билете.
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)
Дятел ель долбил-долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло,
Дятлу в том дупле тепло.
(Дятел)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
(Колокольчик)
Принялась она за дело
— Завизжала и запела!
Ела, ела дуб, дуб
— Поломала зуб, зуб.
(Пила)
III. Итог занятия.
- Наше плавание подходит к концу.
- Какой звук нам помогал в путешествии?
- Как надо правильно произносить звук [л]?
- Что вам запомнилось?
На память о плавании дети получают наклейки морских животных.