12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ширшова Анжела Викторовна478
Россия, Амурская обл., Тында
0

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Тайны забытых слов» (6 класс)

Ширшова Анжела Викторовна, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей № 8

г. Тынды Амурской области

Амурская область, город Тында

Авторская программа элективного курса

по русскому языку для 6 класса

«Тайны забытых слов»

Курс направлен на развитие коммуникативной компетенции путем обогащения словарного запаса обучающихся устаревшей лексикой и предназначен для учеников 6 класса. Разработка содержит рекомендуемый список литературы, формы контроля для более успешного овладения учащимися темой «Устаревшая лексика».

Программу данного элективного курса можно предложить обучающимся любого профиля. Курс рассчитан на 12 часов, с периодичностью 1 раз в неделю.

Пояснительная записка. Создание курса с углублением знаний устаревшей лексики вызвано необходимостью развития и совершенствования речевой компетентности учащихся. Актуальность курса связана с возросшим интересом к родному языку, с возрождением традиций языковой культуры русского народа. Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть разными. Одни из них существуют давно, являются старыми. Другие выступают единицы недавнего времени, имеют ощущаемый нами оттенок свежести, осознаются по сравнению с другими словами новыми. Подавляющее большинство старых слов входит в активный словарный запас, употребляется нами часто и в силу этого старыми не осознаются. Более того, они составляют основу современной актуальной лексики, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно. Вместе с тем, среди старых по времени появления слов выделяется значительная группа слов, которые употребляются редко, в определенных условиях, достаточно часто встречаются лишь в произведениях классической литературы, иначе говоря, являются устаревшими, не всегда понятными для нас.

В связи с этим в последнее время в научно-методической литературе широко обсуждается проблема, связанная с непониманием школьниками значения многих слов, активно употребляемых в классической литературе XIX века.

Словарный состав любого живого языка находится в постоянном изменении и регулярно дополняется, поэтому появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, искусства, культуры, а также устаревшие, которые помечают как неиспользуемые или малоиспользуемые в речи слова.

Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.

Смена социальных отношений, изменения в культуре (как материальной, так и духовной) приводят к смене хронотопа. Этот процесс находит свое отражение в языке, прежде всего в лексике. С течением времени становятся малопонятными слова ушедшей эпохи, увеличиваются «участки» исторического пространства, не освоенные или недостаточно освоенные нашим современником. В связи со сменой хронотопа становится актуальной проблема восприятия и понимания таких слов.

 

В последнее время интерес к поднятой в нем проблеме только возрос, потому как даже с хорошим кругозором некоторые обучающиеся, например, показавшие себя хорошо на трудных экзаменах по истории, английскому языку и литературе, часто сталкиваются с трудностями в богатом и многообразном мире классической литературы. Учащиеся часто не понимают как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл и значение.

Цель данного курса – развитие коммуникативной компетенции путем обогащения словарного состава обучающихся устаревшей лексикой.

Задачи:

  1. изучить специфику лексики с учетом запаса;
  2. способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов

в русском языке;

3) сформировать навыки работы с различными словарями;

4) расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся;

5) привить интерес к изучению родного языка;

6) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Учебно-тематический план курса

 

п/п

 

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

1

Вводный урок

1

 

2

Лексикология как наука

1

 

3

Активный и пассивный словарный состав

1

Интеллект-карта

4

Историзмы

1

 

5

Архаизмы

1

 

6

Словари редких и забытых слов

1

 

7

Знакомство с «Иллюстрированным словарем забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков» Л. А. Глинкиной

1

Составление рисунков к словарным статьям

8

Знакомство с книгой В. Н. Сергеева «Новые значения старых слов»

1

 

9

Устаревшая лексика в произведении А. С. Пушкина «Дубровский»

2

Комментарий к произведению

10

Сочинение-описание картины К. Маковского «Боярышня у окна» с использованием устаревшей                  лексики

2

Итоговое сочинение

Содержание изучаемого курса

 

п/п

 

 

Наименование темы

 

 

Содержание темы

1

Вводный урок

Знакомство с дисциплиной. Цели и задачи курса. Требования к организации процесса элективного курса. Требования к выполнению творческих работ.

2

Лексикология как наука

Лексикология как наука о языке. Предмет изучения лексикологии. Словарный состав языка.

3

Активный и пассивный словарный состав

Активный словарный состав. Пассивный словарный состав. Устаревшая лексика. Неологизмы.

4

Историзмы

Определение историзмов. Лексические и семантические историзмы. Роль историзмов в тексте.

5

Архаизмы

Определение архаизмов. Роль архаизмов в тексте.

6

Словари редких и забытых слов

 

Словарные статьи в словарях:

Глинкина Л. А. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков,

Елистратов В. С. Язык старой Москвы,

Елистратов В. С. Язык старой Москвы: Лингвоэнциклопедический словарь,

Рогожникова Р. П. Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник

Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов

7

Знакомство с «Иллюстрированным словарем забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков»        Л. А. Глинкиной

Оформление словарной статьи. Отличие словарной статьи устаревших лексем от оформления в толковых словарях.

8

Знакомство с книгой              В. Н. Сергеева «Новые значения старых слов»

Знакомство с содержанием книги. Чтение статей. Выявление отличий в новых лексических значениях слов.

9

Устаревшая лексика в произведении А. С. Пушкина «Дубровский»

Чтение произведения А. С. Пушкина «Дубровский»  Поиск в произведении устаревших слов. Распределение устаревшей лексики на историзмы и архаизмы.

10

Сочинение-описание картин К. Маковского «Боярышня у окна» с использованием устаревшей лексики

План написания сочинения-описания. Просмотр картины. Составление клише.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать опознавательные признаки устаревших слов;
  • уметь находить устаревшие слова в тексте;
  • уметь различать архаизмы и историзмы;
  • определять устаревшие слова в текстах художественных произведений;
  • определять по словарю лексическое значение устаревших слов;
  • выяснять роль устаревших слов в художественных произведениях.

Метапредметные:

  • формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях;
  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Личностные:

  • развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа;
  • воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений;
  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развивать адекватную самооценку, устную речь.

Рекомендуемая литература

Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее / К. С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

Ковалевская Е. Г. История слов / Е. Г. Ковалевская. – М: Просвещение, 1968. – 144 с.

Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова / Л. В. Сахарный. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов / В. Н. Сергеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

Глинкина Л. А. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков / Л. А. Глинкина. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. – 277 с.

Елистратов В. С. Язык старой Москвы: лингвоэнциклопедический словарь / В. С. Елистратов. – М.: Русские словари, 1997. – 795 с.

Рогожникова Р. П. Редкие слова в произведениях авторов XIX века: словарь-справочник / Р. П. Рогожникова. – М.: Русские словари, 1997. – 572 с.

Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов / В. П. Сомов. –  М.: Владос, 1996. – 764 с.

Баско Н. В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики / Н. В. Баско, И. В. Андреева. – АСТ-Пресс, 2018. – 448 с.

Список используемой литературы

  1. Рахманова Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология.

Морфология: учебное пособие / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 480 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.