12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насонова Светлана Евгеньевна526
Россия, Ростовская обл., ст. Казанская
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»

Использование ИКТ на уроках биологии Насонова Светлана Евгеньевна

Урок по теме: Одноклеточные водоросли

Цели урока:

Образовательные:

Приобретение и усвоение знаний учащихся по теме.

Углубление знаний о разнообразии, распространении и значении растительных организмов различных систематических групп.

Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схему.

Научить определять формы растительных организмов и объяснять роль данных представителей в жизни других живых организмов.

Развивающие:

Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, лабораторным оборудованием, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Развитие познавательного интереса к предмету.


Оборудование: Интерактивные средства Библиотеки (диски по теме) , проектор.

На доске: схема «Классификация водорослей», таблицы: «Разнообразие водорослей», «Одноклеточные водоросли»

На столах учащихся: микроскопы, микропрепараты «Одноклеточная водоросль Хламидомонада», индивидуальные карточки-задания, Интернет-распечатка дополнительного материала, карточки с ключевыми понятиями.

На столе учителя: демонстрационные объекты

Методы обучения:

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.

По характеру деятельности учителя: объяснение нового материала .


Форма организации: Урок формирования новых знаний с применением ИКТ. Основные термины и понятия: водоросли, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, хлорофилл, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, зооспора, гамета, ламинария.

План урока

1.Общая характеристика водорослей.

2.Классификация водорослей.

3.Одноклеточные водоросли, их общая характеристика и строение.

4.Лабораторная работа «Строение одноклеточной водоросли Хламидомонады».

5.Просмотр анимационного фильма «Размножение Хламидомонады».

6.Закрепление знаний, отработка понятий и основных терминов.

7.Выводы.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка знаний

Проверка знаний осуществляется по группам.

Один ряд учащихся работает по вопросам индивидуальных карточек.

Вопросы к индивидуальным карточкам:

1.Какие растения вы знаете?

2.Где обитают растения?

3.Как человек использует растения?

4.Что изучает ботаника?

5.Какое значения имеют растения в природе?

6.Какое значение имеют растения в жизни человека?

7.Почему нужно охранять растения?

8.На какие царства принято разделять живые организмы?

9.Какое строение имеет растительная клетка?

10.Какое строение имеет бактериальная клетка?

11.Какие бактерии называют сапрофитами, а какие - паразитами?

12.Как бактерии размножаются?

13.Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

14.Что такое фотосинтез?

15.В чем значение бактерий в природе?

16.Как бактерии использует человек?

17.Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?

18.Как питаются грибы?

19.Как размножаются грибы?

20.Какие грибы называют шляпочными?

21.Что такое грибница и плодовое тело гриба?

22.Как образуются споры у шляпочных грибов?

23.Что такое симбиоз?

Второй ряд учащихся работает с тестами:

Тест№1

Группа бактерии – это

Вид

Класс

Царство

Порядок

2.Способность бактерий к автотрофному питанию роднит их с

Животными

Грибами

Растениями

Вирусами

3.Защитными приспособлениями бактериальной клетки являются

Клеточная стенка

Ворсинки

Жгутики

Капсула

4.Анаэробные бактерии не нуждаются в

Пище

Тепле

Кислороде

Воде

5.Самая древняя, по мнению ученых, группа живых существ на Земле –

Растения

Грибы

Бактерии

Животные

6.Споры бактерий – это приспособление к

Размножению

Распространению

Переживанию неблагоприятных условий

Питанию

7.Бактериальная клетка, в отличие от растительной,

Имеет цитоплазму

Более просто устроена

Не содержит ядра

Всегда целый организм

8.Клетка бактерии снаружи покрыта:

Слизью

Капсулой

Щетинками

Клеточной стенкой (оболочкой)

9.Сине-зеленые водоросли — это представители царства:

Бактерий

Прокариот

Растений

Древних водорослей

10.Выберите правильные утверждения:

Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

Мхи — низшие растения.

Бактерии размножаются спорами.

Косточка абрикоса — семя.

Перекрестное опыление всегда более выгодно, нежели самоопыление.

Печеночные мхи — низшие растения.

Тест №2

1.Группа Грибы – это

Вид

Род

Класс

Царство

2.Грибы, как и растения,

Имеют в клетках ядро

Не способны к активному движению

Имеют плотную клеточную стенку

Не имеют хлорофилла

3.Грибы, в отличие от животных,

Питаются готовыми органическими веществами

Постоянно растут

Не имеют хлорофилла

Неподвижны

4.Гифы образуют

Грибницу

Корни

Плодовое тело

Мицелий

5.Наука, изучающая грибы, называется

Биология

Ботаника

Микология

Микробиология

Тест №3

1.По способу питания грибы могут быть

Автотрофами

Сапротрофами

Паразитами

Симбионтами

2.Клетка гриба

Безъядерная

Доядерная

Одноядерная

Многоядерная

3.Грибы

Не имеют хлорофилла

Содержат хитин

Образуют органические вещества

Размножаются семенами

4.Грибы, в отличие от растений,

Растут в течение жизни

Имеют многоядерные клетки

Активно не передвигаются

Являются гетеротрофными организмами

5.Споры гриба образуются в

Плодовом теле

Грибнице

Спорангиях

Гифах

6.По способу питания грибы

Автотрофы

Гетеротрофы

Сапрофиты

Паразиты

Тест№4

1.Для дрожжей, как и для других грибов, характерно размножение

Половое

Бесполое

Бесполое

При помощи спор


 

2.Спора гриба – это приспособление к

Размножению

Перенесению неблагоприятных условий

Распространению

Питанию

3.Дрожжи характеризуются тем, что

Состоят из одной округлой клетки

Состоят из одной ветвящейся клетки

Размножаются спорами

Размножаются почкованием

4.Тело гриба называют:

Мицелием

Микоризой

Симбиозом

5.Наука, изучающая грибы – ___________________.

Третья группа учащихся работает по вопросам с сигнальными карточками:

1.Биология – это наука о растениях, их строении и жизнедеятельности (-)

2.Все живые организмы распределены в так называемые царства органического мира: бактерии, грибы, растения, животные (+)

3.Растения различаются только по размерам: есть растения микроскопические, низкорослые, среднего роста и высокие (-)

4.Растения распространены по всему земному шару (+)

5.Все растения делят на две большие группы – высшие и низшие (+)

6.Тело низших растений называют слоевищем (+)

7.Тело низших растений называют талломом (+)

8.Высшие растения имеют такое же строение что и низшие (-)

Двое учащихся работают на интерактивной доске по заданию «Строение бактериальной клетки и шляпочного гриба».


Использование ИКТ на уроках биологии Насонова Светлана Евгеньевна

3. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Кто первым побывал в космосе? Оказывается одним из первых земных организмов, побывавшим в космосе, была одноклеточная водоросль – хлорелла.

Около 150 лет назад небольшое судно дрейфовало во льдах Арктики. Вдруг в лучах низкого солнца перед моряками предстал остров. Матросы в ужасе смотрели на скалы: снег местами был в кровавых пятнах. Суеверные моряки сочли это дурным предзнаменованием. Случаи покраснения снега были и высоко в горах. Это явление вызывает водоросль «снежная хламидомонада», которая активно размножается при 00С в мокром снеге, талой воде.

В Саргассовом море Атлантического океана в старые времена нередко гибли корабли от «Морского змия». Страшные легенды ходили о них. Причина – гигантская, бурая водоросль до 300м, которая наматывалась на весла и винты кораблей.

Постановка цели урока.

Цель урока формулируют сами учащиеся.

Задачи урока: Познакомиться с многообразием водорослей, их строением, особенностями жизнедеятельности и значением; рассмотреть подробно группу одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей растительного мира; продолжить отрабатывать умения работы с микроскопом.

Формирование новых знаний.

Общая характеристика водорослей ( просмотр фильма «Водоросли»)

30 тысяч видов;

Среда обитания – вода, почва.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Тело – одна клетка или таллом, настоящих органов нет. Ризоиды – нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления к субстрату.

Хлорофилл расположен в хроматофоре (разной формы) – пластиды водорослей, содержащие хлорофилл и другие пигменты.

Способ питания – фотосинтез.

Есть вакуоли с клеточным соком.

Размножение бесполое и половое.

Классификация водорослей (объяснение учителя)

Ставлю перед учащимися вопросы:

- Все ли водоросли увиденные нами в фильме одинаковы?

- Что в них общего?

- Какие видим отличия?


 

ВОДОРОСЛИ

Line 9Line 10Line 11

                                  Зеленые              Красные              Бурые

Одноклеточные (хлорелла, плеврококк)

Многоклеточные

(спирогира, нителла)

Порфира

Ламинария, саргассум

       

Одноклеточные водоросли, их общая характеристика и строение (Объяснение учителя с демонстрацией интерактивного рисунка)

- Лабораторная работа «Строение хламидомонады » (Доказать, что водоросли – низшие растения.).

Перед выполнением лабораторной работы учащиеся вспоминают правила работы с микроскопом.

Просмотр микропрепаратов.

Работа по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа «Строение хламидомонады»

Цель: знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей

1.Поместите микропрепарат на предметный столик, закрепите зажимами.

Добейтесь с помощью винтов микроскопа четкого изображения объекта.

2.Рассмотрите одноклеточные водоросли. Обратите внимание на их форму, окраску, наличие жгутиков.

3.Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

Тетрадь стр.18 №39

Учебник стр.55 рис.35

После просмотра микропрепарата хламидомонады учащиеся выполняют задание №39 в тетради на странице 18 и сверяют свою работу с рисунком 35 учебника на странице 55.

После выполнения задания учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1.Что из себя представляет организм хламидомонады?

2.Какое строение имеет клетка хламидомонады?

3.Пойти к доске, показать строение хламидомонады.

- Размножение хламидомонады (Просмотр фильма «Размножение Хламидомонады»)

После просмотра фильма учащиеся отвечают на вопросы учителя:

      1. Какими способами размножается хламидомонада?

        От чего зависит тот или иной способ размножения?

        Что такое гаметы?

        Что образуется при слиянии гамет?

        Как называется процесс слияния гамет?


 

Работа класса над понятийным материалом.

Работа над терминами и понятиями: водоросли, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, хлорофилл, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, зооспора, гамета, ламинария.

На интерактивной доске высвечивается задание – определение понятия. Учащиеся поднимают соответствующую карточку. Следом высвечивается правильный ответ.

1.Низшие растения, тело которых вместо органов имеет слоевище (водоросли)

2.Одноклеточная зеленая водоросль, название которой в переводе с греческого звучит как "простейший организм, покрытый одеждой" (хламидомонада)

3."Одежда" хламидомонады (оболочка)

4.Средство передвижения хламидомонады (жгутики)

5.Чашеобразная пластида,содержащая хлорофилл и другие пигменты (хроматофор)

6.Светочувствительное тельце красного цвета (глазок)

Выводы учащихся:

На уроке мы познакомились с новой группой растений – водорослями.

Это низшие растения. У них нет органов. Их тело называется слоевище или таллом.

Водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным водорослям относят хламидомонаду , хлореллу.

Они состоят из одной клетки, покрытой оболочкой.

Внутри клетки имеется цитоплазма, ядро, две сократительные вакуоли, светочувствительный глазок, хроматофор с хлорофиллом.

Размножаются одноклеточные водоросли в благоприятное время делением клетки, в неблагоприятных условиях – половым путем.

4. Домашнее задание:

Выучить параграф 12, ответить на вопросы, заполнить таблицу № 41 в рабочих тетрадях.

5. Итог урока.

Презентация – Приложение 1.

Литература:

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд., стериотипное – Москва. Мир.

Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс»,1997.

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждении. Под ред. В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

www.encycl.eandex/ru /

www.rubricon.com

www.lbcmcp.ups-tlse.fr/ehseignemeht.html

www.fegi.ru/primorye/GEOLOGY/coal /

Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (1)

Студеникина Вера Инокентьевна, 01.03.17 в 17:58 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, хороший материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.