12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Райхерт Дарья Сергеевна1059
Работаю в МКОУ Зюзинской СОШ Новосибирской области, учителем технологии и заместителем директора по воспитательной работе. Стаж работы в данной должности-3 года, общий трудовой стаж более семи лет
Россия, Новосибирская обл., Барабинский район, село Зюзя

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«АЗБУКА  НРАВСТВЕННОСТИ»

 

                                                                                   «Из всех наук, которые должен знать человек,

                                                                                     главная есть наука о том, как жить, делая

                                                                                      меньше зла и как можно больше добра».                                              

                                                                                                                                          Л.Н.Толстой.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.»

Проблеме духовно-нравственного  развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки,  наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и  правилами поведения и формирования моральных привычек.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования  в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.   

Новизна  программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа  направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.

Данная программа  направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней.

Будут достигнуты результаты 1 уровня:

  • приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
  • первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;

Произойдёт формирование результатов 2 уровня:

  • получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 

Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о  нравственных ценностях.
  • при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.

Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.

Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Уровни воспитательных результатов  будут достигнуты  при использовании следующих видов внеурочной деятельности:

- познавательной деятельности;

- проблемно- ценностной;

- социально- творческой;

- игровой;

- спортивно- оздоровительной;

- туристско – краеведческой;

 

Технологий:

- личностно – ориентированного обучения;

- интерактивного обучения;

- использование ИКТ - технологий;

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ –

-  создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

-  воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

 

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе,  семье, между поколениями, представителями социальных групп;

 - раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

 

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон  и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество ( творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество ( мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное  сотрудничество).

 

 

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  «Азбука нравственности»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине,    целеустремлённость  и настойчивость, бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 

 

Принципы организации программы внеурочной деятельности

 «Азбука нравственности».

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

 - нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду,  к ученикам, коллегам;

- социально-педагогического партнёрства – целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания   в основные  виды деятельности обучающихся:     урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;

- социальной востребованности воспитания– соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

 

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов    во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

1.      Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2.      Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3.      Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);

4.      Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5.      Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6.      Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

7.      Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8.      Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9.      Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

 

Планируемые результаты программы  внеурочной деятельности

« Азбука  нравственности».

Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;

- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;

 

В  результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Заповеди поведения.

2. Правила вежливости.

3.Отличия понятий «этика» и «этикет».

 

Уметь:

  1. Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
  2. Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
  3. Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
  4. Заботиться о животных, птицах;
  5. Организовывать труд и отдых дома;
  6. Соблюдать порядок на рабочем месте;
  7. Жить по составленному режиму дня.

 

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

        - ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих         товарищей;

       - знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

       - развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

       - понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;

Обучающийся получит возможность для формирования:

       - способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,  ориентации на их  мотивы, чувства;

       - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

      - принимать и сохранять учебную задачу;

      - сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

      - адекватно воспринимать обоснованную  критику учителя,  товарищей, родителей, других людей;

      - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     - корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

 

Познавательные учебные действия.

 Обучающийся научится:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

   - составлять сообщения в устной и письменной форме;

   - анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

         - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;

        - адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;

        - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

        - уметь формировать свою позицию и точку зрения;

       - приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;

 

Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- любящий свой край, свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;

 

 

Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

- непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;

 

Воспитательный эффект от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

- влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;

 

Учебно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» -  1 класс.

Задачи:

  1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.
  2. Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.
  3. Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.

 

№ п/п

тема занятия

кол-во часов

теория

(аудиторные)

практика

(аудиторные и внеаудиторные)

Раздел №1

Я стал учеником. -   5  часов

 

 

1

Я стал школьником.

1

О,5 беседа

0,5 рисунок

2

Наш класс – наш дом.

1

0,5 беседа

0,5 рисунок

3

Поговорим о вежливости. Игра-конкурс: «Буратино и Мальвина».

 

1

 

0,5  беседа

 

0,5 игра

4

Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

 

 

1

 

 

0,5 беседа

 

 

0,5 игра

5

Приятное общение в кругу друзей.

1

0,5

0,5

 

 

 

6

Раздел №2

О доброте душевной.

 

Игра: «Давай дружить».

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

7

Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.

1

0,5

0,5

8

Как стать прилежным и старательным.

1

1

 

9

Тепло наших рук согреет душу окружающим.

 

 

1

 

 

0,5

 

 

0,5

10

«Ежели вы вежливы» - прогулка по городу Вежливости. Макет города.

 

1

 

0.5

 

0,5

11

Добрые дела на все времена.

1

1

 

12

Ты и твои друзья: «Бескорыстная дружба».

1

1

 

13

Операция: «помоги другу».

1

0,5

0,5

14

Помни о других – ты не один живёшь на свете.

 

1

 

1

 

15

Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

1

 

0,5 беседа

 

0,5 рисунки

16

Операция: «Покорми птиц».

1

 

1

 

 

 

 

17

Раздел №3

Труд развивает человека.

 

Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им –нет».

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1 беседа

 

18

Трудовые дела в классе и дома.

1

0,5

0,5

19

Что значит быть дисциплинированным?

1

1  беседа

 

20

Диалог о привычках: плохих и хороших.

1

0,5

0,5

21

Мамины помощники, папины друзья.

1

0,5 беседа

0,5 рисунки

22

Как я соблюдаю режим дня.

1

1

 

23

«У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.

 

1

 

0,5

 

0,5

24

Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища».

 

1

 

0,5

 

0,5 практика

25

Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

1

 

1 беседа

 

 

 

 

26

Раздел №4

Правила аккуратности.

 

Культура внешнего вида.

 

 

 

1

 

 

 

0,5

 

 

 

0,5

27

Каждой вещи – своё место.

1

1

 

28

Если научишься ценить время – многое успеешь.

 

1

 

1

 

 

 

 

 

29

Раздел №5

Правила поведения на улице и в обществе.

 

Задачи не на сложение, а на уважение.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0,5 беседа

 

 

 

 

 

0,5 практика

30

Культура общения: приветствия.

1

0,5  беседа

0,5 практика

 

 

 

31

Раздел №6

Этика и этикет.

 

Красота вокруг нас: научись её видеть и создавать.

 

 

 

1

 

 

 

0,5 беседа

 

 

 

 

0,5 рисунок

32

Встречи с добрыми людьми.

1

 

1

33

Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки».

 

1

 

 

1 игра                                                   

ИТОГО – 33 часа.

 

Содержание программы.

1 класс – 33 часа.

Раздел 1: Я стал учеником. (5 часов).

Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.

Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.

Правила общения в классном коллективе.

 

Раздел 2: О доброте душевной. (11 часов).

Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?

Настрой на добрые дела.

Забота о поколении бабушек и дедушек – им нужно наше тепло.

Правила бескорыстной дружбы.

Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

 

Раздел3: Труд развивает человека. (9 часов).

Воспитание трудолюбия.

Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.

Помощь маме в домашних делах.

Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Правила общения по телефону.

 

Раздел 4: Правила аккуратности(3 часа)

Правильно распределяй своё время – многое успеешь.

Культура внешнего вида.

Забота о своих вещах.

 

Раздел5: Правила поведения на улице и в общественных местах. (2 часа).

Научись уважать окружающих тебя людей.

Правила культурного диалога.

 

Раздел 6: Этика и этикет (3 часа).

Учись видеть красоту окружающего тебя мира.

Доброта вокруг нас.

Правила этикета.

 

Диагностика результативности прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

компетенции

показатели

методический инструментарий

Сформированность коммуникативного потенциала личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность нравственного, этического потенциала учащегося.

 

1.Коммуникативность.

 

 

 

2. Знания этикета.

 

 

 

3. Комфортность ребёнка в школе.

 

 

4. Сформированность совместной деятельности.

 

 

 

 

 

1. Нравственное направление формирования личности.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

 

2. Педагогические наблюдения.

 

3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся начальной школы».

 

4. Методика «Наши

отношения»

 

5.Анкета «ты и твоя школа».

 

 

 

 

1.Тест Н.Е.Щурковой  «Размышляем о жизненном опыте».

 

2. Методика С.М.Петровой  «Русские пословицы», «Цветик – семицветик», «Золотая рыбка».

 

3.Методика В.В.Синявского «Организаторские и коммуникативные склонности».

 

 

4.  Методика – тест А.Криулиной «Тактика взаимодействия».

 

5.  Методика А.Н.Лутошкина «Уровень развития классной группы».

 

 

 

 

Оценка планируемых результатов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» рекомендуется использовать  данный диагностический инструментарий.

(Приложения).

Научно-методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

  1. А.Г. Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Интернет – ресурсы
  4. Мультимедийный фонд
  5. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
  6. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
  7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное  общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
  8. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
  9. Устав ОУ
  10. Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт ( стандарт второго поколения).
  11. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.