12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Павловская Татьяна Анатольевна39 |
«Байкал – гордость Сибири!»
Название работы: «Байкал – гордость Сибири!»
Автор: Павловская Татьяна Анатольевна
Образовательная организация: МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»
Должность: педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Время проведения: 1 занятие – 45 минут
Режим проведения: очная, в т.ч с использованием дистанционных образовательных технологий на платформах Zoom, Teams.
Пояснительная записка:
Важнейшими глобальными проблемами современности являются проблемы экологии. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где главной целью является формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности) у подрастающего поколения. Характерной особенностью нашего времени является интенсивное воздействие человека на окружающую среду, сопровождающееся негативными последствиями. Ситуация чревата экологическим кризисом на планете. Выход из этого кризисного состояния предполагает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Для решения экологических проблем использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Охрана природы родного края в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. Экологическое образование и воспитание учащихся носит характер непрерывного и целенаправленного процесса, оно сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно – педагогических исследований. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений экологического содержания и учебных дисциплин экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности детей и подростков.
Развитие интереса к экологии, активизация познавательной деятельности способствует решению задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Нам кажется очень важным именно междисциплинарный и метапредметный подход в формировании экологической культуры школьников, т.е. интеграционный принцип преподавания предметов на основе регионального компонента, т.е. в той среде, в которой непосредственно живет ребенок. Экологическое образование выступает не как конкурирующий предмет, а как средство, обеспечивающее единство процесса обучения и воспитания в образовательной среде.
Неотъемлемой частью общей системы просвещения должно стать воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для её охраны и улучшения. В своей работе, при проведении занятия «Байкал – гордость Сибири!», мы руководствовались следующими принципами экологического воспитания и просвещения:
а) Междисциплинарным подходом в формировании экологической культуры школьников, т.е. интеграционным принципом преподавания предметов. Экологическое образование выступает в качестве средства, которое обеспечивает единство образовательно-воспитательного процесса.
б) Систематичностью и непрерывностью экологического обучения. Этот подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определённой последовательности, органично связать с системой содержания основ наук.
в) Единством интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды. Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным её восприятием, которое побуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в её улучшение.
г) Взаимосвязью глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Региональный компонент очень важен в процессе формирования экологического сознания учащихся, создает возможность эффективных решений не только по предметным, но и по метапредметным областям сферы образования. Это позволяет воспринимать экологические проблемы как лично значимые.
Основные темы дополнительной общеразвивающей программы (ДОП) «Тропинки родного края» актуальны и значимы в настоящее время, так как экологическое мышление, которое формируется в процессе занятий, является необходимым для устойчивого развития общества, знание родного края способствует воспитанию патриотических чувств к своей малой Родине.
Занятие «Байкал – гордость Сибири!» является одним из занятий раздела «География нашего региона» II Блока «Земля - наш общий дом» дополнительной общеразвивающей программы «Тропинки родного края». Представленное занятие завершает цикл занятий о Байкале, т.е. является занятием по закреплению и систематизации знаний. На самом занятии используется лэпбук о Байкале, изготовленный на предыдущем занятии (из журнала Сибирячок). Представленное занятие входит в учебно-методический комплекс к ДОП «Тропинки родного края» (автор Т.А. Павловская)
Занятие было проведено в группе 4, была достигнута высокая результативность. Рецензия на занятие, утверждённая на заседании методического объединения образовательной организации, от методистов Дворца творчества прилагается.
Рефлексия учебной деятельности (фаза рефлексии) состояла в самооценке результатов своей деятельности на занятии детьми и соотнесение самооценки с оценкой педагога. Обучающиеся сами оценивали свою работу: результативность, качество работы на занятии.
Практическая значимость. Дидактическая новизна занятия «Байкал – гордость Сибири!» в конструировании технологической карты занятия в соответствии с требованиями ФГОС (прилагается). Технологическая карта рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата. Технологическая карта позволяет легко тиражировать педагогический опыт и может быть использована коллегами-практиками: как другими педагогами дополнительного образования, так и учителями общеобразовательной школы.
Особая значимость предлагаемой методической идеи - в возможности тиражирования опыта, возможности использования данного занятия или серии подобных занятий в практике работы других образовательных организаций с идентичными условиями работы, отсутствии сложного ресурсного обеспечения, необходимого для практической реализации идеи. Достаточно проектора, ноутбука, экрана и педагога.
Подобные занятия являются мощным стимулятором мыслительной деятельности. Данное занятие позволило осуществить развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся; научило применять теоретические знания в жизни, повысило мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы подачи материала.
Таким образом, на основе методической идеи занятия «Байкал – гордость Сибири!» показана возможность построения законченного полного образовательного продукта. Актуальность данного занятия еще и в том, что оно поможет ребенку в построении всеобъемлющей концепции картины мира, преследуя общую глобальную цель: «Воспитание экологической культуры детей».
Цель: закрепление и систематизация знаний у детей о природе Байкала, его обитателях.
Задачи:
Задачи. Образовательные: 1. Закрепить знания о: природе Байкала (установка не на запоминание информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний); понятии «эндемики»; влиянии человека на природу Байкала, путях решения проблем загрязнения окружающей среды. 2. Формировать: сознательное отношение к охране окружающей среды; умения и навыки: применять полученные знания (о проблемах озера Байкал) в практической деятельности (пути их предотвращения).
Развивающие. Развивать: познавательные и творческие способности; интерес к самостоятельному исследованию проблемы; умения и навыки: умственно-логических действий (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы); отбирать, перерабатывать и выстаивать информацию, применять её в практической деятельности; проводить исследования проблемы, определять пути её решения.
Воспитательные. Способствовать: воспитанию экологической культуры: бережное отношение к окружающей природе своей малой Родины, стремление к улучшению состояния окружающей среды; чувства ответственности за выполнение порученного задания; формированию коммуникативной компетентности.
Режим занятия: 45 минут, очный, в т.ч с использованием дистанционных образовательных технологий на платформах Zoom, Teams.
Образовательные технологии:
Технология управления познавательным процессом. В основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях).
Гуманно-личностное обучение - технология «свободного воспитания». В основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям.
Технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, и другие.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео, презентации), в т.ч. технология дистанционного обучения. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Методы и приёмы обучения:
практические - (работа с лэпбуком, карточками);
словесные - (лекция в стихах);
наглядные – презентация, лэпбук;
игровые - (викторина, творческое задание);
по степени взаимодействия: интерактивные;
по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемные;
методы устного контроля и самоконтроля.
Закрепление пройденного материала проводится в виде тестирования, викторины.
Ожидаемые результаты: Качественные критерии оценки результатов деятельности: Предметные: - изменение уровня сформированности понятий, умений, навыков (с помощью педагога или самостоятельно); Метапредметные: - способность применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов. Личностные: - изменение уровня сформированности экологической культуры школьников (заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к живым объектам), активизация жизненной позиции по отношению к природе и её богатству; умение общаться и сотрудничать в процессе образовательной и творческой деятельности с другими учащимися и педагогом, выстраивать диалог с ними. Количественные критерии: - количество усвоенных новых понятий к концу занятия (тестирование, собеседование); - промежуточный и итоговый контроль (тестирование); - количество верных ответ на вопросы викторины.
Данное занятие способствует развитию всех видов универсальных учебных действий (УУД) – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Несколько примеров: личностные – нравственно-этическое оценивание собственных поступков; регулятивные – целеполагание и планирование; познавательные общеучебные – поиск и выделение информации, универсальные логические действия – выведение следствий и установление причинно-следственных связей; коммуникативные – умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: презентация о Байкале и его обитателях, с иллюстрациями пейзажей Байкала, лэпбук о Байкале, изображения эндемиков Байкала (водоросли, губки, рыбы, планарии и т.п.), проектор, ноутбук, экран.
Дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал (при проведении занятия в очном формате) для самостоятельной работы обучающихся, проблемные вопросы для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения по поиску обитателей Байкала в лэпбуке, викторина и др.
Технологическая карта (сценарий) занятия «Байкал – гордость Сибири!», автор Т.А. Павловская
Стихи и фотографии, представленные на данном занятии и в презентации являются авторскими,
@Павловская Татьяна Анатольевна
Картинки взяты из сети Интернет, находящиеся в свободном доступе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно – методическое пособие. 5-е издание, стереотипное. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 288 с.
2. Горелов А.А. Человек – Гармония – Природа. Серия «Человек и окружающая среда». – М.: Наука, 1990.
3. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно – методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
4. Майборода И.Б. Нерпенок: Тетрадь-пособие для учащихся начальных классов. - 1 издание. – Иркутск: Издательство «Арком», 2002.-92с.
5. Сибирячок. Лэпбук. №4 (157) 2018 год
4
Комментарии (6)
сменить сортировкуУникальное место! Сберечь бы!
Полностью согласна с Любовью Ивановной! 45 минут для такого содержательного материала - маловато...
Если заключительное занятие провести в форме увлекательной викторины, то результативности, на мой взгляд, будет больше.