12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдульменова Ильмира Ягсуповна109
Учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 36 лет, высшая квалификационная категория, руководитель РПО.
Россия, Тульская обл., п.Чернь

Бах. Полонез
MP3 / 6.59 Мб

/data/files/o1597401664.mp3 (Бах. Полонез)


музыка к балу
MP3 / 4.06 Мб

/data/files/q1597401717.mp3 (музыка к балу)


Музыка к балу
MP3 / 11.06 Мб

/data/files/i1597401764.mp3 (Музыка к балу)


Музыка к балу
MP3 / 865.75 Кб

/data/files/m1597401793.mp3 (Музыка к балу)


Музыка к балу
MP3 / 2.58 Мб

/data/files/d1597401824.mp3 (Музыка к балу)


Романсы
MP3 / 5.71 Мб

/data/files/d1597401880.mp3 (Романсы)


Романсы
MP3 / 3.21 Мб

/data/files/v1597401908.mp3 (Романсы)

 
https://youtu.be/VWfm1gbGj4s
 

видеоПрограмма бала – маскарада.

1.Вступление. Ведущая бала. Приветствие гостей.

2.История танца «Полонез»

3.Танец « Полонез» (Исполняют учащиеся)

4. Торжественное открытие.

5.Презентация (фильм) о Тарханах

6. «Горные вершины» Олег Погудин (прослушивание)

7. Грибоедов «Вальс»

8.М.Ю. Лермонтов на балу. Портреты женщин.

9.История вальса.

10.Прослушивание вальса Арама Хачатуряна к драме «Маскарад»

11. 12. Игра «Платок» (под звуки вальса)

13.Игра «Движущаяся подушечка» (под звуки вальса)

14. Романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» (Прослушивание)

15. Рассказ о веерах и мушках. ( Показ движений веером на балу)

15 Игра «Фанты».

16. История танца «Полька»

17. Гусарская полька. (Танцуют все учащиеся).

18. Игра «Шаль» под «Берлинскую польку».

19. Игра «Жмурки» под «Французскую польку»

20. Просмотр танца «Мазурка» видео.

21. Игра. Альбом.

22. Бальный Ручеек.

Подведение итогов бала.

Сценарий бала-маскарада лермонтовского времени

(К 205 летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Абдульменова И.Я.

Цели:

Образовательная. Знать биографию М. Ю. Лермонтова, его произведения, круг общения. Учить танцам 19 века и их истории и культуре.Развитие УУД.

Развивающая. Способствовать развитию музыкальности,активности.Включение каждого ребёнка в активную деятельность.

Воспитательная. Способствовать воспитанию творческой, культурной личности.Приобщение к нравственным и культурным ценностчм.

 

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности.

2. Учить взаимодействовать в коллективе.

3. Развивать внимательность, дисциплинированность.

4. Способствовать развитию фантазии.

5. Раскрывать творческий потенциал ребенка.

6. Способствовать самовыражению ребёнка через танец.

7. Способствовать воспитанию культуры поведения учащихся, их взаимоотношения.

8. Расширить кругозор подростков и их общей эрудиции.

9. Содействовать повышению познавательной активности учащихся, изучая историю танца.

10. Формировать проявления чувства коллективизма, дружбы.

11. Изучение истории танцев 19 века.

12. Изучение истории и самобытности костюма 19 века.

13. Изучение правил этикета на балу соответствующей эпохи.

Оформление зала: на сцене слова “Бал- маскарад”. Маскарадная маска. Портрет М.Ю.Лермонтова. 205 лет со дня рождения, стол со скатертью, канделябр с зажжёнными свечами, книги писателя. Перчатки, веер. Окна закрыты шторами, вдоль зала расставлены скамейки для гостей и участников бала.

/Звучит “Танец” Гайдна в исполнении дуэта скрипачей/.

Читает стихотворение " Блистает тысячью огней" Е.Баратынского ведущая Дама:

                    Блистает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Гудят смычки; толпа гостей;

С приличной важностию взоров,

В четках узорных,распашных,

ряд пестрых барынь пожилых

Сидит.причудницы от скуки

то поправляют свой наряд,

то на толпу, сложивши руки,

С тупым вниманием глядят.

Кружатся дамы молодые,

Пылают негой взоры их;

огнём каменьев дорогих

Блестят уборы головные.

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды лёгкие,как дым,

Их лёгкий стан обозначают.

Вокруг пленительных Харит

И суетитсяи кипит

Толпа поклонниковревнивых;

С волненьем ловят каждый взгляд:

Шутя несчастных и счастливых

Из них волшебницы творят.

В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Кавалерист крутит усы,

Франт штатский чопорно острится.

Ведущая дама: Господа, я приглашаю Вас на бал, где вы будете не только зрителями, но и участниками восхитительного праздника. Это будет необычный бал, бал-маскарад, каким он был в начале 19 века, в то время, когда жил Михаил Юрьевич Лермонтов.

Слайд.1 Портрет М.Ю.Лермонтова

Дама: Как известно, балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Например, к княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург. Бал был явлением особенным. Это была жизнь в миниатюре, со всеми её обольщениями, интригами, страстями и кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького. На балу можно было решить политические проблемы, завязать нужные знакомства, сделать первые шаги в карьере, которые нередко зависели от умения делать глиссе, плиссе и пируэты. А для барышень - это была « ярмарка невест». Бал был настоящим спектаклем со строго определённой сменой танцев, разговоров и даже одеждой.

Немного истории.

Слайд 2.Пётр I , картина бала.

В России впервые балы появились в 18 веке. По указу Петра 1 бальный танец был обязательным предметом в программе многих учебных заведений. В XIX веке дворяне с удовольствием ездили на балы.
Балы проходили в огромных и великолепных залах, освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а по двум сторонам залы у стены стояло множество ломберных столов. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Кавалеры заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Длился он 30 минут. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза -  восхищение прекрасной дамой. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостью, во второй – хозяйка с самым именитым гостем.

Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал. Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном
1 танец.  Дамы и господа! Полонез! (Учащиеся танцуют полонез)

Слайд 3. Танец.

Слайд.4 Портреты дам высшего общества.

Дама. Довольно часто на таких балах бывал М.Ю. Лермонтов. Он всегда был изысканно одет, и постоянно окружён хорошенькими молодыми дамами высшего общества, среди которых были черноокая красавица Александра Смирнова- Россет, изысканная Александра Воронцова-Дашкова, милая Варвара Лопухина, белокурая Эмилия Мусина-Пушкина. М. Ю Лермонтов шутил и осыпал их комплиментами. О прекрасных способностях Лермонтова говорит уже то, что не будь он поэтом, он мог бы стать художником или музыкантом. Мы можем сказать, что он был очень талантлив. Три музы несли его по жизни: поэзия, музыка и живопись. Нельзя не восхищаться картинами Лермонтова .

Просмотр видео-фильма «Тарханы»

Слайд 4. Картины Лермонтова.

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, флейте,пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою "Казачью колыбельную песню", да ноты пропали после его смерти и до нас не дошли. Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, мог стать выдающимся художником. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками ( французским, немецким, английским, читал по-латыни, изучал «татарский» азербайджанский язык), фехтовал и прекрасно танцевал, умел занять беседой и твёрдо держался в седле. Писал стихи и прозу.

Дама: На балу музицировали, пели романсы. Прослушаем произведение, написанное поэтом «Горные вершины» в исполнении Олега Погудина.

Звучит вальс Грибоедова. Запись.

Дама: Вы не ошиблись - это вальс.

Вторым танцем на балу был вальс. Он следовал после Полонеза. Вошел он в моду в конце XVIII - начале XIX века и сразу стал очень популярным. Несомненно, но был самым изысканным танцем 19 века. Существовало много разновидностей этого танца.

-Как же связан этот танец с произведениями поэта?

Вальс звучит и в драме Лермонтова «Маскарад», этот вальс написал композитор Арам Хачатурян. Давайте прослушаем этот вальс.

-Дамы и господа! Вальс! (дети танцуют вальс «Знакомство»)

Дама: На балу не только танцевали, вели беседы, но и играли. Мы тоже с вами поиграем в игры 19 века.

Игра «Платок» (под звуки вальса) /“Вальс-фантазию” М.И. Глинки/.

Игра «Движущаяся подушечка» (под звуки вальса)

Дама: Давайте посмотрим на следующий танец, который являлся кульминацией бала.

Мазурка-видео.

Термин «мазурка» происходит от названия польской провинции мазовия. Жители этого региона называют себя мазурами, так же, по-польски звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы. Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Мазурка-это середина бала, она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идёт плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнёр в этом танце проявляет активности, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое постукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20 годы 19 века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от неё страдал паркет. Мазурку танцевали четыре пары. При её исполнении допускались разговоры.

Прослушивание романса. Романс на слова М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю»

Дама: Не случайно я включила данный романс, наш разговор пойдёт о языке вееров. В разные времена тайным оружием прекрасных дам был и остаётся флирт. Сказать что-то важное, не произнося ни слова, предложить кавалеру любовный аванс, не нарушая строгих правил своей эпохи и приличий, продемонстрировать кокетство так, чтобы сохранить на публике лицо неприступной женщины- вот в чём истинное заигрывания.
Матери обучали языку веера своих дочерей, но, как несложно догадаться, им владели и мужчины, иначе вся эта изящная задумка не имела бы смысла.
Примерно тысячу жестов можно было передать с помощью веера. Свидание тоже можно было назначить, не проронив ни звука. Если дама выходила на балкон, обмахивалась веером, а потом возвращалась в залу, оставив балконную дверь открытой — следовало понимать это как её согласие на свидание. Если же она по возвращении закрывала за собой балконную дверь, значит, она не могла или не хотела уйти с кавалером. Внимательное разглядывание рисунка на веере в присутствии мужчины означало, что он симпатичен даме.

Показ движений веера (девочки 8-9 класса)

Дама: Цветы, мушки, вееры- всё было в арсенале изобретательных дам.

В арсенале современных дам по-прежнему остаются броши со смыслом, иногда духи, обмен музыкой, фильмами, книгами, заключающими в своих названиях и сюжетах тайный смысл, стихи, адресованные возлюбленным, живопись. Флирт - это волшебная игра с безграничными возможностями, которая может быть остроумной, тонкой, раскрывающей избраннику свои лучшие качества.

Популярной игрой на балу были «Фанты»

Дети играют в фанты. Берут фанты из шляпы и выполняют написанное задание.

История танца «Полька»

Дама: Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества: народного, светского, официального. Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и озорном танце.

- Дамы и господа! Полька!

Гусарская полька. (Танцуют все учащиеся)

Игра «Шаль» под «Берлинскую польку»

Игра «Жмурки» под «Французскую польку»

Дама: В конце бала исполняли французский танец «котильон». Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.

Котильон (фр. cotillon) - бальный танец французского происхождения. Котильон близок контрдансу. Особое распространение получил в середине XIX века в странах Европы и в России. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Исполнялся он всеми участниками в конце бала. Разнообразие Котильона зависело от ведущей пары - кавалер-кондуктор давал сигнал оркестру, громко называя фигуры. Он же следил за согласованностью движения пар.

Игра. Альбом. Запиши в девичий альбом стихотворение, цитату, сделай рисунок. Посмотрим, кто больше всех заполнит альбом.

Дама: Каждый должен выбрать себе пару. Пары встают друг за другом в ручеёк.

Бальный Ручеек

Подведение итогов бала

1.Лучшая танцевальная пара.

2.Самый активный кавалер, дама.

3. Лучший бальный костюм.

4.Лучшее оформление веера.

5. Конкурс лучшего альбома.

Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 14.08.20 в 16:14 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за представленный сценарий бала, Ильмира Ягсуповна! Интересно получилось. Действительно, большая подготовка необходима для проведения. Уверена, что бал в вашей школе прошел на отлично, как во времена М.Ю.Лермонтова.
Селиванова Галина Геннадьевна, 14.10.20 в 15:27 0Ответить Пожаловаться
Ильмира Ягсуповна,мне понравился сценарий праздника! спасибо Вам! Скачала,попробую использовать в своей работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.