12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718
Казахстан, Жамбылская область, г Тараз

Тема: «Ч. Айтматов «Волки шли по следу»

Цели урока:

Образовательная: изучение произведения Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы

Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста.

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.

Тип урока: чтение и изучение художественного текста.

Форма урока: работа в творческой мастерской. 

Оборудование урока: портрет писателя, Учебник

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Слово о Ч. Айтматове.

Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.

        31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

        В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.

       В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

      Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».

      Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

III. Сюжет, структура произведения.

(Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)

Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.

 Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так - на пределе - обострилось и сгустилось в мире.

 Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".

IV. Обсуждение основных проблем.

1)Экологическая проблема.

-Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки “обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы – характеры.

 Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)

 (Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек. Эти сцены блестяще написаны.)

V. Работа по тексту .

- Случайно ли введены в роман волки? .

(Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов – художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.

(“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,

 “Буранный полустанок” – верблюд Коронар,

 “Белый пароход” – рогатая мать – олениха).

- С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть, наоборот волк волку – человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?

. Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

     Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

    Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает  природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть.

Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.

С образами животных связаны и многие легенды у Ч.Айтматова.

И мы должны спасти землю от ядерных ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю.

 

Итог урока

Домашнее задание: пересказ

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.