12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Амина Ю.3429
С детства любознательна . Люблю читать, саморазвиваться.
Россия, Дагестан респ., Охли
О том, как жена превратила хилого простака в великого полководца
 
Однажды хунзахского хана Уммахана Великого спросили, как живет его народ. Он ответил: «Те, у которых хорошие жёны, живут хорошо, а те, у которых жёны плохие, живут плохо».
 
Всегда и особенно в наше время  огромное значение имеет  взаимоуважение между людьми. Неуважение к людям есть первый признак безнравственности. Это качество очень важно для человека, для его саморазвития, самопознания, для того, чтобы вообще называться человеком.
 
Уважение  – сложное понятие, которое приобретается людьми на протяжении всей жизни, над которым следует работать и развивать его. Безусловно, воспитывать его следует начинать с самого раннего детства. Первым же воспитателем является семья. С первых дней нас окружают родители, которые и должны стать той опорой, на которой и будет держаться вся семья в целом. Ну а сама семья – это основа всего.
 
Известно, что дети, словно губка, впитывают всё, что их окружает, всё, о чём говорят,  что делают взрослые. С малых лет они берут пример прежде всего с родителей.
 
В семье же очень важно, чтобы супруги всегда относились друг к другу уважительно. Видя такой пример, дети  будут уважать и самих родителей, и других людей. Подрастающее поколение должно твёрдо усвоить одну простую вещь, которая изложена в данной пословице:  «Кто не уважает других – тот не уважает себя».                                   
 
Разумеется, что слово родителей должно иметь вес в семье и, в частности, при воспитании детей. Однако, если родители говорят, что нужно уважать других, а сами  не следуют этому, то дети им никогда не поверят и не будут поступать так, как нам бы этого хотелось.
 
В подтверждение сказанного приведу один  рассказ. Героя истории связывают с различными  известными  историческими личностями, но установить точно, с кем именно это произошло, не представляется возможным. Я слышал версию, связанную с известным в горах храбрецом  Хромым Ражбадином. Есть  и другие версии, но для нас в данном случае это не принципиально, важен сам факт происшедшего и его смысл.
 
В одном  горном  селении  жил  молодой человек, он был честным  и храбрым. Но он  был то ли хромой, то ли кривой, то ли плешивый и уважением среди сельчан не пользовался, даже  наоборот. Когда подошло время, родители нашли ему невесту и женили его.  Спустя некоторое время уже на правах взрослого человека он начал ходить на годекан. Он всегда садился где-нибудь с краю. Ещё через какое-то время люди начали замечать, что как только он приходил на годекан, следом  за ним  приходила его жена и приносила ему  мягкую подушку, чтобы он не сидел на голом камне. Когда он уходил, приходила  жена и уносила подушку домой. Это повторялось каждый раз, когда он приходил на годекан. Людям стало интересно,  в чём дело, поскольку даже самым уважаемым в селе людям жены не носили подушки,  а этому носят. Они подумали: раз его жена так уважает своего супруга, значит есть за что. После этого люди стали садиться поближе к нему, прислушиваться к тому, что он говорил. Постепенно, сначала соседи, потом односельчане, потом и другие начали относиться к нему с уважением. Со временем уважение к нему возросло до такой степени, что его избрали  предводителем, и вскоре он возглавил войско.
 
Эта примечательная история – наглядный пример того, что уважение  к другим воспитывается, прежде всего в семье. Если в семье не заложены основы взаимоуважения, то в дальнейшем, особенно в наше  время, воспитать в ребёнке уважение к другим – очень трудно.
 
Хотелось бы ещё немного углубиться в историю, дабы почерпнуть из неё немного важного и ценного. История – это целая кладезь мудрого и полезного.
 
Не секрет, что люди стремительными темпами теряют духовные и культурные ценности, которые достались нам в наследство от наших предков. Забывая культуру и традиции, которые шлифовались тысячелетиями и прошли многовековую проверку жизнью, мы следуем западной культуре, которая нам, дагестанцам, органически чужда и не имеет с нами ничего общего. Складывается ощущение, что наши предки не имели ни культуры, ни традиций, ни знаний. Печально, но некоторые так и думают  вслед за царскими, а потом и советскими историками, которые утверждали, что Дагестан был отсталой и неграмотной окраиной России. Но истина состоит в том, что Дагестан как раз в точности до наоборот являлся самым грамотным регионом царской России. Царские чиновники грамотным считали только того, кто умел читать и писать на русском языке, а то, что многие знали арабский  язык, а большинство, включая и женщин, в ХIХ веке читали и писали на  родных языках – на аджаме – алфавите дагестанских языков, созданного на основе арабского алфавита, для них не является признаком грамотности. Парадокс.
 
В Хунзахе найдены  надписи, сделанные на аварском языке  с использованием грузинского алфавита, которые сделаны не позднее 12-13 веков.
 
Имея такое богатое культурное, духовное и материальное наследие мы – дагестанцы почему-то упорно следуем западной, совершенно чуждой нам культуре. Странно, не правда ли? Мы теряем свои корни, традиции и обычаи наших предков. Куда-то делось  взаимоуважение, добрососедские отношения между людьми, которые когда-то считались признаком воспитанности, хорошего нрава, порядочности. Раньше недостойное поведение подвергалось всеобщему порицанию, и это считалось позором. Молодые люди совсем потеряли уважение к старшим. Они не понимают одну простую истину, что следующее поколение, беря с них пример,  не будет уважать их.
 
 
Автор: Мухаммад Раджабов
Источник: islamdag.ru
 
Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.