Статья «Блицопрос как форма проверки знаний обучающихся на уроках химии»
Блицопрос как форма проверки знаний обучающихся на уроках химии.
Офицерова Нина Викторовна,
учитель химии МБОУ Печерская СШ
Смоленского района, Смоленской области
Аннотация
Каждый учитель озадачен тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся. Для эффективного разрешения представленной проблемы предлагаю проводить блицопросы. Слово «блиц» (от нем. blitz — «молния») — значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение
Ключевые слова
Блицопрос, методика подготовки и проведения, публичный ответ, способы оценивания.
Блицопрос легко вписать практически в любой урок, он вносит игровой момент в изучение темы, даёт возможность быстро и интересно провести опрос учащихся, вызывает интерес у ребят, развивает навыки творческого применения знаний, помогает лучше усвоить материал, налаживает взаимодействие учителя и учеников, его можно результативно использовать на разных этапах учебного занятия. Каждый учитель озадачен тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся. Для эффективного разрешения представленной проблемы предлагаю проводить блицопросы. Слово «блиц» (от нем. blitz — «молния») — значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение.
На своих уроках использую блицопрос для: актуализации знаний, полученных ранее; организации проблемной ситуации; определения уровня понимания и усвоения. В соответствии с задачами опроса определяется место блицопроса в структуре урока, чаще всего это этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала или первичная проверка понимания учащимися нового материала, итоговый опрос.
Организация блицопроса на уроке не имеет принципиального значения. Задания могут быть представлены на карточках, так называемый «бумажный вариант»; в виде электронного теста, с автоматическим подсчетом правильных ответов и выставлением отметки, или устно, когда учитель читает вопрос и варианты ответов, а дети записывают только цифру вопроса и букву ответа. Лучше всего, если учитель будет применять все три варианта, исходя из поставленных задач и опираясь на свои возможности.
На уроках химии я чаще всего применяю блицопрос на заключительном уроке темы или нескольких тем.
Методика подготовки и проведения такой формы опроса:
Заранее публикую на своем сайте перечень вопросов по теме (или вывешиваю вопросы на доске в кабинете);
Оговариваю место и продолжительность опроса;
Для урока, на котором предусмотрен опрос, готовлю карточки с заранее известными вопросами, раскладываю их в произвольном порядке;
Каждый обучающийся в течение опроса отвечает 5 раз, оценивается по 5-бальной шкале.
Таким образом, обучающийся имеет возможность заранее подготовиться к опросу. Публичный ответ дает возможность осуществить самооценку и взаимооценку, сравнить свой ответ с другими.
Примеры некоторых блицопросов:
Вопросы для блитцопроса по теме «Химическая связь», 8 класс
Что значит завершенный и незавершенный электронный слой атома?
Привести примеры атомов с завершенным и незавершенным электронным слоем.
Почему атомы стремятся завершить свой внешний энергетический уровень?
Каким образом атомы могут завершить свой энергетический уровень?
Сколько электронов может быть на завершенном энергетическом уровне?
Что называют ковалентной связью?
Схема образования атома хлора.
Схема образования атома кислорода.
Схема образования атома азота.
Определение ковалентной неполярной связи.
Понятие электроотрицательности.
Схема образования молекулы хлороводорода.
Сущность обменного механизма образования ковалентной связи.
Понятие донора и акцептора.
Определение молекулы.
Определение катиона.
Определение аниона.
Определение ионной связи.
Схема образования оксида калия.
Для каких соединений характерна ионная связь?
Примеры простых и сложных ионов.
Как зависит тип связи от взаимной электроотрицательности атомов?
Примеры веществ с ионной связью.
Схема образования бромида лития.
Укажите вид химической связи у веществ: бромид кальция, бром, бромоводород, хлорметан, оксид натрия, фосфор, оксид серы, метанол.
Схема образования металлической связи.
Определение металлической связи.
Блитцопрос по теме « ПЗ и ПС химических элементов Д.И. Менделеева»
Назовите работы предшественников Д.И. Менделеева.
Что было положено в основу открытия периодического закона?
Приведите примеры химических элементов расположенных не по мере возрастания атомной массы, объясните это явление.
Как изменилась формулировка ПЗ по мере развития науки?
В чем физический смысл порядкового номера элемента?
В чем физический смысл номера периода?
В чем физический смысл номера группы?
Как изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне в периоде?
Как изменяется радиус атома в периоде?
Как изменяются окислительно-востановительные свойства элементов в периоде?
Как изменяются металлические и неметаллические свойства простых веществ в периоде?
Как изменяется электроотрицательность в периоде?
Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в периоде?
Как изменяются свойства летучих водородных соединений в периоде?
Как изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне в группе?
Как изменяется радиус атома в группе?
Как изменяются окислительно-востановительные свойства элементов в группе?
Как изменяются металлические и неметаллические свойства простых веществ в группе?
Как изменяется электроотрицательность атомов в группе?
Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группе?
Как изменяются свойства летучих водородных соединений в группе?
Почему водород занимает в ПС двойственное положение?
Расположите по мере возрастания металлических свойств: Na, Al, Si, Mg.
Расположите по мере возрастания неметаллических свойств: N,Si, P,O,Cl.
Расположите по мере возрастания кислотных свойств: SO2, P2O5,Cl2O7
Расположите по мере убывания кислотных свойств: H3PO4, H2CO3,HNO3.
Каково значение ПЗ Д.И. Менделеева для науки и понимания природы?
Назовите местоположение в ПС щелочных металлов, благородных газов.
Назовите местоположение в ПС щелочноземельных металлов, галогенов.
Это призовой вопрос, он равен 1 баллу)))))
Блицопрос «Скорость химической реакции»
Определение скорости химических реакций
Формула, по которой можно вычислить скорость хим.реакции и ее объяснение
Как называется раздел химии, изучающий скорость протекания химических реакций?
Понятие гомогенных и гетерогенных химических реакций.
От какого фактора зависит скорость гетерогенных химических реакций
Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от площади поверхности реагирующих веществ
Что такое «кипящий слой» и где он применяется?
Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от природы реагирующих веществ?
Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от концентрации реагирующих веществ?
Каким правилом определяется зависимость скорости химической реакции от температуры?
Формула, по которой рассчитывается скорость химической реакции
Зависимость скорости химической реакции от катализатора, примеры
Определение катализатора и каталитических реакций
Понятие ферментов, примеры
Особенность действия ферментов, примеры
Понятие ингибиторов, примеры
Блитцопрос по теме «Химические реакции и закономерности их протекания»
Объясните сущность экзотермической реакции.
Объясните сущность эндотермической реакции.
Термохимическое уравнение реакции.
Понятие скорости химической реакции, формула для вычисления скорости гомогенной реакции.
Понятие скорости гетерогенной реакции.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Приведите пример зависимости скорости реакции от природы реагирующих веществ.
Приведите пример скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
Запишите уравнение вычисления скорости химической реакции в зависимости от концентрации реагирующих веществ на примере образования аммиака из азота и водорода.
Запишите уравнение вычисления скорости химической реакции в зависимости от концентрации реагирующих веществ на примере реакции разложения воды.
Приведите пример зависимости скорости химической реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.
Вычислите, во сколько раз изменилась скорость химической реакции при повышении температуры от 40 до 70 градусов, температурный коэффициент равен 3.
Вычислите, чему равен температурный коэффициент реакции , если скорость конечной реакции выросла в 81 раз, а температура выросла на 40 градусов.
Понятие энергии активации.
Понятие катализатора. Виды катализа.
Примеры гомогенного и гетерогенного катализа.
Как катализатор влияет на энергию активации реагирующих веществ?
Как называются вещества, снижающие скорость химической реакции? Примеры.
Понятие необратимые реакции. Примеры.
Понятие обратимые реакции. Примеры.
Понятие химического равновесия.
Перечислите факторы, влияющие на химическое равновесие.
Принцип Ле Шателье
3H2+3N2-----2NH3 - в какую сторону сместится химическое равновесие, если увеличить давление в системе.
3H2+3N2-----2NH3 - в какую сторону сместится химическое равновесие, если уменьшить давление в системе.
3H2+3N2-----2NH3 +Q - в какую сторону сместится химическое равновесие, если уменьшить температуру.
3H2+3N2-----2NH3 +Q - в какую сторону сместится химическое равновесие, если увеличить температуру.
3H2+3N2-----2NH3 +Q - в какую сторону сместится химическое равновесие, если уменьшить концентрацию аммака.
3H2+3N2-----2NH3 +Q - в какую сторону сместится химическое равновесие, если увеличить концентрацию азота.
3H2+3N2-----2NH3 +Q - в какую сторону сместится химическое равновесие, если уменьшить концентрацию водорода.
Это призовой вопрос, он равен 1 баллу
Блицопрос «УГЛЕВОДЫ»
1. К углеводам относятся вещества с общей формулой
2. Моносахариды, содержащие пять атомов углерода называются
3. Наиболее распространенный моносахарид гексоза
4. При полном гидролизе полисахаридов чаще всего образуется
5. Основная функция глюкозы в клетках животных и человека
6. Бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, получившее название «виноградный сахар», - это…….
7. По своему химическому строению глюкоза является……….
8.С аммиачным раствором оксида серебра глюкоза реагирует в виде……
9. Раствор ярко-синего цвета образуется при взаимодействии глюкозы с…
10.При спиртовом брожении глюкозы образуется……
11. Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей образует коллоидный раствор (клейстер) – это…..
12. В клетках растений крахмал выполняет функцию…..
13.Содержание амилопектина в крахмале составляет….
14. Конечным продуктом гидролиза крахмала является…..
15. Общая формула целлюлозы, с выделением свободных ОН-групп….
16. Чтобы отличить глюкозу от фруктозы, используют……
17. Продуктом восстановления глюкозы водородом на никелевом катализаторе является….
18. Определите вещество А в следующей схеме превращений:
Глюкоза А
19.К углеводам относится вещество
1) CH2O 2) C2H4O2 3) C5H10O5 4) C6H6O
20.Моносахариды, содержащие шесть атомов углерода, называются….
21. К дисахаридам не относится
1) сахароза 2) мальтоза 3) лактоза 4) галактоза
22. К полисахаридам не относится
1) крахмал 2) гликоген 3) целлюлоза 4) сахароза
23.РНК и ДНК, содержащие остатки рибозы и дезокси- рибозы, выполняют функцию…..
24. Бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, получившее название «фруктовый сахар», - это…..
25. Изомер глюкозы - фруктоза – является….
26. Максимальное число молекул уксусной кислоты, с которыми может прореагировать глюкоза при образовании сложного эфира, равно….
27. При молочнокислом брожении глюкозы образуется….
28. Твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде углевод-
29. В клетках растений целлюлоза выполняет функцию…..
30. В горячей воде растворяется составляющая крахмала ….
31. Взрывчатое вещество «пироксилин» - это….
32. Общая формула полисахаридов, образованных глюкозой
1) (CH2O)n 2) (C2H4O2)n 3) (C6H10O5)n 4) (C6H6O)n
33.Молочный сахар - это дисахарид -
34.Продуктом окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра является….
35. Определите вещества А и Б в следующей схеме превращений:
целлюлозаАБ
Какая группа углеводов не подвергается гидролизу?
Пентоза, входящая в состав РНК, называется….
Пищевой сахар - это дисахарид…..
Конечными продуктами окисления глюкозы в организме человека являются…..
В растворе глюкоза существует в виде (цикл. или линейной формах?)…
Образование ярко-синего раствора в результате взаимодействия глюкозы с Сu(ОН)2 является доказательством наличия в молекуле глюкозы группы….
42. При диабете в качестве заменителя сахара используется….
43. Наибольшее количество крахмала (до 80%) содержится в …
44. Более короткие макромолекулы крахмала, имеющие линейную структуру, называются…
44. Крахмал - макромолекула, структурным звеном которой являются остатки…
45. В каждом структурном звене молекулы целлюлозы число свободных гидроксогрупп равно:
46. К углеводам относится вещество
1) СН2О 2) С2Н4О2 3) С5Н10О5 4) С6Н6О
47. Чтобы отличить крахмал от целлюлозы используют …..
1) Ag2О/NH3 2) раствор I2 3) Сu(ОН)2 4) HN03
48. Продуктами взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди(II) при нагревании являются…
49. Определите вещества А, Б и В в следующей схеме превращений: крахмалАБВ
50. Пентоза, входящая в состав ДНК, называется…
51. Солодовый сахар - это дисахарид…..
52. В качестве эталона сладости используется сладкий вкус….
53. Крахмал, гликоген и сахароза выполняет функцию
54. Энергетическая потребность живых организмов в значительной степени обеспечивается за счет окисления (назвать углевод)
55. Из трех форм существования глюкозы в растворе, максимальное содержание (около67%) приходится на (назвать форму)
56. Чтобы отличить глюкозу от фруктозы, используют…
57. При изготовлении зеркал и елочных игрушек используется…
58. Наибольшее количество целлюлозы (до 95%) содержится в волокнах
59. Часть крахмала с растворённой структурой молекул называется
60. Целлюлоза - макромолекула, структурным звеном которой являются остатки….
61. Искусственный шелк - это продукт переработки 1) тринитроцеллюло 2)мононитроцеллюлозы 3) ди- и триацетилцеллюлозы 4) триацетилкрахмала
62. К углеводам относятся вещества с общей формулой….
63. Раствор ярко-синего цвета образуется при взаимодействии глюкозы с….
64. Определите вещества А, Б и В в следующей схеме превращений:глюкозаАБВ
Список литературы
Лисичкин Г.В. Методика преподавания – второсортная наука? – В сб. Естественнонаучное образование: время перемен / Под ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014, с. 34-40.
7. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1958, с. 13-15.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.