12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варавина Наталия Владимировна1188
Россия, Иркутская обл., Братск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

 

 

 

Групповая сплочённость

Что? Зачем? Как?

Братск 2017

В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.

ЧТО?

Групповая сплоченность — это наличие особого рода связей между членами группы, которые помогают преодолеть внешние негативные влияния. Это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений.

Социально-психологическую основу отношений в группе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что группой считается наиболее важным и значимым. Например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваются как образец для подражания. Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи и ритуалы взаимосвязаны и образуют социально-психологическую основу того феномена, который психологи называют, «чувство Мы».

ЗАЧЕМ?

Сплоченная группа профилактирует и корригирует многие личностные проблемы отдельных ее членов:

Чувство одиночества (корригируется распределением функций и ролей в группе, направленных на общую цель, эмоциональная поддержка друг друга);

Повышенный уровень тревожности (корригируется доброжелательными взаимоотношениями в группе, положительным психологическим климатом);

Повышенная агрессивность (корригируется под влиянием норм и правил, принятых в группе, общем одобрении или осуждении того или иного поведения, поступка);

Низкая мотивация к учебе (корригируется наличием общих задач, ценностей, поощрением группой успехов отдельного её члена);

Низкий уровень волевой саморегуляции поведения (корригируется под влиянием норм и правил, принятых в группе, общем одобрении или осуждении того или иного поведения, поступка).

КАК?

К. Рудестам (1993 г.), А. А. Александров (1997 г.) и другие исследователи группового поведения выделяют следующие факторы, способствующие усилению групповой сплоченности:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

привлекательность лидера как образца, модели оптимально функционирующего участника;

наличие другой группы, которая рассматривается как соперничающая

Если педагог не ставит перед своей группой объединяющей цели, то каждый участник движется по направлению к своей собственной. Возникающий на этой почве конфликт целей приводит к снижению групповой сплоченности.

Итак, если вы желаете создать сплоченную группу, начать нужно с совместного составления свода правил для всех членов группы. Данные правила должны находиться на видном месте и быть понятными для каждого члена группы. Так же, желательно чтобы в этом своде правил, были прописаны конкретные наказания за нарушение каждого из правил (дети должны знать как и за что будут наказаны). Можно составить подобный список, стимулирующий к созидательной активности, т.е. какие поощрения (совместная похвала, выход за территорию, чаепитие и т.п.) будут за тот или иной позитивный успех (отличная учеба, отсутствие замечаний, победа в конкурсе и т.п.).

Полезным, для сплочения группы, будет совместное создание герба, придумывание имени группы.

В любой группе должен быть лидер, (староста, ответственный и т.п.), который будет выполнять организующие функции и нести ответственность в целом. Лидер должен быть выбран группой.

Традиции и ритуалы, так же, благоприятно сказываются на сплоченности группы. Таким ритуалом может быть вечернее собрание в кругу «Свечка», на которой дети делятся своими впечатлениями и переживаниями за прошедший день. Традицией может быть празднование дня рождения группы и каждого ее члена с заблаговременным изготовлением подарков своими руками.

Cовместные выходы, выезды (на природу, в развлекательные учреждения) за территорию.

Коллективные творческие дела, групповые игры, игры-соревнования с другими группами способствуют формированию чувства единства.

Некоторые игры,

способствующие сплочению группы

«Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

«Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

«Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

«Нарисуй меня»

Ведущий раздает листы бумаги, карандаши. Затем на ушко каждому шепчет имя одного из участников и просит молча нарисовать заданного человека. После рисунки собираются и показываются всем участникам, участники должны отгадать кто на рисунке.

«Вспомни всё»

Ведущий вызывает одного желающего и садит на стул спиной к группе. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь, принять его характерную позу и попытаться определить его состояние.

«Путаница»

Стоя в плотном кругу дети закрывают глаза, вытягивают руки вперед и по команде ведущего хватают любую свободную руку. Затем все открывают глаза и пытаются распутаться.

«Апельсин»

Участники в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком. Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется пара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости грудью.

«Дракон»

Участники выстраиваются друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Впереди стоящий выполняет роль головы дракона. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами.

По команде ведущего начинается движение, вначале медленно, а потом убыстряется. Выполняющий роль головы должен провести состав так, чтобы не разомкнулась цепочка.

«Слепой и поводырь»

Участники делятся на пары, один из пары играет роль слепого, другой роль поводыря. Поводырь должен провести слепого через различные преграды.

Затем пары меняются ролями.

«Паровозик»

Цель: улучшение контактов, сплочение участников.

Ход: Ведущий предлагает участникам встать «паровозиком» и под музыку передвигаться по комнате. Как только музыка замолкает, частники разбегаются в разные стороны, вновь включается музыка и участники должны занять свои места в «паровозике» и продолжить путешествие.

«Все на борт»

Уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

«Обрадуй соседа»

Ленточка или т.п. передается по кругу.

По сигналу «СТОП» - тот, у кого в руках ленточка, должен обрадовать своих соседей (сделать комплимент, подарить что-нибудь или т.п., но повторяться нельзя).

По окончании ведущий «радует» оставшихся.

«Мастера пантомимы»

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это.

С уважением, педагог-психолог Варавина Н.В.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.