Буддийская картина мира
Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, воспитание ответственности за свои поступки; пропаганда общечеловеческих ценностей, активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
Познакомить обучающихся с формированием буддийской картины мира.
Выяснить значение понятий «карма», «предки», «потомки».
Объяснить значение поступков каждого для последующих поколений с точки зрения буддизма.
Форма: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации, творческая работа, дискуссия.
Средства: мультимедийная презентация, текст.
Ход классного часа:
1.Вызов
- Здравствуйте, сегодня очень интересная тема урока. В качестве эпиграфа нашей встречи можно взять народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Пожелаем друг другу удачи (пожатие руки).
-На доске расположены две надписи, касающиеся темы нашего урока. А на столах у вас лежат жетоны красного и зелёного цветов. Я предлагаю взять жетон красного цвета и поместить его под ту надпись, которой вы придерживаетесь.
Я оцениваю свои поступки Мне всё равно
(Ответы обучающихся)
- Спасибо. В конце урока мы посмотрим, как изменится ваше мнение.
- Готовясь к нашей встрече, вы узнали свою родословную. Что такое род? (Ответы обучающихся. Несколько семей кровных родственников образуют род).
- Кто такие предки? (Ответы обучающихся. Предшественники по роду).
- Кто такие потомки? (Ответы обучающихся. Будущее поколение).
- Назовите по памяти прямых предков по отцовской линии желательно до 7 колена (дети по возможности перечисляют)
- Существует ли связь между вами и вашими предками? (Ответы обучающихся. Да. Внешние черты лица, свойства характера, талант передаются по наследству).
- Сегодня эти знания пригодятся вам на уроке.
2.Осмысление
- Все мы являемся частью окружающего нас мира. Как устроен этот мир? Что есть жизнь человека? Различные культуры, различные религии, различные люди объясняют это по-разному. Буддисты устройство мира объясняют при помощи таких понятий, как «карма», «колесо сансары».
Приём «Корзина идей».
- Что такое карма? (Ответы обучающихся)
- Ваши предположения будем закидывать в корзину (учитель записывает ответы детей на доске:
- Человек отвечает за свои поступки.
- Добро и зло передаются по наследству.
- Карма – это устройство мира.
- Карма – это волшебный компьютер, который следит за нашими поступками.
- У хороших родителей хорошие дети, у плохих родителей плохие дети)
- Ребята, а хочется ли вам узнать, чьё предположение является правильным? (Ответы обучающихся. Да).
- Все наши действия – и мысли, и слова, и поступки – чем-то вызваны и имеют определённые следствия. Ты улыбнулся – и тебе улыбнулись в ответ. Ты сказал другу сгоряча недобрые слова – и вы поссорились. Попробуйте сами привести подобные примеры. Сначала примеры с хорошими поступками, потом примеры с плохими поступками (дети приводят примеры из школьной жизни)
Дискуссия.
- Что является причиной кармы? (Ответы обучающихся. Слово, поступок – причина кармы).
-Есть ли в мире безответные действия? (Ответы обучающихся. Нет. Человек действует, так или иначе, из-за причин, толкающих его).
- Это есть следствие. Сформулируйте словами понятие «карма». В ходе коллективной дискуссии рождается определение: Карма – это закон причины и следствия.(https://stihi.ru/2016/01/16/3965)
-Сравним отредактированный вариант формулировки понятия с тем, который предложен в школьном учебнике
- Вернёмся к «Корзине идей». Чьё предположение оказалось правильным? (дети рассуждают, называют правильные ответы).
- Вы привели разные примеры из своей школьной жизни. Какой может быть карма? (Ответы обучающихся. Хорошей и плохой).
- Давайте определим план классного часа.
План:
Что такое карма.
Хорошая карма.
Плохая карма.
О раскаянии (четвёртый пункт плана добавляет сам учитель).
- Буддисты убеждены, что в мире нет безответных действий. Их результат может сказаться сразу или через некоторое время. Порой из-за неправильных действий родителей или других предков страдают их дети. Давайте посмотрим, как Законы кармы отражаются на нашей жизни. Я расскажу об одной семье.
Задание для обучающихся: определить карму рода (схема в презентации урока).
7 поколение – Нимбу – от него пошла фамилия, трудолюбивый.
6 поколение – Жап – мастер по дереву, много работал.
5 поколение – Тучин - мастер по дереву, добрый, трудолюбивый.
4 поколение – Лайдап – механизатор, передовик колхоза, добрый, трудолюбивый, любил детей.
3 поколение – Владимир – тракторист, мастер по дереву и металлу, трудолюбивый, общительный.
2 поколение – Виталий – мастер производственного обучения, умеет мастерить из дерева и железа. Сам собрал мини – трактор. Скромный, умный.
1 поколение – Алексей – ученик 4-го класса, увлекается техникой
- Какая карма преобладает? (Ответы обучающихся. Преобладает хорошая карма).
- Пример реального родословного древа одного улан – удэнца (схема в презентации урока).
7 поколение - Сокто – злой человек, бил жену и детей
6 поколение - Бадма – часто пил водку
5 поколение - Нима – ранен на войне
4 поколение - Жалсап – спился
3 поколение - Алдар – инвалид
2 поколение Бимба – ослеп
1 поколение – Хорло умер от рака.
Род прекратил своё существование. Подумайте, почему?
- Какая карма преобладает? (Плохая карма)
- Это родословная линия от человека, который не уважал ни себя, ни других. Его потомки, притянутые к этому дереву, тоже отрабатывали тяжёлую карму. Наша жизнь зависит от наших предков, от семьи. От кого будет зависеть жизнь наших потомков? (От нас, ведь мы когда-то тоже будем родителями)
- Помните, что вы - звено нерушимой цепи ваших предков и потомков. Именно от вас зависят жизнь и благополучие ваших детей и внуков.
-В языке много пословиц о семье и родстве. Назовите пословицы, иллюстрирующие закон причины и следствия. (Ответы обучающихся - «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется»).
- Не зря эпиграфом нашего урока мы взяли известную пословицу. Какие ещё знаете пословицы, связанные с кармой семьи или рода? («Каков отец, таковы и детки», «Какова матка, таковы и детки», «Каково семя, таково и племя», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Каков брат, такова и сестра» и т. д.)
- В этих мудрых пословицах есть глубокий смысл.
Самостоятельная работа учащихся
Обучающимся раздаются карточки, где нарисованы два мешочка. На доске написаны разные понятия: доброе слово, жадность, болтливость, почитание старших, любовь, милосердие, крик, ругань, помощь друзьям, зависть, добрая память и т. д
Задание: В первый мешочек написать понятия, связанные с хорошей кармой, во второй мешочек – с плохой кармой. В каждый столбик самим добавить по 2 понятия (индивидуальная помощь слабым учащимся)
Проверка работы.
- Если эти два мешочка поставить на весы, то какая карма должна перевесить? (Ответы обучающихся. Мешочек с хорошей кармой).
- Благая карма должна преобладать над плохой кармой, т.е. хороших поступков вы должны совершать больше.
- Объясните, как вы понимаете, что такое раскаяние.
(Работа в паре) Посоветуйтесь друг с другом. Совпадают ли ваши мнения? (спросить нескольких учеников)
Учащиеся: Это чувство глубокого сожаления о содеянном.
- Приходилось ли вам в чем-нибудь раскаяться? Приведите примеры из вашей жизни.
- Подлинное раскаяние и чувство глубочайшего сожаления о совершённом уменьшают последствия негативной кармы и даже полностью их устраняют.
3. Рефлексия
Коллективное составление стихотворения из 5 строчек
Приём «Синквейн»
Карма
хорошая плохая
следит наказывает вознаграждает
от кармы не уйти
страж
Могут подойти слова: закон, скульптор.
- Для того чтобы завершить занятие и подвести его итоги я предлагаю вам взять жетон зелёного цвета и снова сделать свой выбор.
Я оцениваю свои поступки Мне всё равно
Ученики делают выбор. Учитель подводит итоги занятия.
Свою работу учащиеся оценивают по 5-ти бальной системе.