12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Елена Ивановна82
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Материал к уроку по литературе в старших классах.

Автор: Григорьева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары

Человек «играющий» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Творчество Ф.М. Достоевского, русского писателя второй половины XIX века, относится к явлениям всемирной литературы, открывает «новый этап ее истории и во многом определяет ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития» [1].

Произведения Достоевского и сегодня современны и актуальны, потому что автор изобразил в них те стороны человеческого бытия, заявил те проблемы, которые будут волновать людей на протяжении всей истории их существования. Роман «Преступление и наказание» (1865-1866) стал пророческим ответом на роман Чернышевского «Что делать?» и других писателей второй половины XIX века, которые по-своему отразили возросшую роль идей в обществе. Достоевский использует для этого различные средства, одним из которых, по мнению Бахтина, стал жанр полифонического романа, позволяющего раскрыть новый способ видения мира и его отображения.

Рассматривая роман в данном аспекте, можно выделить в нем героя – человека «играющего».

К творчеству Федора Достоевского обращались Ю. Карякин («Самообман Раскольникова»), Е. Буянова («Романы Ф.Достоевского»), М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского») и многие другие. В своей работе М. Бахтин, говоря о полифоничности произведений писателя, выделяет карнавальную поэтику Достоевского, а игра и есть суть карнавала. М. Бахтин пишет, что «карнавализация позволяет… показать такие моменты в характерах и поведении людей, которые в условиях обычного хода жизни не могли бы раскрыться» [2]. Но литературовед не выделяет человека «играющего» и не рассматривает его в рамках художественного пространства романа «Преступление и наказание», хотя и указывает на отдельные карнавальные моменты в произведении.

Попытаемся добавить еще несколько штрихов к общему портрету романа в аспекте игрового начала.


1. Концепция игры


Игра относится к числу основополагающих феноменов человеческого бытия, поэтому на первое место наряду с Homo Sapiens, человеком разумным, выдвигается Homo Ludens, человек играющий. Эта идея всецело завладела творческими умами. Параллельно в разных науках складываются концепции человека играющего. В философии она представлена X. Ортегой-и-Гассетом, в культурологии — И. Хейзингой, в художественном творчестве — Г. Гессе.

Ортега озабочен судьбой современной культуры, кризисным бытием личности в условиях «массового общества». Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты. [2]

Роман Гессе «Игра в бисер» – глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранить духовность в царстве Игры.[2]

Немецкий философ Эйген Финк рассматривает игру среди основных явлений сущности бытия, наряду со смертью, трудом, господством и любовью[5]. Игровое понимание человеческого существования особенно актуально для X1X века, в рамках разрешения вопросов о сущности человека и смысле жизни.[9]

В трактате «Homo ludens» нидерландский историк и культуролог И. Хейзинга утверждает: «Есть одна старая мысль, свидетельствующая, что если продумать до конца все, что мы знаем о человеческом поведении, оно покажется нам всего лишь игрою. Действительность полна страстей, трудна и жестока, – пишет И.Хейзинга, – ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится, как игра. Стремление к прекрасной жизни наполняет общество элементами игры»[11].

Таким образом, изучив ряд работ, посвященных концепции игры, приходим к следующим обобщениям:

1. Игра – это способ отображения и постижения человеком окружающего мира и себя самого.

2. Игра – это все человеческое поведение в стремлении к лучшей жизни.

3. Игра – это особая модель действительности.

4. Игра – это категория человеческого бытия.

Определившись с концепцией игры, попробуем выявить в ткани произведения героя, человека «играющего», который при помощи игры постигает себя и мир, в стремлении к лучшей жизни создает собственную действительность.


2.Человек «играющий» в романе


Как же Достоевский изображает в своем романе человека «играющего»?

Человек «играющий» – это герой, который в силу определенных причин примеривает на себя различные маски, играет роль человека, которым хочет быть, но таковым на самом деле не является. Это Раскольников, Свидригайлов, Лужин, Лебезятников, Катерина Ивановна, Порфирий Петрович.


Роли и маски в игре героев

Так, Лебезятников, надев маску нигилиста, играет в прогрессивного молодого человека, хотя сам – глупец, бравирующий модными идеями. Лужин не корыстный подлец, который пользуется незавидным положением невесты, а порядочный человек – именно таким он пытается предстать перед Родионом, братом своей избранницы. Катерине Ивановне по душе роль уважаемой дамы, и совсем неважно, что живет она на средства падчерицы-проститутки и находится сама в положении человека, достойного только жалости. И Раскольников, оказывается, не убийца, а идеолог, творец и практик собственной теории, поэтому и обижен подозрениями в преступлении. Порфирий Петрович тоже играет, играет роль человека, который верит в невиновность Раскольникова (до определенного момента). Самой сложной в этом ряду является, пожалуй, фигура Свидригайлова. Он живет в игре, вечно экспериментируя над судьбами других людей собственным вмешательством.

Подробнее остановимся на игре двух героев, так как сюжет романа построен именно на убийстве, совершенном Раскольниковым, главным героем произведения, а раскрыто преступление именно следователем Порфирием Петровичем.

Раскольников – «сочинитель», гордящийся своим творением [4]. И в этом уже присутствует игровое начало. Раскольников создает свой призрачный мир и сам обречен в нем жить по законам, которые по его же мысли и слову существуют. Герой играет с самим собой, со своими мыслями и поступками. Родион обманывает себя, теша ложными надеждами и вымыслами («вошь» я или «право имеющий» [6]). Страшны муки совести, но при этом он боится быть отверженным, изгнанным из общества. Поэтому и играет роль невиновного человека, оскорбленного подозрениями.

У Порфирия Петровича роль особая: он единственный, способный «сочинить» «сочинителя», т.е. Раскольникова. «Дело следователя ведь это, так сказать, свободное художество» [6]. Художество, то есть игра с оппонентом, психологический поединок. Порфирий Петрович видит Раскольникова, его теорию и идеи, поведение насквозь.

Во время первой встречи Порфирий ведет себя то «спокойно и холодно», то «язвительно» и иронично. Раскольников понимает игру следователя («он меня ощупывает», «В самом деле вы такой притворщик?» [6]), поэтому в его душе появляется раздражение и злоба. Вопросы следователя, темы их разговоров постоянно держат Раскольникова в напряжении. «Во время второй встречи Порфирий Петрович называет Раскольникова «жертвочкой»» [10] . Психологическая игра Порфирия становится намеренно открытой, в его голосе звучит то откровенная издевка, то нарочитое сочувствие, он то шепчет, то хихикает, то становится совершенно спокойным. Во время последнего свидания игра заканчивается. «Апофеозом схватки выступают слова Порфирия: «Как кто убил?..<…> да вы убили, Родион Романыч!» Поражение на стороне Раскольникова, не выдержавшего всей тяжести «игры»» [10].


«Игровое» пространство

М. Бахтин замечает, что комнаты, залы, гостиные в произведениях Ф.М. Достоевского – это «карнавальная площадь», где разыгрываются всевозможные сцены с эксцентрическими скандалами, где часто присутствует своеобразный шут [2]. Действительно, человек «играющий» организует вокруг себя особое игровое пространство, в котором он исполняет главную роль, а остальные становятся публикой, которая, по замыслу играющего, должна аплодировать стоя. Что же происходит на самом деле? Публика не аплодирует, она раздражена – герой освистан. Лужин смеется над Лебезятниковым, его убеждениями, сам Лужин наталкивается на злобную критику Раскольникова, а идеи Раскольникова вызывают удивление у Разумихина и Порфирия Петровича. Все попытки Катерины Ивановны выглядеть не хуже других, а может, и лучше заканчиваются скандалом и насмешками окружающих.

Смех тесно связан с игровым началом, это неотъемлемый элемент игрового пространства, он обнаруживает полную несостоятельность «актера», над ним смеются, ему не верят. Достаточно вспомнить сцену на Сенной, когда Раскольников по совету Сони встает на колени и целует землю, чтобы просить прощения у людей, Бога, этого мира, но слышит смех и реплику « Ишь нахлестался!» [6]. Нет у героя веры в то, что делает. И у других этой веры тоже нет – раскаяние для героя только игра.


Инструменты игры

Есть в романе у человека «играющего» и особые инструменты, помогающие ему создавать свою модель действительности. Игровой деталью можно назвать похвальный лист Катерины Ивановны. Как вполне обычная бытовая подробность он возникает в рассказе Мармеладова: «Медаль… ну медаль-то продали…похвальный лист до сих пор у ней в сундуке лежит, и еще недавно его хозяйке показывала, хоть перед кем-нибудь погордиться захотелось…»[6]. Но в сцене поминок он появится снова и теперь уже отчасти «фантастично»: «Неизвестно каким образом, – пишет Достоевский, – вдруг очутился у нее в руках тот самый «похвальный лист» [6]. И уже совсем «фантастично» его появление в комнате Сони, куда приносят умирающую Катерину Ивановну. «И каким образом этот «похвальный лист» очутился вдруг на постели, подле Катерины Ивановны?» – удивляется автор вместе с Раскольниковым[6]. Похвальный лист уцелел, ибо без него не существует Катерина Ивановна. Вот в этом она похожа на Раскольникова, она тоже «сочинительница», человек «играющий».

Похвальный лист – это инструмент «игры», доказательство того, что и она «умеет жить». Реальность слишком трудна и жестока, поэтому героиня стремится к другой прекрасной и счастливой жизни. Игра – уход от мрачной действительности, мечта об идеальной жизни. Катерина Ивановна создает свою собственную «жизнь», которая на деле оказывается лишь иллюзией, фантасмагорией.


Человек «играющий» – человек-игрушка

Человек «играющий» у Достоевского и сам становится игрушкой. С ним начинают играть другие, часто происходит это во сне. С Раскольниковым играет убитая им старуха-процентщица (прячется от него), Свидригайлова во сне разыгрывает малолетняя проститутка.


Человек «играющий» в аспекте идейно-художественной организации текста произведения

Зачем же герои примеряют на себя чужие маски и роли? Ответ очевиден: каждый из них боится быть отвергнутым людьми, обществом. Подобное поведение для них обусловлено страхом одиночества, желанием более лучшей жизни, поэтому игра для них – это способ включения в социум, так яростно отвергающий их. В связи с этим можно утверждать, что благодаря изображению человека «играющего» вводится мотив искусственной жизни в противовес жизни настоящей. Карнавал не жизнь, здесь присутствует «утрированность», «условность», «гротескность» [2].

Художественный мир Достоевского - это мир напряженных исканий. Его герои стремятся всесторонне осмыслить действительность, погруженную в противоречивые социальные обстоятельства. Писатель «необычайно чутко, во многом пророчески», выражает «выросшую … в его время … роль идей в общественной жизни» [1].

Основная задача Достоевского – это размышление над ролью идей в общественной жизни. Итог этих размышлений: теории второй половины ХIХ века при всей их привлекательности для человека, жаждущего социальной справедливости, нежизнеспособны. Это всего лишь игра разума, игра человека, лишенного самого главного – веры в Бога. Поэтому человек «играющий» в романе Достоевского всегда осмеян. Его попытки создать свою особую модель действительности заканчиваются полным провалом. Так, по Кьеркегору, «игра как попытка Я быть кем-то иным относится к последнему, самому худшему желанию личности» [8]. Автор подводит читателя к мысли, что прекрасная жизнь в обществе, основанном на игре, невозможна.

Библиографический список

Абельтин Э., Литвинова В. «Актуальность творчества Ф. Достоевского» www.bibliofond.ru

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: «Советская Россия», 1979 г.

Башкирцева Ю.С. «Игровые начала культуры: Социально-философский аспект» http://www.dissercat.com/content/igrovye-nachala-kultury-sotsialno-filosofskii-aspekt

Буянова «Романы Ф.Достоевского», МГУ, май 2004 г.

Демидов А. «Феномены человеческого бытия» http://psylib.ukrweb.net/books/demid01/index.html

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман – М.: Олимп, «Издательство АСТ», 2000. – 704 с. – (ШК)

Карякин Ю. Самообман Раскольникова – М.: «Художественная литература», 1976г.

Кьеркегор. «Страх и трепет» http://www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html

Пономаренко А.И. «Мотивы игры в русской литературе» https://project.1september.ru/works/592640

«Три схватки Раскольникова и Порфирия Петровича» www.resoch.ru

Хейзинга Й. Homo ludens. – М.: «Прогресс традиция», 1997 г.

http://www.countries.ru/library/ideas/igra.html













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.