«Человек - житель планеты Земля»

3
0
Материал опубликован 13 May

Учитель: Пеплова Елена Павловна

Возраст учащихся: 5 класс

Тема урока: «Человек - житель планеты Земля»



Цель урока: освежить и расширить знания о взаимосвязи человека и окружающей среды. Показать масштаб влияния деятельности человека на биосферу. Сформировать представление о роли человека в преобразовании Земли. Показать важность идеи о сохранности природы Земли. Достичь осознания ребенком себя частью большого мира.

Задачи урока:

- обучающие: сформировать представление о человеке, как биосоциальном существе; сформировать представление о роли человека в преобразовании Земли. Показать необходимость охраны природы на планете.

-развивающие: развитие познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; развитие творческого мышления; формирование навыков речемыслительной деятельности.

-воспитательные: воспитать эстетические взгляды на окружающую действительность, ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Воспитать эмоционально – положительное бережное отношение к природе и окружающим людям, способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества.



Ход урока

Организационный момент

- Дорогие ребята! Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня для работы нам потребуется листок, ручка и карандаш.


Вводная часть

- Ребята, давайте вспомним какие планеты входят в состав Солнечной системы? (На слайде несколько планет: Земля, Сатурн, Марс, Юпитер).

- Назовите особенности каждой из этих планет.

- Ребята, скажите какая планета самая удивительная из всех планет Вселенной? (Земля)

- Почему?

- На самом деле они все по-своему удивительны, но сегодня на мы будем говорить о той, на которой есть жизнь.

- Правильно. А скажите, пожалуйста, как называются жители земли? (люди, человек, земляне)

- Какие есть оболочки у Земли? (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера). А как Вы думаете, на какую из этих оболочек человек влияет больше всего? Почему?

- Правильно. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего занятия? (Человек – житель планеты Земля. Роль человека в биосфере)

- Как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего занятия?


С должным ли почитанием человек относится к природе? Благотворно ли сказываются на природе деяния человека? Какой урон человек наносит своим бездумным поведением природе планеты Земля? Как сохранить жизнь на нашей уникальной планете? На этом занятии нам предстоит ответить на все эти вопросы.

Основная часть

Человек – … существо (слайд/запись на доске)

Варианты (непостижимое, биологическое, высшее, социальное, биосоциальное)

- Какого слова не хватает в данном предложении на ваш взгляд? Аргументируйте свой выбор.

- Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой: слово «биосоциальное» простое или сложное? Сколько корней в этом слове? Какие?

Социо (от лат. societas - общество); Био (от др.-греч. βίος - жизнь.)

Дать характеристику человека как биосоциального существа. (Человек — это биосоциальное существо, так как социальные и биологические качества слиты в человеке воедино.

Живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.)

- Обобщая знания о том, что человек биосоциальное существо скажите, в чем главная особенность человека? (Разумность. Разумное поведение.) Разумное поведение — это осознанность своих действий, нести ответственность за свои поступки

Давайте сделаем перерыв на отдых и мысленно отправимся с вами в лес. Физкультминутка (на фоне звуков природы)

Цветок тянется к солнцу. Дети присаживаются на корточки, а затем медленно встают, вытягивают и плавно поднимают руки вверх, раскрывая ладони.

Дерево на ветру. Дети встают прямо, поднимают руки вверх, вытягивают пальцы. А затем начинают плавно покачиваться из стороны в сторону, при этом делают пальцами волну. Завершение: глубоко вздохнуть и плавно опустить руки с выдохом.

Птица. Руки в стороны на высоту плеч и делаем волнообразные движения, сгибая поочередно локоть, запястье и пальцы. Начинаем плавно приседать и вставать.

Зайчики: прижать руки к груди или поднести к голове как ушки и попрыгать на месте.

Медвежата. Переваливаться как медвежата.


- Возвращаемся на наш классный час. Теперь я предлагаю поговорить о роли человека в биосфере.

- Как вы думаете, что такое биосфера?

(Биосфе́ра (от др.-греч. βιος - жизнь и σφαῖρα - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами)

- Сейчас я Вам прочитаю факты, в которых содержится информация как человек влияет на биосферу. А вы должны оценить, насколько разумно поведение человека.

- Внимательно слушайте текст, у вас у каждого на парте лежит листок с фактами, но некоторые слова пропущены. Вам необходимо будет их дописать.


Факты:

Начиная с 1990 г. ежегодно исчезает один вид. Происходит это незаметно, и большинство людей даже не подозревают о бесценной утрате. Всего с1600 г. исчезло 85 видов млекопитающих и 113 видов птиц. Все эти виды занесены в Черную книгу.

Проблема: Вымирание видов сокращение видового разнообразия животных и растений;

Ежегодно вырубается 13 га площади лесов, а восстанавливается всего лишь6 га.

Проблема: проблема сокращения лесов; (не хватка кислорода, парниковый эффект)

7 миллиардов килограммов мусора, в основном пластика, выбрасывается в мировой океан ежегодно. Во всем мире каждый год умирает около 15 миллионов детей из-за болезней, которыми они заражаются после употребления питьевой воды.

Проблема: проблема загрязнения водных источников

Считается, что стены древнего греческого Акрополя раскрошились больше из-за кислотных дождей, прошедших за последние 40 лет, нежели за все предыдущие 2,5 тысячи лет.

Проблема: Кислотные дожди. Загрязнение атмосферы

Бесконтрольный выпас скота, привел к появлению единственной в Европе пустыни «Черные земли» в Калмыкии. При норме выпаса не более 750 тыс. овец здесь постоянно выпасалось 1 млн 650 тыс. В результате более трети площади пастбищ (650 тыс. га) превращено в подвижные пески. Постепенно плодородная степь становится бесплодной пустыней.


Проблема снижения плодородия почв; (опустынивание)

«Самый страшный зверь на Земле» - так гласит надпись на клетке при входе в один из западноевропейских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь.

Как вы думаете, кого он там видит? (он видит самого себя: за решеткой установлено зеркало)

Скажите можно ли назвать проблему загрязнения планеты глобальной и почему? (Глобальный (франц. Global) - всеобщий, (лат. Globus) - шар. 1) охватывающий весь земной шар, всемирный; 2) всесторонний, полный, всеобщий.)


Проблема на доске.


Проблема (красный фон): 5 проблем (белые листы)


Решение: (желтый фон) на каждую проблему решение


Предлагается каждому оценить проблему и поднять зелёные стикеры на те идеи, в осуществление которых могу принять участие, а красные - исполнение от меня не зависит.


Пути решения глобальной проблемы

Заповедники

Борьба с браконьерами

Посадить новые деревья

Соблюдать правила

Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства (Пример: внедрение ресурсосберегающих технологий)

Не выкидывать мусор.



Заключительная часть

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы — это база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Человек – это разум. И мы должны использовать все то, что дает природа Разумно, Рационально, Бережно.

Один из учеников читает стихотворение.


О, люди, мыслю я, у всех у нас есть
Мать одна
По имени природа!
У нее для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три колдуна есть у природы:
Вода, земля и воздух - три ее основы.
Какая бы не грянула беда –
Все возродится снова.
Но если... Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это “если” значит? О человек!
Природа – мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни рослых трав, ни голубых озер….
Цени ее доверие.
Природы! Не обмани его!



В нашей стране в конституции закреплено важное правило. А какое – вы сейчас узнаете.

Раздать карточку: Статья 58. Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Рефлексия «ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

У каждого на столах три кружка; зеленый, красный и желтый.


Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня: «Шевелить мозгами» - (зеленый цвет); «Краем уха» - (желтый цвет); «Хлопать ушами» - (красный цвет).


22 апреля день Земли. И поэтому я хочу вам задать творческое задание.


Мини-проект «Школьный экологический мониторинг».


1 группа: «Изобразительное искусство» - придумать и нарисовать плакат призывающий экономить воду, газ и электричество в школе и дома


2 группа: «Вычислительные мощности» - решить задачку «В школе города N учатся Х человек. За день ученики используют примерно 0,9 кг бумаги. Подсчитать сколько бумаги тратят ученики за один год (в учебном году 210 дней)? Сколько деревьев могут быть сохранены, если 1000 кг макулатуры спасёт от вырубки 14 взрослых дерева.


3 группа: «Что написано пером…» - сочинить текст обращения к ученикам школы с призывом экономить газ, воду и электричество.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.