12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Людмила Ивановна7433
Работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики. Педагогический стаж - 35 лет.
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Федорова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики,

участник Всероссийского конкурса для учителей литературы на лучшее внеклассное мероприятие «Литературная гостиная».

Тема: Чудесная сказка русской зимы

"В красоте нужно жить, чтобы узнать ее" (Н.Бердяев)

Цель:

- знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

- повышение качества художественно-эстетического развития детей.

Задачи:

- формировать у детей эстетическое отношение к миру;

- воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;

- способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о зиме.

Форма: вечер в литературной гостиной.

Оборудование: слайдовая презентация, выставка книг и репродукции картин по теме.

Музыкальное оформление: Пётр Чайковский «Зима», Георгий Свиридов «Вальс снежинок».

Предварительная работа: реклама, чтение и разучивание стихотворений о зиме.

 

Ход мероприятия:

1. Оргмомент. (звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).

2. Вводное слово. Объявление темы и цели занятия.

Мы собрались в нашей гостиной, объединённые одной целью, - пообщаться с миром литературы, музыки, живописи. Поговорим мы о зиме, о русской зиме. Полюбуемся природой, изображённой в стихах, музыке, картинах.

Мероприятие хочу начать такими словами: «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее". Так сказал религиозный и политический философ Н. Бердяев. Звучит это как призыв. Я призываю вас видеть красоту родной природы сегодня, завтра и всегда.

3. Основная часть. Зима в природе, музыке, живописи, поэзии.

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

Принесла с собою холода, метели, 
Нарядила снегом землю и дома, 
На прохожих шубы с шапками одела… 
Вы, конечно же, догадались, что это зима.

Вот в гости к нам пожаловала героиня нашего торжества – Зима.

Земля наша прекрасна во все времена года. Весна радует нас своей голубизной, светом.

Лето пленяет нас яркими и разной формы цветочками. Очаровывает радугой-дугой. Осень очаровывает жёлтым, багряным, пурпурным цветами. А вот зима, именно русская зима – это что-то особенное. Вроде бы, на первый взгляд, всё очень просто: белый снег, белый день, белая земля.

Но сколько удивительного, красивого, загадочного рядом. У нас, в России, иногда зимой бывает такая красота, что не описать словами! «Просто дух захватывает!» - говорят в таких случаях. Вот в такие моменты и рождаются прекрасные произведения. Творят их люди: поэты рисуют словами, художники – красками, композиторы – звуками.

Представьте себе такую картину: белый снег покрыл землю, города, деревни и превратил в волшебное снежное королевство. В этом королевстве наблюдаются разные чудеса:

- сугробы - не просто белые, а ослепительно белые;

- туманы - белые, серебристые, непроглядные;

- серебристый иней - он такой разный: иглистый, колючий, пушистый, бахромчатый;

- инеевые цветы на ветках деревьев, на стеблях – такие разные, неповторимые, неописуемые;

- узоры на стёклах – то одинаковые на всех окнах, или вдруг такие разные;

- снежинки - удивительной формы, и доказывают, что не бывает двух одинаковых снежинок, а их с неба падает тысячи и тысячи;

- снегопад - настолько разный: шариками, хлопьями, горошком, градом, крупяной, зернистый, порошковый.

Снегопад и ветер вместе создают метель, вьюгу, пургу, буран. Но они же ещё создают удивительную загадочность, вызывают любопытство, пробуждают в творческих людях вдохновение. Так создаются прекрасные произведения. Например, «Вальс снежинок» Георгия Свиридова. Этот вальс о зиме, о метели, о снежинках. Творческие люди – композитор Георгий Свиридов и музыканты подарили нам такую великолепную музыку, аж дух захватывает. В данном видеосюжете мы одновременно послушаем музыку о зимних образах, посмотрим на картины природы и увидим танец снежинок, танец природы.

(«Вальс снежинок» Г.Свиридова http://rutube.ru/video/508c7dce89449f429dfff0147956e99b /)

Зимняя красота также вдохновляла художников. Они для описания белой зимы подобрали все нужные оттенки красок и подарили миру шедевры. Предлагаю к вашему вниманию видеоматериал, где вы можете ознакомиться с картинами известных художников.

( https://www.youtube.com/watch ?v=5oc14YWy8kM)

Особо хочется остановиться на истории создания картины «Февральская лазурь». Сам автор И.Грабарь вспоминает: "Я вырыл в снегу траншею и, глядя на березу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо".

Картина И.Грабаря сильно взволновала ученика 5 класса Проценко Антона, и он написал стихотворение «Знакомая картина»:

    Иду я по лесу и вижу картину:
    Берёзки стоят, и всё так красиво!
    Лазурное небо играет цветами,
    На дереве иней пылает огнями,
    И солнце сквозь облако смотрит лукаво,
    Любуясь берёзкой у самого края.

    Смотрю я вокруг и вдруг понимаю,
    Что эту берёзку давно уже знаю:
    Её написал на известной картине
    Прекрасный художник. Ах, как его имя?
    Картину я видел, теперь вспоминаю,
    Что автор – Грабарь, хоть названья не знаю.

В своих стихах поэты смогли оживить, очеловечить, одухотворить различные явления природы. Выбирали очень красивые выражения. Послушайте, как очень нежно и ласково обращается к зиме поэт Вяземский:

    Здравствуй, русская молодка,

    Раскрасавица-душа,

    Белоснежная лебедка;

    Здравствуй, матушка - зима!

       («Масленица на чужой стороне»).

- Как же ещё называют-величают зиму поэты? (зимушка-зима, волшебница, чародейка, чаровница, красавица, проказница). Этими словами выражают поэты свою любовь к родной природе, к русской зиме.

4. Конкурс чтецов.

Пришло время начинать наш конкурс, целью которого является выявление лучших и сильнейших в искусстве чтения. Мы услышим фамилии известных поэтов и знакомые строчки. Надеюсь, мы сегодня ощутим богатство русского языка, величие русской природы, почувствуем русскую душу.

Победителей будет определять строгое независимое  жюри: учителя русского языка.

4.1. Чтение стихов в сопровождении слайдовой презентации (в зависимости от содержания стихотворения).

4.2. Подведение итогов конкурса. (Жюри работает).

Любители поэзии сегодня смогли показать своё актёрское мастерство. Глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста позволила раскрыть содержание многих стихотворений по-новому. Надеюсь, любителей клуба станет больше.

Пришло время объявить победителей.

4.3. Слово жюри.

5. Рефлексия.

Подошёл к концу наш конкурс чтецов, закрывается страница о чудесной сказке русской зимы. Хотела бы узнать, понравилась ли и чем понравилась встреча в литературной гостиной? Есть ли желающие высказать своё мнение о нашем сегодняшнем мероприятии?

Хочу отметить, не зря природа очеловечена и одухотворена творческими людьми. Русская зима красива, она ближе и роднее нам. Она – «Русью пахнет», в ней – вечный и великий русский дух.

Хочется пожелать всем самого доброго, хорошего, светлого.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (3)

Фирсова Светлана Геннадьевна, 27.03.16 в 16:30 1Ответить Пожаловаться
Очень интересное мероприятие, создаёт такое лирическое настроение. Спасибо, Людмила Ивановна!
Львова Светлана Алексеевна, 16.04.16 в 10:30 1Ответить Пожаловаться
Очень интересное мероприятие. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.