12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Куренкова156
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Чувство юмора у младших подростков с ОВЗ


Куренкова Мария Александровна

Педагог-психолог КГБОУ ШИ6, г. Хабаровск


Проблема юмора и остроумия волновала умы задолго до возникновения психологии как науки. Так, древнегреческие философы считали способность воспринимать юмор показателем остроты ума и неотъемлемым качеством хороших ораторов, а следовательно, политиков, и комедиографов.

Несмотря на очевидную важность юмора в различных областях человеческой жизни и его связь со всеми отраслями психологии, в психологии до сих пор уделялось удивительно мало внимания этой теме. Исследования юмора обычно редко упоминаются, если вообще упоминаются, во вводных курсах психологии или научных работах. Тем не менее за прошедшие годы постоянно накапливались исследования на эту тему, что позволило получить массу новой информации.

С психологической точки зрения процесс юмора может быть разделен на четыре основных компонента:

1. Социальный контекст.

2. Когнитивно - перцептивный процесс.

3. Эмоциональная реакция.

4. Вокально - поведенческое выражение смеха.

Психологические определения чувства юмора подчёркивают его сложную организацию, комплексность. В целом под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов.

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ОВЗ. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ОВЗ к систематическому обучению.

У детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР) эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм психолого-педагогической работы с данными детьми - создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей.

Эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы. Развитие психически неустойчивых детей имеет неблагоприятный прогноз: негативные проявления сохраняются до 16-17 лет, с трудом или незначительно компенсируется воспитанием. Чувство юмора для младших подростков - это и эмоциональное переживание, и один из способов познания мира. При этом, оно доступно для изучения через материальные продукты его «творчества» - анекдоты. Известно, что анекдот - это разыгранная комическая ситуация на определенную тему Анекдот позволяет выплеснуть во вне свои проблемы, эмоции. При этом человеку не требуется раскрывать себя для других. С помощью чувства юмора маскируются потребности и интересы, без непосредственного контроля сознания. В сознании подростков юмор, как оказывается, связан со способностью к запоминанию анекдотов. Чем лучше подросток запоминает анекдоты, тем выше у него самооценка чувства юмора. Возраст является значимым фактором, определяющим особенности чувства юмора в младшем и старшем подростковом возрасте.

С 11-13 лет личностные особенности начинают определять характер чувства юмора. Младшие подростки выбирают темы: «Деньги», «Нововведения», «Учебная».

К подростковому возрасту у детей накапливается определенный жизненный опыт (личный и социальный), но невозможность полной реализации этого опыта, адекватного выражения собственных мыслей и чувств может вызвать адаптационный конфликт, который можно смягчить или предотвратить с помощью юмора. Юмор способствует формированию определенных механизмов психической самозащиты и поддержания самоценности личности.

Педагогу-психологу необходимо быть знакомым с особенностями восприятия как у младших школьников и подростков с нормальным уровнем развития, так и у детей с отклонениями в психическом развитии. Привлечение младших школьников и подростков с ОВЗ позволяет определить роль интеллектуальной детерминанты в восприятии юмора.

Специфические особенности юмора установлены главным образом по отношению к человеку, психическое развитие которого классифицируется как соответствующее норме. Естественно, возникает вопрос о том, способны ли воспринимать юмор те, кто имеет психические и физические ограничения в социальной интеграции, в полной и успешной самореализации. Такой вопрос наиболее актуален для подростков с проблемами в развитии, которые испытывают большие трудности во взаимодействии с окружающими, в адаптации в связи не только с психическими, но и возрастными особенностями. Возникает методический вопрос, связанный с измерением феномена юмора у младших подростков с ОВЗ. Решению этого вопроса и посвящено проведенное эмпирическое исследование.

Цель исследования заключалась в выявлении возможности восприятия юмора младшими школьниками и подростками с ОВЗ. Объектом исследования - готовность к восприятию юмора. Предметом исследования явилась специфика восприятия юмора младшими школьниками и подростками с ОВЗ (ЗПР и ТНР).

Гипотеза исследования – младшие школьники и подростки с ОВЗ имеют специфические особенности восприятия юмора.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в исследовании предполагалось решение следующих задач:

1. Изучение и анализ научной и научно-методической литературы по проблеме наличия и восприятия чувства юмора у младших школьников и подростков с ОВЗ.

2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической диагностики характеристик уровня восприятия юмора у учащихся.

3. Выявление зависимости восприятия юмора от индивидуальных и личностных характеристик детей и подростков с ОВЗ.

4. Разработка практических рекомендаций по использованию комических ситуаций в процессе обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ.

В исследовании использовались следующие методы - теоретического анализа: анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы; Не экспериментальные методы: беседа, наблюдение, изучение документов, опрос; Проявления юмора исследовались с помощью стандартизированной беседы (Иванова Н.В.), теста юмористических фраз А. Г. Шмелева (А. Г. Шмелев, В. С. Болдырева, 1982), «Монотематических рисунков X. Бидструпа» (В. А. Худик, 1992); анекдотов (Иванова Е. М.); карикатур.

Целью исследования явилась необходимость выявления возможности восприятия юмора младшими подростками с ОВЗ. Отбор детей в экспериментальные группы осуществлялся на основании медицинского диагноза, зафиксированного в медицинской карте.

Исследование проводилось на базе пятых классов школы-интерната. В исследовании приняла участие группа испытуемых мужского и женского пола в возрасте 10-12 лет, всего 9 человек. Это младшие подростки с ОВЗ (ТНР, ЗПРР).

Для выявления особенностей восприятия чувства юмора младших подростков нами был подобран специальный комплекс исследовательских методов. Этот комплекс включает в себя:

- неэкспериментальные исследовательские методы: наблюдение, изучение документов, беседа;

- измерительные методики: тест юмористических фраз, анекдоты, карикатуры;

Метод беседы позволил выявить особенности понимания и проявления юмора, а также индивидуальную чувствительность к юмору. При использовании этого метода много времени уделялось на установление контакта, доверительных отношений. Содержание вопросов варьировалось в зависимости от индивидуальных особенностей обследуемых. В ходе беседы задавались вопросы, которые выявляли представления о юморе через ситуации, моделирующие комическое поведение.

«Тест юмористических фраз» использован для изучения содержательных характеристик чувства юмора в разных сферах социального опыта, для выявления юмористических предпочтений. Испытуемый должен был оценить степень наличия в той или иной фразе юмора и остроумия. Тест проводился однократно. С помощью данных, полученных после обработки теста можно определить:

1. выраженность и доминирование неосознаваемых физиологических потребностей: агрессии, страха, пищевых, включая разные излишества в еде, курении, злоупотреблении алкоголем и т.д., проблемы в интимной сфере и отправлении естественных потребностей;

2. трудности в социальной сфере: в семейных и социальных взаимоотношениях, в таких областях жизни, как финансовая, юридическая, отношение к моде, деньгам и др.; Регистрируемые показатели: ведущая сфера жизнедеятельности как комическая; юморогенность сфер.

«Методика оценки предпочитаемых приёмов остроумия». Карикатуры [Е. М.Иванова, 2007]. Разработана для выявления специфики предпочтений испытуемыми карикатур, основанных на различных видах юмора.

Стимульный материал, используемый в данной методике, представляет собой набор юмористических рисунков, отобранных экспертами из различных юмористических журналов. Стимульный материал включает 13 карикатур, представляющих 6 видов юмора: социальный, абсурдный, философский, интеллектуальный, черный и каламбур. В рисунках отражены наиболее устойчивые и базовые способы реагирования и поведения человека в различных условиях жизни, его психические состояния и существующие потребности. Стимульный материал, используемый в данной методике, как правило, оказывается не безразличным испытуемому, т.к. обращен к его тем или иным индивидуально- значимым переживаниям, которые на самом деле представляют степень удовлетворенности различных его потребностей.

Испытуемому предлагалось поделить анекдоты на удачные (смешные) и неудачные (несмешные), ориентируясь на свой личный вкус.

Регистрируемые показатели: количество выделенных комических подтекстов при описании рисунков.

«Монотематические рисунки X. Бидструпа» [В. А. Худик, 1992]: Для исследования способности к пониманию юмора в условиях моделирования жизненных ситуаций использовались монотематические рисунки X. Бидст-рупа. В них представлен в логической последовательности определенный рассказ. От обследуемого требовалось внимательно рассмотреть серию рисунков и ответить на вопрос, что хотел сказать их автор, придумать смешное название рисунку. Регистрируемые показатели: количество выделенных комических подтекстов при описании рисунков.

В результате проведенной беседы было выявлено, что испытуемые как смешное воспринимают то, что им понятно в силу некоторого жизненного опыта – комизм ситуаций и комизм характеров.

В определении смешного младшие подростки как смешное воспринимают то, что им понятно в силу некоторого жизненного опыта (похоже на то, что бывает в жизни – 77%). 11% опрошенных воспринимают юмор на уровне эмоций «смешно и необидно». И 11% опрошенных воспринимают юмор, не касающийся жизненных ситуаций (смешно, хотя в жизни так не бывает).

Чувствительность к комическому оценивалась с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ), основанного на индивидуально-смысловой интерпретации предложенных выражений, и требующего определенного осмысления, способности к обобщению. Данный тест был адаптирован для возрастных и психологических особенностей детей с ТНР (ЗПРР).

По результатам теста выявлено, что младшие подростки с ТНР плохо воспринимают абстрактный юмор, неоднозначные выражения, отвергают черный (мрачный) юмор («агрессия – самозащита. Остальные фразы считают смешными, хотя понимают по-своему, в реалиях. Смешными оказались ситуации бытового характера (пищевая сфера). Наименее смешными были сферы денег и человеческих отношений.

Жизненные сферы, вызывающие смех у подростков. Наибольшее предпочтение учащиеся отдавали таким жизненным сферам, как социальные отношения и пищевая сфера. Наименьшие показатели были зарегистрированы в сферах агрессия – самозащита, денежная сфера и сфере человеческих взаимоотношений (человеческая глупость).

Для выявления отношения испытуемых к юмористической рисуночной продукции были использованы карикатуры. Психодиагностический потенциал этого метода заключается в том, что субъект однозначно оценивает юмористические стимулы, имеющие сходные аффективно-потребностные характеристики и признаки в качестве единственного классификационного основания («смешное»), включая и многозначные стимулы. Методика предполагала, что испытуемый должен дифференцировать юмористические рисунки на смешные и несмешные. В результате выполнения теста наиболее смешными учащиеся считают карикатуры абсурдного типа (юмор нелепости), наименьшие показатели в группе по философским карикатурам. Неоднозначные рисунки и каламбуры были младшим подросткам не понятны и не смешны (в связи с недостаточностью абстрактного мышления).

Проведенное исследование подтвердило идею о том, что юмор органично присущ и младшим подросткам. Участвовавшие в нашем исследовании младшие подростки в возрасте 10-12 лет были способны воспринимать широкий круг жизненных ситуаций как смешные. Результаты исследования дают основания утверждать, что младшие подростки независимо от вида отклонения в развитии наделяют юмор определенным смыслом. При этом смысл отражает социальные и значимые лично для них функции юмора. Однако, значительная доля смысловой нагрузки принадлежит эмоциям.

Младшие подростки способны вкладывать в понимание юмора преимущественно эмоциональный смысл, воспринимать разнообразные жизненные ситуации как смешные на основе эмоциональных критериев, рефлексировать собственное комическое поведение и поведение других. Подростки с ОВЗ лучше воспринимают чисто визуально, юмор ситуации и характеров, хотя способны (22%) воспринимать интеллектуальный юмор (юмор абстрактный). Младшие подростки с ЗПРР не понимают каламбуры. Абстрагироваться не могут, все фразы, переводят на реалии, осмысляют как реальные ситуации и оценивают с точки зрения «хорошо» - «плохо».

Таким образом, нами был сделан вывод о том, что младшие подростки с ОВЗ (ТНР, ЗПРР) даже фразы, рисунки и анекдоты, расценивают с точки зрения общественной морали, как они ее воспринимают в силу своего опыта и интуитивно.


Список литературы

Бергсон, А. Смех / Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., «Изд-во Московского. ун-та», 1993.- 225 с.

Борев, Ю. Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия/ Ю.Б. Борев. - М., «Искусство», 1970. - 269 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., «Педагогика», 1991.- 479 с.

Дмитриев, А. В. Социология юмора: очерки/ А.В. Дмитриев. - М.,1996. - 214 с.

Иванова, Е.М. Исследования чувства юмора в психологии (обзор) / Е.М. Иванова // Вопросы психологии.- 2006. -№4.- с.122-133.

Иванова, Т. В. Психология восприятия комического/ Т.В. Иванова. - Самара.- 2002

Изард, К. Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард- СПб., «Питер».- 2000. – 345с.

Кременецкая, А.В. Проявление чувства юмора у подростков. Автореферат канд. диссерт. - СПб., 2001. - 20 с.

Мартин, Р. Психология юмора/ Р. Мартин. – М., 2009. – 480 с.

Мусийчук, М.В. Феноменологическая сущность психологических механизмов юмора. // Материалы науч.-практ. конференции // Изд-во СПб.Университета / Под ред. Цветковой Л. А., Яковлева Г. М., 2004. - С. 275-277.

Савенкова, Н.А. Юмор и умствен способности // Школьный психолог. – 2006. - №7. с. 15

Опубликовано в группе «Дети с ОВЗ в школе. Работа педагога-психолога с особыми детьми.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.