12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анжелика19

Технологическая карта урока.

Учитель начальных классов высшей категории: Двинина Анжелла Николаевна

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 4

Тема урока: «Чёрным по белому. Рисование в технике суйбоку-га».

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.


Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Образовательнаяпознакомить с возможностями рисования тушью через нетрадиционную технику изобразительного искусства – суйбоку-га, приемами работы в данной технике. Формировать навыки работы в технике суйбоку-га.

Развивающая – стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать творческое воображение, навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

Воспитательнаядать возможность почувствовать себя творцами. Воспитать нравственно - эстетическое отношение к миру, а также интерес к новому виду творчества.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные – поиск и выделение необходимой печатной и электронной информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Логические – анализ объекта с целью выделения признаков и синтез – составление целого из частей.

Личностные:

-формировать умение выказывать своё отношение к теме урока, умение сопереживать и побуждение к действию.


Регулятивные:

- формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

- целеполагание и планирование предстоящего практического действия;

- осуществление контроля и коррекции результатов действий.

Коммуникативные:

- приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения в группе;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации, высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, математика, литературное чтение, физика.

Метапредметные   результаты:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.


Тип урока: открытие новых знаний

Технологии и методы, применяемые на уроке: метод ассоциаций, практический, визуальный; эвристическая беседа, кодирование и поиск информации.

Формы организации работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор, документкамера AverVision M 70, планшет, лингафонный кабинет.












Технологическая карта урока


Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Мотивация к учебной деятельности.


Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности.


- Добрый день. Меня зовут Анжелла Николаевна. Мне очень приятно сегодня работать в вашем классе на уроке изобразительного искусства. И хочется с каждым из вас поделиться своим чудесным настроением. Пожелаем друг другу одной улыбкой хорошего настроения.

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.



Приветствие друг друга улыбкой.

Самоопределение к деятельности (Л);

-целеполагание (П);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

2.Актуализация знаний.




Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление).

Вы сегодня работаете в группах.

Предлагаю вспомнить правила работы в группах.

Мы будем работать по плану.

(проговариваются пункты плана на доске). Прежде, чем мы начнем рисовать, предположите, что это такое?

(Метод ассоциаций – «Друдл»)

Чтобы более точно узнать предмет нашего рисования, послушайте хокку.

Как хорошо,
Когда, на рассвете проснувшись,
Выглянешь в сад —
И увидишь вдруг, что бутоны
превратились в цветы на вишне.

О чем говорится в этом хокку?

Что вы знаете об этом дереве?

«Интересный факт. «Сакурой называют деревья семейства розовых, вид – вишня мелкопильчатая. Цветут, но не плодоносят»

Кто из вас видел сакуру вживую?

А как вы думаете, растет ли сакура в России?

Я, наверно, вас удивлю, но эти фото были сделаны мной в Санкт – Петербурге, в саду Дружбы.

У вас есть возможность посмотреть цветение этого дерева в России.

Итак. Предмет нашего рисования?

Воспроизводят и фиксируют умения, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют нового пробного учебного действия.

Вспоминают правила работы в группах.

Высказывают предположения, на что похожа линия.









Делятся знаниями о сакуре.









Предмет рисования - ветка сакуры.

-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) (П);

-Контроль, коррекция, оценка (Р).

3. Выявление места и причины затруднения.

Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Предоставляет задания на необходимость применение нового знания.

Какие же материалы и инструменты мы будем для этого использовать?

Капитаны, возьмите конверт № 1.

Выполните задание. (2-3 мин.)

Группа 1. Зачеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Из оставшихся букв составьте слово. Вы узнаете материал для рисования. Запишите ответ.

Р Ж Н Т М У Г Ш З Ь

Группа 2. Выпишите слово, которое состоит из букв, подписанных под четными числами. Выписанные числа расположите по возрастанию. Вы узнаете материал для рисования.

7

3

2

5

6

1

8

4

9

у

е

в

к

д

ё

а

о

х


Группа 3. Определите инструмент для рисования. «Шифровка». Вставьте орфограммы в слова. Из полученных слов выпишите вторую букву. Какое слово получилось? Запишите ответ.

Апрель, заяц, платок, молоко, учитель, октябрь, магазин.

Группа 4. Разгадайте изограф и определите инструмент для рисования.

t1685043069aa.png

Время закончилось. Прошу капитанов прочитать задания и дать ответ.

Выполняют задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке.

Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

Групповая работа.

Читают задания, выполняют его, дают ответ.


Ответ: тушь.




Ответ: вода









Ответ: палочка







Ответ: кисти

-Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии (Р);

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К);

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания).

Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия.

Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске.

Для того, чтобы сформулировать тему нашего занятия, выполним еще одно задание.

Капитаны, возьмите конверт № 2.

Группа 1.

Работа с лингафонным кабинетом.

Посмотрите видеосюжет и скажите, какой цвет получается в результате сложения цветов – синего, красного и зеленого.

Запишите ответ.


Группа 2. Цветоведение.

Тщательно смешайте кисточкой на тарелке краски синего, зеленого и красного цвета. Какой цвет получился?

Запишите ответ.


Группа 3. Поиск информации. Наведите планшет на Qr-код, перейдите по ссылке и узнайте, к какой группе относятся черный и белый цвет. Запишите ответ.

t1685043069ab.png


Группа 4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выберите из предложенных вариантов, подходящий по смыслу фразеологический оборот.

«До середины XIV века книги на Руси писались на пергаменте, который изготовлялся из кожи молодых ягнят, телят и козлят. Кожа в процессе обработки приобретала белый цвет. В качестве чернил с XII в. использовали смесь сернокислой железной соли с чернильным орешком. Крепкий раствор таких чернил глубоко проникал в пергамент и засыхал на поверхности густым, хорошо видным слоем. Большие затраты труда при создании, высокая духовная значимость книг создавали исключительный авторитет всему, что написано черными чернилами по белому пергаменту …».

Варианты:

«Чёрным по белому»

«В двух шагах»

«В глубине души»

Запишите ответ.


Можно ли сделать этот фразеологизм темой нашего урока?

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения и согласовывают тему урока.

Ответ: белый











Ответ: чёрный









Ответ: ахроматические



























Ответ: «чёрным по белому»






Ответ: можно

Самоопределение (Л);

-самостоятельное выделение и формирование цели

(П);

-поиск и выделение необходимой информации (П);

-мыслительные операции (П);

-установление причинно- следственных связи (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


5.Физкультминутка для глаз.

Оздоровительно – гигиенический вид деятельности.

Развитие зрительно-двигательной координации,

- создание определенного интереса, а также положительного эмоционального настроя.

Кто запомнил, какие цвета называются ахроматическими? Заметили ли вы вокруг доски что-то необычное?

Какого они цвета? Как называют такие цвета?

Я буду называть цвет, а вы находите его только глазами, не поворачивая головы.

Оптимизация функционального состояния организма школьника.






Дети глазами ищут называемые учителем цвета.

- Умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания (Л);


6. Реализация построенного проекта.

Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий.

Организовывает фронтальную и работу на новый способ действия.

Как вы думаете, в какой стране первыми начали рисовать тушью и палочками?

На самом деле, правы и те, и другие. Родоначальником этой техники является Древний Китай, но сейчас эта техника рисования очень популярна в Японии.

Как же она называется?

Посмотрим видеосюжет. «Вода и тушь». Появляются иероглифы:

Вода – суй, боку – тушь, га – картина.

«Суйбоку-га» - вывешиваем на доске. Кто из вас умеет рисовать в этой технике?

Значит, чему мы должны научиться?


Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.

Постановка целей урока.



Ответы: Китай, Япония.




Выдвигают цель урока: научиться рисовать ветку сакуры в технике «суйбоку-га».


- Извлечение из видеотекста необходимой информации (П);


7.Физкульт-минутка.

Оздоровительно – гигиенический вид деятельности.

Организует упражнения для снятия общего или локального утомления.

-Прежде, чем мы начнем рисовать, мы должны подготовить свой разум и тело. Японцы выполняют для этого дыхательную гимнастику.

Оптимизация функционального состояния организма школьника.


Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

- Умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания (Л);


8.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия при решении типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

- Мы сегодня работаем на документ- камере . Откройте коробочку, приготовьте тушь и палочку.

Работа на документ-камере под музыку «Японская сакура».

Правила работы:

тушь высыхает очень быстро, поэтому, промакивайте палочку в тушь как можно чаще , во время работы с кистью держите кисть вертикально, кисть должна быть не очень влажной.

(Учитель рисует до определенного момента, так как необходимо проверить учеников или помочь тем, кто не понял или не успел).

Для того, чтобы практическая часть не прекращалась, предлагаем заранее записать видеофрагмент (можно со звуком или с музыкой в Мovie Maker). В программе PowerPoint можно вставить сразу несколько видеофрагментов.

t1685043069ac.png








Запустить их последовательно (с необходимым для учащихся интервалом времени).

А сам учитель в это время имеет возможность помогать детям в рисовании.


Выполняют (в группах) практическое задание на новый способ действий.





Рисуют ветку сакуры в технике суйбоку-га под руководством учителя.

-Использование знаково-символических средств (П);

умение соотносить свои действия с действиями учителя

(Р);

- умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал (Л);



9.Самостоятельная работа.

Закрепить учащимися порядок действий и осуществить самопроверку.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия и самопроверку учебных решений по эталону. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность).

- Пока наши веточки подсыхают, предлагаю взять конверт № 3. Для каждого из вас приготовлен небольшой текст.

Конверт № 3. Работа с текстом.

Первичная диагностика знаний.

А теперь можно повесить наши веточки. А можно из веточек сделать дерево?

Вешают на дерево ветки.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания, фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.




Работа с текстом.

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-контроль и оценка способов своей деятельности (Р);

10.Рефлексия деятельности

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для отработки полученных знаний.

Возьмите конверт № 4. «Сакура нашего настроения».

Во время работы у всех было разное настроение. Я предлагаю вам раскрасить нашу сакуру.

t1685043069ad.png








У вас на столах есть цветы разных оттенков. Выберите цветок - настроения и прикрепите к веточке на доске.

Как вы считаете, достигли мы цели нашего занятия?

Продолжите фразу.

- Я узнал…

- Я научился…

- Я могу…

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.




Вывешивают на сакуру «цветы настроения».


- Рефлексия способов и условий действий (П);

-самооценка на основе критерий успешности (Л);

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- планирование успешного сотрудничества (К);

11.Домашнее задание

Выяснить алгоритм работы выполнения домашнего задания.


Создает ситуацию успеха:

-повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

-стимулирует к высокой результативности труда;

-корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);

-развивает инициативность, креативность;

-поддерживает в классе благоприятный психологический климат.


Ребята, кто из вас не успел дорисовать? Я приготовила для вас подарок. Здесь набор для рисования в технике суйбоку-га и инструкция.

Инструкция

Возьмите ваши гаджеты, наведите на Qr – код и перейдите по ссылке на онлайн-доску. Здесь вы видите все этапы урока. Лайкните тот этап, который вам показался наиболее интересным.

t1685043069ae.png

Если вы не успели закончить вашу работу, вы можете вернуться к любому этапу урока и повторить пройденный материал. Если вас заинтересовало рисование в стиле японской живописи, вы можете перейти на блог «Японская живопись» и узнать много нового о других японских техниках.

Развитие у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха, развитие творческих способностей, умение научить себя и своих родственников или друзей.

-Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы (Р);

-развивать творческий потенциал (Л).





П

Предмет рисования. Ветка сакуры

лан урока



Материалы для рисования

Инструменты для рисования

тушь

вода

палочка

кисти





Тема рисования. Чёрным по белому







Китай - Япония











Техника рисования. «Суйбоку- га»











Цель: научиться рисовать ветку сакуры в технике суйбоку –га





























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.