12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия17

План – конспект урока физике

Раздел: Давление твердых тел, жидкостей и газов

Тема: Давление в жидкости и газе

Класс: 7

Цели:

I.Предметные:

1.1. Познакомить учащихся с новым физическим явлением – передачей давления в жидкостях и газах;

1.2.Сформировать представление на основе различий между твёрдыми телами, жидкостями и газами;

1.3. Расширить и углубить знания учащихся по теме «Давление;

II.Метапредметные универсальные учебные действия

2.1.Познавательные: формировать умение, сопоставлять, анализировать, рассуждать, ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

2.2.Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуацию, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия.

2.3.Коммуникотивные: развивать навыки построению диалога/монолога, организовывать учебное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера .

III.Личностные универсальные учебные действия.

Формировать мотивацию и самомотивацию изучению темы, экологического сознания, реализации творческого потенциала, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, сформировать у школьников нравственные и личностные качества.

IV.Профоринтационные: Сформировать понятие о мире профессий

Методическое оснащение урока

Материально- техническая база:

Кабинет физики;

Проектор;

Учебная доска;

Тетради.

Дидактическое обеспечение

План-конспект;

Видео фильм.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная.

Словарная работа: Давление, закон Паскаля, глубина давления

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Ход урока:

I.Организационный момент:

1. Приветствие.

2.Готовность ученика

3.Организация рабочего места

4.Готовность учителя

5.Проверка отсутствующих

6.Сообщение учащимся темы и цели урока

7.Запись домашнего задания. Домашнее задание:§§38,39, упр. 16. Ответы на вопросы


II. Проверка пройденного материала

Что такое давление?

Что называют силой давления? Какая её главная особенность? Сила давления перпендикулярна поверхности, на которую она действует.

По какой формуле рассчитывают давление? Какой буквой обозначают давление?

Какие единицы давления вы знаете? От каких величин зависит давление?

Записать формулу для вычисления площади опоры; силы, действующей перпендикулярно поверхности.

Какие свойства газов отличают их от твёрдых тел и жидкостей?

Как объясняется давление газа на основе учения о движении молекул?

Как можно на опыте показать, что газ производит давление на стенки сосуда, в котором находится?

Из чего можно заключить, что газ производит одинаковое давление по всем направлениям?

Почему давление газа увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении?


III. Изложение нового материала

Проблемная ситуация.

На прошлых уроках нами были рассмотрены вопросы, связанные с давлением твёрдого тела на опору и давления газа. Мы установили, от каких величин зависит давление и как можно его изменять.

В каких ещё состояниях, кроме твердого состояния, может находиться вещество?

Какие свойства жидкостей вы знаете? (Не имеют собственной формы, сохраняют объём)

Как движутся молекулы жидкостей? Что можно сказать о расстоянии между молекулами? (Перескакивают с одного места на другое, молекулы расположены плотно.)

Итак, в отличие от твёрдых тел отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещается относительно друг друга по всем направлениям. Если подуть на поверхность воды, то это вызывает её движение.

Рассматривая давление твёрдого тела на опору, мы выяснили, что это давление передаётся только в направлении действия силы. Тогда возникает вопрос, а как же передают давление жидкости?

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: рассмотреть и объяснить механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами;изучить закон Паскаля, научиться объяснять ряд физических явлений с помощью данного закона;рассмотреть практическое использование закона в быту, технике.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе»

Этап усвоение новых знаний и способов действий

Учитывая подвижность частиц газа и жидкости, какое можно сделать предположение о передаче внешнего давления жидкостями и газами?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим рисунок: в сосуде под поршнем находится газ (или жидкость). Частицы газа расположены равномерно.

Что произойдет с частицами, если мы опустим поршень?Частицы расположатся в этой части сосуда более плотно, но благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем до сжатия. Давление газа всюду возрастает. Значит, добавочное давление передаётся всем частицам газа или жидкости.

Вывод: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся не только в направлении действия силы, но и в каждую точку этой жидкости или газа.

Проверим этот вывод на опыте Паскаля.

Опыт 1. Используем шар Паскаля, заполненный водой. Если опустить поршень, то вода польётся из всех отверстий шара. В опыте поршень давит на поверхность воды сверху вниз. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Давление поршня передаётся в каждую точку жидкости, заполняющей шар, а мы наблюдаем, как часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.

Воду в данном эксперименте можно заменить на газ (дым). Результат будет таким же.

Закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково по всем направлениям.

Рассмотрим практическое применение закона Паскаля:

изготовление бутылки (рисунок 28, учебника);

действие масленки;

получение мыльных пузырей;

применение закона Паскаля: заправка тракторов (используется рисунок «Схема заправки трактора»);борьба с сельскохозяйственными вредителями (используется рисунок опрыскивателя).

Применение закона Паскаля в технике

а) Почему подводные лодки иногда страдали от взрыва глубинных бомб тогда, когда бомба взрывалась в стороне от лодки.

б) Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт (песок, гравий, щебень), а не прямо на твердую почву железнодорожного полотна. (Сыпучий материал передает давление не только вниз, но и в стороны. Это обеспечивает большую сохранность железнодорожного пути)

Применение закона Паскаля в быту

а) Пищу для космонавтов изготовляют в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. При легком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. Какой закон проявляется при этом? (закон Паскаля)

Где, при каких условиях дома, используется такое явление? (крем, зубная паста и т.д., аналогично извлекаются при надавливании тюбика с эластичными стенками)

б) Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз посылая в нее порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать воздух? (давление, создаваемое мышцами легких мальчика равно давлению воздуха внутри камеры)

Просмотр видео фильма на тему : «Давление в жидкости и газе»


IV. Этап обобщения и закрепления нового материала

Решение качественных задач

V.Контроль и самопроверка знаний

VI. Рефлексия

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что не понравилось?

Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

А теперь давайте выставим оценки.



Решение задач

1.Розетки прессуются из специальной массы, действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 75 см². Под каким давлением прессуется розетка?


Дано:

СИ

37500 Н

0,0075м²


Решение:

F = 37,5 кН

S = 75 см²

t1656322023aa.gif


р - ?

t1656322023ab.gif

Ответ: 5 МПа



2. Площадь дна кастрюли равна 1300 см². Вычислите, на сколько увеличится давление кастрюли на стол, если в нее налить воду объемом 3,9 л.


Дано:

СИ

0,13 м²

0,0039 м³




Решение:

S = 1300 см²

V = 3,9 л

ρ = 1000кг/м³

t1656322023aa.gif

F =mg

m = ρV

t1656322023ac.gif

р - ?

t1656322023ad.gif



Ответ: 300 Па.



3. Какое давление оказывает на грунт гранитная колонна, объем которой 6 м³, если площадь основания ее 1,5 м²? (масса 1 см³ гранита 2,7 г)


Дано:

СИ



2700кг/м³


Решение:

S = 1,5 м²

V = 6 м³

ρ = 2,7 г/см³

t1656322023aa.gif

F =mg

m = ρV

t1656322023ac.gif

р - ?


t1656322023ae.gif


Ответ: 10,8 кПа



4. Толщина льда такова, что лед выдерживает давление 60 кПа. Пройдет ли по этому льду трактор массой 5,4 т, если площадь обеих гусениц равна 1,5 м².

Дано:

СИ


5400 кг


Решение:

S = 1,5 м²

m = 5,4 т

t1656322023aa.gif

F =mg

t1656322023af.gif

р - ?


t1656322023ag.gif

36 кПа < 60 кПа

Ответ: трактор сможет пройти по льду.


Опубликовано


Комментарии (2)

Соколова Елена Борисовна, 27.06.22 в 14:58 1Ответить Пожаловаться
На сайте запрещена публикация чужих материалов от своего имени.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.