12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насонова Светлана Евгеньевна526
Россия, Ростовская обл., ст. Казанская
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»

Учитель биологии МБОУ Верхнедонской гимназии Насонова Светлана Евгеньевна

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

Цели:

сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;

рассмотреть механизм митоза;

охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;

выявить биологическое значение митоза.

Задачи:

Образовательные:

-изучить новую тему, работая с различными источниками информации;

-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;

-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки, выполнив лабораторную работу

Развивающие:

-развитие логического мышления;

-развитие практических навыков и умений делать выводы;

-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.

Воспитательные:

-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,

-осознание значимости биологических знаний;

-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;

-формирование информационной культуры;

Оборудование: объёмная модель молекулы ДНК, магнитная доска, компьютер, проектор, видеофильм «Деление клетки», анимация «Репликация ДНК», презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.

План урока:

Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.

Повторение пройденного материала. Тестирование по теме «Биосинтез белков в живой клетке».

Актуализация знаний учащихся. Определение темы и целей урока.

Изучение нового материала (демонстрация видеофильма, анимация, беседа с использованием мультимедийной презентации).

Закрепление изученного материала (самостоятельная лабораторная работа учащихся, работа по таблице).

Выводы урока и запись домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала

1.Тестовый контроль “ Биосинтез белков в живой клетке”

1.Процесс синтеза белка осуществляется в

Цитоплазме

Хлоропластах

Рибосомах

Митохондриях

2.Схема биосинтеза белка:

иРНК - ДНК - белок

ДНК - рРНК - белок

Белок - тРНК - ДНК

ДНК - иРНК – белок

3.Транскрипция –

Синтез ДНК

Удвоение ДНК

Синтез иРНК

Синтез белка

4.Трансляция –

Синтез ДНК

Удвоение ДНК

Синтез иРНК

Синтез белка

5.Кодон

Триплет нуклеотидов

Кодирует белок

Кодирует аминокислоту

Комплементарен участку тРНК - антикодону

6. Виды РНК:

рРНК

тРНК

дРНК

иРНК

7. Транкрипция:

Происходит в цитоплазме

Это образование иРНК

Это образование тРНК

Идет с участием полимеразы

8. Трансляция:

Происходит в ядре

Идет с участием ферментов

Идет с участием ДНК

Идет с участием тРНК

9. тРНК:

Находится в цитоплазме

Имеют антикодон

Переносят нуклеотиды

Молекула состоит из двух цепочек

10. иРНК:

Образуется в ядре

Содержит кодоны

Молекула образована одной цепочкой

Величина молекулы гораздо больше чем ДНК

2. Работа на магнитной доске с магнитными пособиями.

Определить последовательность аминокислот в белковой молекуле по матрице ДНК.

3. Работа с объемной моделью молекулы ДНК.

Определить по молекуле ДНК последовательность нуклеотидов РНК.

III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.

Прочитайте высказывания. Выполните задания (1 слайд)

Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.
Большинство клеток организма имеет набор хромосом, идентичный набору хромосом в зиготе.

 

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: (2 слайд)

Какие свойства живых организмов вам известны?

Какое из них отражено на слайдах?

Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.

(3 слайд) (Определение темы урока).

Работа с учебником по вопросу «Что такое размножение?» (§2.14 1-2 абзац)

IV. Изучение нового материала

1.Просмотр видеофильма «Деление клетки»

2.Беседа и работа по презентации

-И так, что такое - митоз?

Одно из положений клеточной теории гласит: Новые клетки могут возникать только из предшествующих клеток

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел ……….!”

И так, что же это за процесс - митоз?

Митоз - (от греч. mitos – нить) способ деления клетки, в результате которого образуется две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным родительской клетке.

Цель урока (определяют учащиеся): (слайд4)
* узнать что такое митоз, его значение для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
* рассмотреть механизм митоза;
* охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла.

 

Интересные факты о жизни клеток (слайд5)

Известно, что клетки со временем стареют (в них накапливаются ненужные им продукты обмена) и отмирают. Подсчитано, что у взрослого человека общее количество клеток составляет более 1015(квадриллион). Из них ежедневно отмирает около 1–2% клеток. Так, клетки печени живут не более 18 месяцев, эритроциты – 4 месяца, клетки эпителия тонкого кишечника – 1–2 дня. Только нервные клетки живут на протяжении всей жизни человека и функционируют, не заменяясь. Все остальные клетки человека заменяются новыми приблизительно каждые 7 лет.

Жизнь клетки делится на периоды: (6 слайд)

Жизненный цикл клетки и митотический цикл.

Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов.

Интерфаза – период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя ее делениями;

Кариокинез (митоз)– процесс деления ядра;

Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками.

Какие процессы должны предшествовать делению клетки, чтобы дочерние клетки были точной копией родительской клетки (по наследственной информации) ? (Просмотр анимации «Репликация ДНК»)

После репликации в интерфазе в соматических клетках мы видим удвоенный набор хромосом (слайд 7)

А сами хромосомы теперь выглядят следующим образом (слайд 8)

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза. (слайд 9)

Ребята, сейчас откройте в тетради №95 Дальше, работая по презентации, мы заполним эту таблицу. (10-13 слайды)

V. Релаксационная физминутка (слайды 14-17)

VI. Закрепление изученного материала (лабораторная работа учащихся).

1.Лабораторная работа по инструктивной карте. Работа в парах. (18-19 слайд)

2.Задания:

1.Сравните таблицу «Деление клетки» с вашими наблюдениями. 2.Охарактеризуйте каждый этап деления клетки. Выводы запишите в таблицу (Ответы учащихся).

3.Работа с новыми словами (Объяснение учащихся и запись в биологический словарь)

VII. Вывод. Итог урока. (20-21 слайд)

Какое биологическое значение имеет митоз?

Биологическое значение митоза огромно. Постоянство строения, а также правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма невозможно без сохранения идентичного набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях.

Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: эмбриональное развитие; рост; восстановление органов и тканей.

В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации.

VIII. Рефлексия

Ответить на вопросы:

«Знания полученные на уроке мне необходимы…»

«Я получил информацию о том, что…»

« Больше всего удивило…»

«Для меня новое было то, что…»

 Запишите домашнее задание: (23 слайд)

§ 2.14, изготовить буклет по изученной теме.

Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (2)

Валерий Чернухин, 01.09.17 в 08:34 0Ответить Пожаловаться
"Митоз - (от греч. mitos – нить) способ деления клетки, в результате которого образуется две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным родительской клетке.". Наверное все же лучше придерживаться схемы, предложенной в ЕГЭ. В ЕГЭ следует писать, что митоз - это деление ЯДРА клетки. Это к тому же грамотнее, так как митоз возможен и без деления клетки. К тому же из данного определения логически следует, что митоз невозможен без наличия ядра.
И определения, предложенного Вами этого не следует.
Валерий Чернухин, 01.09.17 в 13:58 0Ответить Пожаловаться
Обратите внимание, что в данной презентации из данного сайта и мейоз правильно назван делением ядра: "Мейоз деление ядра эукариотической половой клетки с уменьшением числа хромосом в два раза"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-delenie-kletki-meyoz-klassi-519447.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.