12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пушкарева Анастасия Игоревна595 Молодой специалист МБОУ "Арбузовская Сош", образование среде-специальное Россия, Алтайский край, ст. Арбузовка |
Деление окружности на равные части
Тема урока | Деление окружности на равные части |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Цель, задачи | Деятельностная цель: формирование у учащихся приёмами деления круга и окружности на равные части; совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами; отрабатывать вычислительные навыки. развивать умение решать логические задачи; Содержательная цель: создание условий для ознакомления с понятием «окружность». деления круга на равные части; формирование умения распознавать окружность. |
Необходимое оборудование | Циркуль, линейка, предметы в форме шара, круга, овала, каточки. |
Планируемые результаты урока | ||
личностные | Личностное самоопределение | |
предметные | Овладение основами пространственного воображения. Овладение умениями распознавать и изображать окружность. | |
метапредметные | Целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция Моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений Планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение? – Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи. Итак, друзья, внимание! | – Да | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | 1. Устная разминка: 1) Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и допишите ещё три. (Слайд 2.1) 50, 45, 40, 35, ..., ..., ... 2) – Найди лишнюю величину: 8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см² 99 м, 37 м, 48 м², 45 м, 105 м (слайд2.2) 3) Решите логические задачи: – Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
– На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле? – Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? – Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. «Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». – Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу). 2. Найди лишнюю фигуру(слад3) – Почему остались эти фигуры? – Какую бы вы исключили ещё? (слад5) – Почему ? Докажите. – Чем отличается круг от окружности? – Как называется линия, проходящая через центр окружности или круга? – Сколько их может быть? | (30,25,20,15,...) (Один человек). (ни одного). (4 часа) (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу). (округлой формы). (овал) (диаметр, ось симметрии, линия сгиба) (множество) | ||
3. Выявление места и причины затруднения. | Посмотрите на слайд (слайд5) – Что вы замечаете? – Как вы считаете, что важно знать, чтобы сделать такую поделку? – Как получить части круга? Каким способом? | (все детали поделки – круги и части круга) (из какого материала сделана, форму деталей, цвет деталей, размер деталей...) (Согнуть пополам и вчетверо) | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | 1. – Возьмите круги, которые вы сделали на технологии и разделите на две равные части. – Как узнать, что вы разделили пополам? 2. – Что нужно сделать, чтобы получить 4 равные части? – Как будет называться 1 часть из четырёх? 2 части? | (стороны совпадают, линия сгиба проходит через центр круга). (четвертинка, четверть, половина). | ||
5.Реализация построенного проекта. | Картинки на доске распределите на группы. На какие группы можно распределить кратинки? – Как бы вы назвали линию, которой заканчивается круг? – Граница круга – это окружность. – Что нужно, чтобы начертить окружность? – Отгадайте загадку: Мой циркач, циркач лихой Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу. (Слайд 6)Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей. В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде. | Шар, круг, окружность. – Круги. – Граница круга. – Окружность. – Прибор, который проведёт правильную линию. – Циркуль. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | – Для того, чтобы научиться строить окружность нужного размера, мы выполним практическую работу (учитель объясняет правила работы с циркулем и построения окружности)(Слайд 7) – Попробуйте сами начертить окружность. – Соедините отрезком центр окружности О с любой точкой, отмеченной на окружности. Этот отрезок называется радиусом. – Измерьте длину радиусов. Она одинаковая или разная? – Необходимо отдохнуть. Физминутка «Солнышко лучистое» |
– Радиусы одной окружности одинаковые. Дети выполняют упражнения под музыку, повторяя движения анимации на слайдах. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Творческая работа – Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками. Задание – на доске. | Творческая работа 1 вариант 1. Начерти окружность радиусом 4 см 3 см 2. Дорисуй к окружности линии так, чтобы получилась фигура | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. | Игра «Будь внимателен» – Посчитайте число окружностей: 1. В узоре 2. Чебурашке Тест «Выбери правильный ответ» Окружность – это а) замкнутая кривая линия б) ломаная линия с центром в точке О в) замкнутая линия, центр которой одинаково удален от всех точек окружности 2. Радиус окружности – это а) отрезок, соединяющий две точки окружности б) прямая, проходящая через центр в) отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности | – Правильный ответ – Правильный ответ | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. | Домашнее задание – творческое. Придумайте и начертите фигуру, состоящую из окружностей (снеговик, гусеница, лягушонок и т.д.) Итог урока. – Продолжите предложения Сегодня на уроке: я узнал… я научился… порадовался тому, что… – Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами. | Я узнал, что окружность – это граница круга Я научился чертить окружность, радиус окружности Мне было трудно, но у меня всё получилось, я многому научился. |