Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»
Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»
Описание игры:
Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи игры:
повысить знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития;
систематизировать знания педагогов по проблеме формирование устной речи детей в игровой форме;
вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей;
развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;
развивать творческую активность участников.
Оборудование: экран, проектор, большие черные конверты в них репродукции картин: картина В. М. Васнецова «Три богатыря», картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», конверты с загадками, кроссворд, презентация по игре.
Ход игры:
Педагоги делятся на три команды. Каждая команда придумывает название.
Разминка
На экране квадраты с номерами заданий. Ведущий зачитывает вопрос, кто первый нажмет на звонок и правильно ответит на вопрос, получает 5 баллов. Ответ правильный появляется на экране.
«Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими – это? (основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС дошкольной организации).»
Вопросы:
1 . Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры
– это ? (главная задача по развитию речи дошкольников).
2. - Развитие словаря;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
- Воспитание любви и интереса к художественному слову
- это ? (основные направления по развитию речи).
3. - Наглядные;
- Словесные;
- Практические,
- это ? (методы развития речи).
4. - Общение детей и взрослых;
- Культурно – языковая среда;
- Обучение родной речи в процессе организованно – образовательной деятельности;
- Художественная литература;
- Изобразительное искусство;
- Музыка, театр,
- это? ( средства развития речи).
5. Это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте,
- Как называют это нарушение речи ?( Тяжелые нарушения речи (ТНР) ).
6. Это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии,
- Как называют это нарушение? (Задержка психического развития (ЗПР) ).
7.Это разговор двух и более людей,
- это? ( диалог).
8.Речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, эта речь, обращённая к слушателям или к самому себе,
- это? ( монолог).
9.Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление,
- (поговорка).
10.Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью
-(басня).
11.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера,
- (сказка).
12. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими – это?
(основная цель речевого развития по ФГОС ).
Разминка наша закончилась, мы с вами вспомнили основную цель и задачу , направления, методы , средства по развитию речи, а также некоторые виды речевого общения.
Количество баллов после разминки огласить наше жюри.
Теперь переходим к заданиям.
Задание № 1
«Черный конверт»
Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном конверте находятся репродукции картин, по которым команда составляется описательный рассказ, а другой команде надо отгадать название картины и ее автора. Команда, первая правильно ответившая, получает 10 баллов.
Команда №1.
На картине изображены три богатыря. Они– могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
( Ответ : картина В. М. Васнецова «Три богатыря»)
Команда № 2
На картине изображена ранняя весна. Снег только начал таять и ещё не сошёл полностью. На переднем плане мы можем увидеть голые берёзы. Берёзы выглядят достаточно коряво.На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц. Голые деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда. За деревьями можно увидеть крыши деревенских домов и церковь. На заднем плане — широкий русский простор. Равнинные поля пересекает река, которая с таянием снега разлилась и залила обширные пространства.
( Ответ: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»)
Команда № 3
На картине нарисован дремучий лес. В нем растут вековые сосны, верхушки которых упираются в голубое небо. Пока еще в лесу прохладно и темно, ведь солнце еще не полностью взошло.
Герои этого полотна – это медведица и три ее медвежонка, которые вышли на утреннюю прогулку. Малыши находятся возле поваленной сосны, они весело резвятся на ней. А вот их мама насторожилась, она внимательно прислушивается к каждому лесному шороху
( Ответ: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»)
Задание №2
«Сказка ложь, да в ней намёк»
Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям.
Каждая команда получает конверт, в нем загадка, отгадав загадку, вы узнаёте название сказки, которую вы должны: инсценировать при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики) или пересказать, или сочинить другую концовку сказки. Команда, первая правильно ответившая, получает 10 баллов. Сказку дослушиваем до конца.
Команда №1
Загадка:
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть …(Курочка ряба)
Вам необходимо показать инсценировку сказки «Курочка ряба» при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики).
Команда № 2
Загадка:
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
дедка, бабка, внучка, Жучка —
не смогли! — большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли —
сразу вытянуть смогли! (Репка)
Вам необходимо пересказать сказку «Репка» не называя главных героев по именам, можно только заменить имена каким то звуком, обозначающим этого героя.
Команда № 3
Загадка:
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису. (Колобок)
Вам необходимо сочинить другую концовку у сказки.
Пока жюри подводит итоги, вопрос залу: Какие приемы обучения использовали педагоги в заданиях по развитию речи? Что развивают такие задания у детей? ( приёмы: инсценировка, пересказ, сочинение. Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными).
Задание № 3
«Угадайка»
На экран появляются мнемотаблицы, ваша задача, быстро и правильно ответить, нажав на звонок, название произведение и автора. Правильный ответ 5 баллов.
Мнемотаблица № 1.
Назовите название стихотворения и автора(А.Барто «Мишка»).
Мнемотаблица № 2.
Я по мнемотаблице описываю животное, вы должны его угадать.
Мнемотаблица № 3
Сочини загадку, с помощью мнемотаблицы:
Круглая, а не мяч, желтая, а не солнышко, с востиком, а не мышь? (Репка)
Подведем итоги задания №3.
Пока жюри считает баллы, вопрос к залу: для чего и зачем мы используем в работе с детьми прием «мнемотехники» ?
Ответ:Мнемотехника помогает маленьким детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек.
Задание № 4
«Кроссворд»
На доске вы видите кроссворд. Кроссворд посвящен нашей теме и понятия, которые там будут, связаны с темой нашего педсовета. Я зачитываю описание, вы угадываете ответ, кто первый нажал и правильно ответил, получает 5 баллов. Педагог выходит и записывает ответ
По горизонтали:
1. Игра - основной вид деятельности дошкольников.
2. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
3.Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте как письменно, так и устно.
4. Инсценировка — переработка литературного произведения для сценического его воплощения (для театра, телевидения, радио).
5.Развитие – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
6.Описание – способ изложения, цель которого создать целостную картину с помощью последовательного перечисления характерных черт описываемого объекта, свойственных ему в определенный промежуток времени. Как правило, оно строится на основании видимых, наблюдаемых признаков.
7. Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах.
Жюри пока подводит итоги, прочитайте слова в выделенных клетках (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ).
Правильно , наша игра посвящена речевому развитию , как эти слова связаны с речевым развитием? (Игра, пересказ, сочинение , инсценировка, описание, беседа – это приемы , используемые в работе с детьми по развитию речи. Сегодня мы с вами рассмотрели только некоторые методы, формы и приемы работы с детьми по речевому развитию дошкольников. Их больше и задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
И так жюри объявляет итоги игры.
Всем спасибо.