12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Позляева Инна Леонидовна1101
Работаю учителем 28 лет в сельской школе. Люблю творчество, путешествия, позитив.
Россия, Московская обл., Раменский район

 

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 «б» Тема урока: День одного автора «Сказки А.С. Пушкина »

Предметные: определять отличительные особенности литературной сказки; совершенствовать навыки чтения; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Презентация к уроку

Цель урока:

Обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина; выявить особенности фольклорной и литературной сказок. ; развивать психические процессы, как память, мышление, воображение, внимание .Воспитывать любовь и интерес к творчеству А. С. Пушкина

Планируемые достижения:

- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, взаимодействовать в паре и группе

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока:

- портрет А.С. Пушкина;
- презентация
- рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

- карточки с заданиями

- танграм

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Данный урок проходит в системе уроков «День одного автора.» Весь учебный день посвящен А.С. Пушкину.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? . У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

-Сегодня у нас день одного автора. Как вы это понимаете? На предыдущем уроке русского языка мы начали работу , продолжаем на уроке литературного чтения.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический:

игра.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

 

Строчки стихов Пушкина ведут нас в страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов. И , как сказочные богатыри ,расти день ото дня. Пушкин с нами всегда. Улыбнется и скажет: "Здравствуй, племя младое, незнакомое!". "Здравствуй, Пушкин!" - скажем и мы с вами. И отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.

- Как вы думаете, в какой жанр в творчестве Пушкина приведут на эти дорожки?(сказка)

- А какие еще вы знаете жанры , которые были в творчестве Пушкина?( стихи, поэма, роман, повесть)

-Сколько сказок вышло из-под пера автора?(7)

- Определите тему урока и сформулируйте ее.

- А какова будет цель урока.

Тема урока "Сказки А,С. Пушкина"

Слушать учителя.

Вспоминать сказки.

Участвовать в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Строить речевые высказывания.

Отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

 

15 мин.

- - Мы будем вспоминать сказки автора и я предлагаю вам расшифровать их названия . (слайд 2 -7)

- Объясните, по какому принципу зашифрованы названия сказок?

- Реб-Ребята, вы большие молодцы! Отгадали все сказки. А кто автор? это какие сказки?

- Ребята, а чем отличается народная сказка от литературной?

- В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

- В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Персонажи литературной сказки - это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.

- Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями.
- Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
- Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы.

- - Ребята, надеюсь, что вы так же хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину.  За правильные ответ вы получите жетоны.

(слайд 8-12)

-Проверю ваше внимание: К какой сказке вопросов было больше?

Принимать участие в игре.

Отвечать на вопросы учителя.

Объяснять свою точку зрения.

Воспринимать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме.

   

«Как вы знаете произведения А. С. Пушкина?»

1.Вспомним содержания сказок . Начнем со" сказки о попе и работнике его Балде"

( слайд 13)

- Что за герой Балда? Охарактеризуйте его.

- Чему учит сказка. - Картинки из сказки

- Итог сказки заключается в чем?- картина расплаты.

- Чему учит эта сказка.

- Соберите пазл, работая в паре. ( слайд 14)

2. "Сказка о царе Салтане..." ( слайд 15)

- Что можно назвать символом сказки. (корабль) Объясните. ( слайд 16)

- Изобразите корабль из деталей танграма.

Выразительное чтение отрывков.

3. "Сказка о мертвой царевне" Вспомним содержание.

- Какой нравственный урок этой сказки? Символ сказки? (слайд17-19)

- Несомненно -это зеркальце. Давайте изобразим его на клетчатой бумаге.

   

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. (слайд 20)

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

   

4. - Продолжаем работу. Следующая сказка "Сказка о золотом петушке". (слайд 21- 22)

-Учит сказка чему? Какой нравственный урок для нас открывает Пушкин?

- Символ сказки.

- 5. Пятая "Сказка о рыбаке и рыбке" ( слайд 23)

- Ребята, предлагаю изобразить золотую рыбку. Для этого нужно решить примеры, ответы помогут нам увидеть рыбку. Будьте внимательными при ответе. ( слайд 24)

- Чему учит сказка? А что вы бы попросили у рыбки?

- Благодаря А.С. Пушкину, родилось крылатое выражение. Расшифруйте его. ( слайд 25)

6. - А какую сказку мы еще не вспомнили? ( слайд 26)

   

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

« Сказочные объявления

-Кто мог дать такое объявление?

Предлагаю свои услуги:

Работаю за семерых. Могу:

Запрягать лошадь,

Топить печь;

Закупать продукты на рынке;

Печь яйца, варить кашу;

Нянчить детей.

Мой адрес…….

(Балда. «Сказка о попе и его работнике Балде»)

1.На работу в лесопункт требуется:

-повар;

-конюх;

-плотник.

Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.

Мой адрес ….

( Поп. «Сказка о попе и его работнике Балде»)

2.Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

-соболя, чёрно-белые лисицы;

-чистое серебро;

-злато.

И все это по доступным ценам!

«пальмира» ждет Вас!

Адрес фирмы …. .

(«Сказка о царе Салтане..»)

2.Тем, кто интересуется жилплощадью!

Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:

-кругом лавки, крытые коврами;

-под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Мой адрес … .

(«Сказка о мертвой царевне»)

3.Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес. …..

Обращаться к ….

( « Сказка о мертвой царевне», к царице-мачехе)

3.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:

-укусы правого и левого глаза;

-волдыри на носу.

Начало ближайших занятий ….

(«Сказка о царе Салтане..»)

4.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Адрес …. .

(«Сказка о золотом петушке»)

4.Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

Обращаться к …. .

(Золотой рыбке из « Сказки о рыбаке и рыбке»)

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Давайте вспомним тему урока?

- Чем отличается народная сказка от литературной?

- Какую мы ставили цель урока? Мы добились цели?

- Что нового вы узнали на уроке?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Выучить полюбившиеся строки сказки.

Записывать Д/З

 

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «выберу смайлик»

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования, Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю я : «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.