12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Виктория Владимировна315
Россия, Красноярский край, Берёзовский район

Технологическая карта занятия по музыке

Класс: 4

Форма: Урок введение

Тема: «День, полный событий»

Цель: формирование представлений детей о музыкальности стихотворений А.С. Пушкина.

Задачи:

воспитательные: вызвать интерес учащихся к слушанью музыкальных произведений;

развивающиеразвивать эмоциональную сферу, монологическую речь и коммуникативную культуру учащихся4

познавательные: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина, понимать особенности построения (формы) музыкальных произведений и распознавать их художественный смысл.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания;

понимать значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;

интерес к музыке и музыкальной деятельности;

привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.

Метапредметные:

Познавательные:

адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности, содержание их образности;

удовлетворение потребности, духовно-обогащающейся личность в расширении и обогащении знаний в области музыкального искусства.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов их развитию взаимодействию в музыкальных произведениях;

проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, мобилизация сил) в процессе работы над исполнением музыкальных произведений на уроке.

Коммуникативные:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи;

поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышление о ней, её исполнения.

Предметные:

научаться воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству;

научаться понимать роль музыки в жизни человека;

научаться организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

научаться наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонации, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построение музыки;

научаться общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Оборудование: аудиозапись, видеозапись.

Ход занятия

Содержание

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1 этап. Вступительная часть

Организация учащихся на занятие.

Взаимное приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Тихонечко садитесь.

-Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке.

Формулировка темы и задач урока

-Тема нашего урока: «День, полный событий».

-Как вы понимаете, эту фразу?

-Что значит «День, полный событий?»

М.О.

-Сегодня на уроке нам нужно быть очень внимательными и активными. У нас предстоит серьезная работа, так как мы будем искать музыкальность в стихах А.С. Пушкина, а поэтичность в произведениях великого композитора П. Чайковского.

-А для того, чтобы наша работа на уроке была интересно, нужно соблюдать некоторые правила: Отвечать на мои вопросы только по поднятой руке, не выкрикивать с места, и, если у вас возникнут в чем ни будь затруднения так же поднять руку.

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют

учителя.

Определяют настроение, настраиваются на урок

Слушают учителя.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Личностные:

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания;

2 этап. Основная часть

актуализация опорных знаний о музыке

реализация темы занятия

-Сейчас мы прослушаем пьесу «Зимнее утро», которую написал великий композитор П. Чайковский.

-Во время слушанья пьесы можете закрыть глазки, и ваша задача увидеть это зимнее утро. (что происходит в пьесе, чем особенно это зимнее утро)?

Слушанье пьесы

 «Зимнее утро» из цикла «Детского альбома» П. Чайковского

-Какое настроение вызвало у вас это произведение?

-Какие образы вы себе представили?

-Какие действия происходят в пьесе?

-Чем особенно это зимнее утро?

Прочтите следующие строки и скажите, передают ли они настроение пьесы «Зимнее утро»?

…не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

-О чем идет речь в этих стихотворных строках?

-А бурый это какой цвет? (Бурый цвет — один из оттенков коричневого цвета)

-К кому обращается автор «Друг, мой»? (к бурой лошади)

-А вы когда-нибудь катались на санях, запряженных лошадьми?

-Какие чувства у вас это вызвало?

-Как вы думаете, зачем герой решил утром запрячь сани? (отправится в путь)

-А что бы нам с вами отправится в какой ни будь путь, нам тоже нужно готовить сани и лошадь?

М.О. В то время, которое описывается в стихотворных строках, средством передвижения были сани с лошадьми.

-Давайте посмотрим, чем еще отличалась жизни людей от нашей, и в то время, в какое же это время.

-А как вы понимаете, слово поэтичность? (творческий порыв, проникнутый поэзией, обладающий возвышенной эмоциональностью, поражающий чувство и воображение; очаровательный, изящный)

Вывод: Мы можем сказать, что музыка П. Чайковского поэтична?

(да, она обладает высокой эмоциональностью, очаровывает. Вызывает у нас определённые чувства и образы: любование русской природой)

Виртуальная экскурсия жизни и быта русского народа 19 века.

-19 век — это какие года? (1801 – 1900)

-Посчитайте сколько лет назад это было? (2015-1850=165 лет назад. Примерно 200 лет назад)

-Это сколько веков назад? (2 века)

-Русский народ жил в деревянных домах. Главным считалось место у печи, около неё стоял «красный угол» с иконами и стол, за которым ела семья.

Зима была снежная и холодная, поэтому они отапливали свой дом дровами, одевались в теплую одежду из меха животных, а питались запасами, приготовленными с огородов осенью. Зимой очень короткий день, поздно светлеет и рано темнеет. Люди освещали помещение с помощью свеч или жира.

-Подумайте, а как развлекались и в какие игры играли ребята того времени? (катались с горок, лепили снежные фигуры, играли в снежки)

Беседа о поэте А.С. Пушкине

-Что вы знаете, о А.С. Пушкине?

Краткая биография поэта

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г.

С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.

Арина Родионовна была обычной крестьянкой и необычной сказочницей. Большую часть народных былин А.С. Пушкин услышал от неё.

«Не гаснул долго огонёк,

В уютной няниной избушке,

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок».

(Н. Языков)

-Из данных строк, мы можем предположить, что какое еще могло быть занятие в зимние дни у русского народа? (слушание стихотворений, сказок, былин)

Слушание пьесы

«У Камелька» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

-Как вы думаете, что такое камелёк?

-К этой пьесе в своём альбоме П.И. Чайковский взял в качестве эпиграфа поэтические строки Пушкина:

«И мирной неги уголок,

Ночь сумраком одела,

В Камине гаснет огонёк,

И свечка догорела».

-Что такое нега? (состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот)

М.О. Эти стихи удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из мирной неги зимнего вечера, проведённого у камина, где так отрадно думать, вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем.

-Как вы думаете, о чём такими вечерами думал А.С. Пушкин?

-А о чём думаете вы зимними уютными вечерами?

-Ребята, как вы думаете, что такое музыкальность?

(Музыкальность — это когда, когда мы в стихотворении можем услышать определенную мелодию, музыку, певучесть строк, лиричность чувств.)

-Сделаем вывод: в стихах А.С. Пушкина мы наблюдаем мелодичность? (да, стихотворения А.С. Пушкина тесно связаны с музыкальными произведениями композитора П. Чайковского, в стихотворных строчках мы видим определённую лиричность чувств, которую мы так же заметили и в музыки.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Открывают новые знания.

Слушают музыкальное произведение.

Определяют настроение музыки.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают музыкальное произведение, определяют настроение музыки, музыкальные инструменты, которые звучат в музыкальном произведении.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают о том, что такое оркестр, из чего оно состоит и что для него характерно.

Ведут беседу о народных инструментах.

Отвечают на вопросы учителя. Вступают в беседу о истории

Передают муз. Инструменты.

Отвечают на вопросы учителя, закрепляют знания о народных инструментах.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слушают музыкальное произведение.

Определяют музыкальные инструменты в музыке.

Находят интонации в музыке, определяют их продолжительность.

Определяют настроение интонаций.

Находят пересечение интонаций в музыке.

Вступают в беседу о П.И.Чайковском.

Отвечают на вопросы учителя, определяют кому принадлежит какая интонация и почему, рассуждают о том чем закончилось произведение.

Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу о том, что такое балет.

.

Разучивают песню.

с учителем, по строчкам.

Поют под музыку с учителем.

Поют девочки.

Поют мальчики.

Поют все вместе.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Познавательные:

адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности, содержание их образности;

удовлетворение потребности, духовно-обогащающейся личность в расширении и обогащении знаний в области музыкального искусства;

Коммуникативные:

Слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи;

Предметные:

научаться воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству;

научаться понимать роль музыки в жизни человека;

Личностные:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания;

Предметные:

научаться наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонации, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построение музыки;

Регулятивные:

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов их развитию взаимодействию в музыкальных произведениях;

Личностные:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости сопереживания чувствам других людей, на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Познавательные:

адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности, содержание их образности;

Предметные:

-аучаться организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

3 этап. Заключительная часть

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-С какими музыкальными произведениями вы сегодня познакомились?

-Какие новые слова вы узнали? (мелодичность, поэтичность)

-Что мы делали сегодня на уроке? (работали со стихами А.С. Пушкина, разучивали песню и т.д.)

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

Рефлексия

-А теперь оценим нашу работу на уроке.

-Возьмите карточки, подпишите её сверху своим именем и фамилией.

-Послушайте внимательно, что нужно сделать на карточке.

Если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового, вам всё удалось, тогда обведите в круг веселое личико, если у вас были трудности на уроке, вы бывало на уроке что-то не понятно, какие-то работы были не интересны, обведите личико, которое не выражает ни какую эмоцию, а если на уроке вам было не интересно и скучно, нечего не понятно, тогда обведите грустное личико.

-Ребята, вы все молодцы! Спасибо за активную работу на уроке!

Учащиеся высказывают свои мысли и впечатления.

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги урока.

Проводят рефлексию

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Коммуникативные:

- Слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи;


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.