12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Людмила Валентиновна320
Россия, Омская обл., село Аёв
Материал размещён в группе «Родительское собрание»

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ

 Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения

 своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

                                                                                                                                                               Эрих Фромм

Нашу  встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор  не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Возраст проявления агрессии помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии?  На этот и другой вопрос мы попытаемся сегодня ответить.

     Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально ( нарушение  прав другого человека без физического вмешательства)

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную,  враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей  (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У наших детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с напористостью.  Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства .

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения  много : положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем .

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет  агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей  отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения : сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

 

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, кото­рые позитивно или негативно влияют на формирование детской аг­рессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а)  преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в)  включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно ха­рактеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимос­тью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие жела­ния общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обы­чаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказа­ние, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б)    объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г)     оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие
качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение,
спокойствие и выдержку.

 Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего  ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.

    Вы должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

    Очень часто детская агрессивность связана с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.  Пример: если в школе «лёгкие уроки» и родители считают, что можно не идти, не следует писать записку, что ребёнок заболел. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

    Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.

     В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители д.б. последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.

 

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она ока­залась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаи­моотношения в своей семье по-новому.

Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребенка:

1.       Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2.       Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмо­циональное напряжение.

3.       Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4.       Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5.       Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6.       К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

 

     7. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

     8. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

     9. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

 

                                  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  Уважаемые мамы! Внимательно прочтите эту памятку! Вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте ,что можно ещё изменить. Пока ваш ребёнок во 2 кл., ещё не поздно!

Для преодоления дет.агрессии в педагогическом арсенале родители д. иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

 

Опубликовано в группе «Родительское собрание»


Комментарии (2)

Полугрудова Светлана Александровна, 28.02.17 в 21:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за такое выступление! Материал можно включить в родительское собрание!
Устинова Людмила Валентиновна, 13.03.17 в 16:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Александровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.