12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна124
Воткинск
Материал размещён в группе «Урок литературы»
1

"Детство (моё и Вани Шмелёва)" по роману И. С. Шмелёва "Лето Господне"

Детство (мое и Вани Шмелева)

(творческая мастерская письма по главам «Чистый понедельник», «Ефимоны», «Мартовская капель» романа И.С.Шмелева «Лето Господне» - 5 класс).

 

Цель: обратить ребенка через собственные ощущения детства к душевному состоянию главного героя изучаемого произведения.

 1.    Саморегуляция.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние Внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела, начиная от ступней и кончая макушкой. Успокойте все внутренние органы вашего тела, внимание и воображение. Скажите : «Мне легко и спокойно».

2.    Глаза закрыты, включается магнитофонная запись с детскими голо­сами ( лепет, плач, смех ). Загляните в свое детство. Какого он цвета?

(Каждый ассоциирует с цветом свое детство ). Открыли глаза. Каждый произносит, какого цвета его детство.

3.              Какие ассоциации у вас возникают со словом детство? (Каждый за­писывает свои ассоциации на листе бумаги.)

4.              Социализация.

Каждый читает свои слова. Мастер записывает основные, часто пов­торяющиеся. Перед глазами учащихся рождается такой ряд слов : любовь, радость, счастье, игры, беззаботность, ощущение невесомости и полета во сне, мама, папа, друзья.

5.    Антуан де Сент Экзюпери в своей великолепной книге о детстве "Маленький принц" сказал : "Главного глазами не увидишь, зорко лишь сердце." Поэтому сейчас мы будем "сердце свое слушать".

Звучит музыка. Мастер читает стихотворение Р. Быкова "Картины и образы детства". Учащиеся записывают на листочках те образы, которые особо близки их сердцу.

Сквозь пробоины в душе

Я вижу детство в шалаше.

 Как плакал, всех любя.

Глядел на небо из дыры

И видел дальние миры

И глубину себя.

Как пахла пряная трава,

Как больно ранили слова,

И как был сладок сон.

Смешное было так смешно,

Грешное вовсе не грешно.

И жизнь со всех сторон !

Рос ясень и ловился язь,

Меж всем была прямая связь,

Как птица и полет.

Обиды были горячи,

И били из земли ключи

Холодные, как лед.

6.    Социализация

Чтение слов, образов, картин, которые возникли.

7.    Но наше сердце должно быть умным, поэтому теперь обратимся к уму и ответим на вопросы, которые каждый сам себе задаст :

-          О чем я думаю?

-          Чего я хочу?

-          Какие цели ставлю?

-          Где я черпаю силы?

Дети работают на своих листочках.

8.    Социализацию проводим только по ответам на последний вопрос.

Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждо­го. Эти родники дают вам силы открывать окружающий вас мир. Расскажите о ваших родниках.

Высказываются все  (Теперь дети готовы к разговору о детстве героя повести, поэтому  можно начинать работу на втором этапе мастерской "Детство Ивана  Шмелева").

Иван Ильин говорил о Шмелеве : "Настоящий художник "не занимает" и "не развлекает" : он "овладевает" и "сосредоточивает." Такую возможность сосредоточить свои знания о вашем детстве, так живо описываемом вами, и понять душу свою и героя дает нам Шмелев. Писатель приглашает нас быть его умными собеседни­ками.

Давайте посмотрим, как и благодаря каким родникам открывает Мир маленький Ваня Шмелев.

1.         Итак, давайте попробуем найти те родники, которые помогают Ване открыть собственный мир и мир, окружающий его.

Дети записывают на листочках свои мнения.

2.         Социализации. Дети зачитывают свои записи. Мастер переносит ос­новные на доску. Может получиться вот что : папа, Горкин, няня, дом, Замоскворечье, Бог.

3.         Так как же открывает мир герой романа ? Найдите в тексте главы "Чистый понедельник" ответ  на этот вопрос.

Дети работают с текстом романа. Ответ найден : "...я и теперь его слышу в сердце..."

Дети делают первое очень радостное открытие : оказывается герой романа, как и они сами, ( хотя дети живут в разное время, в разных мирах : учащиеся 5 класса в современной реальности, а Ваня в мифологическом мире праздников) чувствуют мир детства сердцем.

Начинаем вычерчивать схему открытия мира "Ваней Шмелевым".

Открытие мира

 

 


 

 

 

 

Сердце

 

 

4.         Открытие мира героем романа показано с самой первой главы "Чистый понедельник" . Давайте обратимся к тексту романа и попробуем увидеть, что же происходит в сердце Вани ( читаем вслух первый абзац главы ).

После чтения дети записывают свои выводы на листочках.

5.         Социализация. Дети высказываются. Вот некоторые мнения детей:

"Что-то загадочное творится в сердце Вани. Сначала ему жалко масле­ницу, она "уйдет-заплачет". То что-то радостное "копошится в сердце".

"Мне тоже показалось, что с Ваней что-то происходит. Вот посмотрите, он говорит : "...голо и скучно в комнате" и тут же "и все у нас в доме чистят". А разве чистота это плохо ?"

"А я думаю, что Ваня испытывает самые прекрасные чувства : ожида­ние чего-то нового, неизвестного. А это ведь всегда здорово, и душа тре­пещет !"

"Наверное, это оттого, что "душу готовить надо", А ведь Горкин -это неиссякаемый родничок Вани"

6.         Ребята, а теперь давайте обратимся к другой главе "Мартовская   ка­пель".

(Создать необходимое настроение для восприятия главы, даем послу­шать детям пьесу П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома "Времена года".)

Читаем отрывок из главы. Лучше, если это сделает мастер, чтобы дети смогли уловить в этом отрывке настроение радости и восторга ( но можно дать слово и детям, однако это требует домашней подготовки ).

«...кап... кап-кап... кап... кап-кап-кап... Засыпая, все слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко — это весеннее, обещающее — кап-кап... Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на педелю: это веселая мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель: Под сосенкой — кап-кап... Под елочкой — кап-кап...

Прилетели грачи,- теперь уж пойдет, пойдет. Скоро и водополье хлынет, рыбу будут ловить наметками — пескариков, налимов,—принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмется дружно — поплывет все Замоскворечье! Значит, зальет и водокачку, и бани станут... будем на плотиках кататься.

В тревожно-радостном полусне слышу я это, все торопящееся — кап-кап... Радостное за ним стучится, что непременно будет, и оно-то мешает спать. ...кап-кап... кап-кап-кап... кап-кап...

Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь. Я просыпаюсь под это таратанье, и первая моя мысль — «взялась!». Конечно, весна взялась. Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом. Полог с моей кроватки сняли, когда я спал,— в доме большая стирка, великопостная,— окна без занавесок, и такой день чудесный, такой веселый, словно и нет поста. Да какой уж теперь и пост, если пришла весна. Вон как капель играет...—тра-та-та-та! А сегодня поедем с Горкиным за Москва-реку, в самый «город», на грибной рынок, где—все говорят—как праздник».

Прежде чем мы попытаемся сделать следующее открытие, давайте найдем ответ на вопрос : «В чем сходство глав «Чистый понедельник" и «Мартовская капель»?»

Дети очень быстро находят ответ на поставленный вопрос : «Сходство в капели».

7.   Какие ассоциации у вас возникли от прочитанного ? А что чувствует Ваня, слушая капель? ( Дети работают с текстом главы, находя самые яркие и необычные слова.)

Дети записывают свои наблюдения в два столбика :

Я                         Ваня

8.   Социалшация: высказываются все ( но такой прием может привести к затягиванию работы, поэтому можно предложить ребятам поместить свои работы на доску - афиширование ). Вот, что может получиться :

                    Я                                          Ваня

Снег тает                                      «...она вызывает солнце...»

Солнышко улыбается                   «...водополье хлынет...»

Весело на душе, петь хочется       «...радостное за ним стучится»

Хочется потрогать капель,            «...тараторит по железке...»

 а вдруг она живая.                        «...подпрыгивает- пляшет...»

                                        «...капель играет...»

9.   Пришла пора сделать второй вывод и сделать записи в опорной схеме. Что помогает герою открыть мир через сердце ? (Звуки. )

                                                Открытие мира

 

 


 

 

 

 

                                                      Сердце

 

Звуки

10. Сообщаем детям, что «Лето Господне»  Шмелева — книга самобытная, старомосковская, подлинно русская, православная. Поэтому мы должны воспринимать героя таким, каким его показал автор : маленький герой романа постигает мир в традициях бытового право­славия, глубоко веруя в Бога и обожествляя мир Божий, поклоняясь всему явленному миру. Объясняем детям, что Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего это колокольный перезвон, так похожий на капель. Вновь предлагаем послушать музыку, но теперь это будет музыка колокольного звона.

Под звуки Великого праздничного звона мастер читает стихотворение Ф. И. Тютчева

День православного Востока,

Святись, святись, великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень.

Но и святой Руси пределом

Его призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край.

 

11.   Какие ассоциации у вас вызывают эти звуки? А как мальчик относится к миру, в котором он живет? Какие чувства он испытывает?

Дети работают но уже используемой схеме :

Я                                     Ваня

12.    Социализация.

Я                                     Ваня

Тревога                                  любовь

Страх                                     благоговенье

Что-то необычное,

Торжественное                       умиление

Душа бьется                           душевный трепет

Сердце не на месте                 гармония

Красота                                  покояние

                                                   благодать

Каждое понятие комментируется. Важно, чтобы эти уходящие из повседневной речи слова не были пустым звуком , а нашли отклик в сердце.

Благоговение - оказать безусловное уважение и повиновение, призна­вать безмерно, ценить чьи-то достоинства.

Умиление - чувство покойной, сладостной жалости, смиренья, душев­ного участия, доброжелательства.

Гармония - соответствие, созвучие, равновесие, взаимность, согласие.

Покояние - раскаяние, исповедь.

Благодать - милость, любовь, довольство.

Душевный трепет - душевная дрожь.

 

13.       Продолжаем заполнение схемы:

                                    Открытие мира
                                   

 

                                         Сердце
                      

 

                    Звуки          чувства

 

14. Самое прочное хранилище слова - это память народа, говорящего на одном языке. Она, как сквозь сито, отбирает золотники, смывая песок и мусор. Но только тот по-настоящему умеет хранить и обогащать родной язык, кто его знает во всей полноте. Поэтому давайте теперь обратимся к еще одной главе романа "Ефимоны". ( глава по объему небольшая, поэтому предлагаем учащимся прочитать ее всю, но первую часть обязательно должен прочитать мастер вслух.)

 

15.Какие ассоциации у вас возникли после знакомства с главой?

Дети говорят, что они в растерянности от обилия новых незнакомых для них слов. А что чувствует герой?

Ребята высказали мысль, что Ваня в таком же состоянии, как они -замешательство от неизвестности. Но герою легче - у него есть Горкин. Он все объяснит.

 

16. Давайте и мы вместе с Ваней послушаем Горкина.

( Ребята работают с текстом, выписывают новые для них слова и объ­яснения, где это возможно.)

Вот, что может получиться :

Стояние - "стоять надо", потому, "как на Страшном суд стоишь..."

Их - фимоны - "покояние со слезьми... скорбение... стой и топчи : «Бо-же, очисти мя грешного I" Господь тебя и очистит и в землю кланяйся...»

Скорбенье - печаль, грусть, тоска.

Приставился - умер.

Благовест - звон в один колокол для извещения о службе в церкви.

Целомудрие — строгая нравственность, чистота.

 

17.А теперь вновь обратимся к нашей опорной схеме:

                       

                                   Открытие мира                

 

                                    Сердце

              

                Звуки        чувства          слова

 

18.Чтобы завершить работу по созданию схемы предлагается детям такой вопрос : "Какого цвета ваше детство ? Каким вы видите мир?"

Дети высказываются.

Каким видит окружающий мир Ваня Шмелев ?

Вновь обратимся к тексту главы   "Мартовская капель" (читаем три последних абзаца главы ), Ефимоны ( от слов "И кругом уже все такое..." до слов "...будто гусак клюется" ).

В какие краски расцвечен мир героя ? Составьте палитру красок. (Дети работают с текстом, затем проходит социализация - высказыва­ние мнений, зачитывание найденного материала.) Мастер записывает на доске : "широкая золотая полоса", "суетятся Золотинки", "золотые окна", "черные крестики", "серое небо", "веселый снег вдруг почернел", "голубой и красный зайчики", "снежным огнем горит " «золотые капли", "золотые нити". А теперь закончим нашу схему.

                         

                                       Открытие мира

                              

                                    Сердце

 

Звуки                    чувства         слова          краски

 

Так какой же мир детства Вани Шмелева ? ( Золотой ,) Ребята, мне очень хочется, чтобы вы сделали еще одно открытие. Для этого найдите главу "Круг царя Соломона", прочитайте предпос­ледний её абзац: "Я засыпаю в натопленной жаркой детской. Приходят сны, легкие , розовые сны. Розовые, как верно. Обрывки их ещё витают в моей душе* И милый Горкин, и царь Соломон - сливаются. Золотая корона, в блеске, и розовая рубаха Горкина, и старческие розовые щеки, и розовенький платок на шее. Вместе они идут куда — то, словно летят по воздуху. Легкие сны, из розового детства..." Чему вы удивились ?

(Учащиеся говорят, что ещё раз убедились в том, что Ваня Шмелев очень походит на них и близок им, потому что детство у него не только золотое но и розовое.)

 

19.Рефлексия ( она может проходить  как коллективно, так и индивиду­ально, как в нашем случае ).

А теперь вновь закройте глаза, загляните в свое сердце. Что появилось в нем нового? Не появилось ли трещинок в душе? Не обрело ли ваше детство другой цвет? Может быть теперь у вас есть и другие родники, дающие силу вашей душе?

Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив, осознав все, что произошло сегодня в нашей мастерской.

 

20.А справившись со своей душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелеву или озвучить, описать услышанную музыку души героя

 

 (Творческая мастерская предполагает такой вид деятельности, как домашнее задание, только мы не произносим таких слов. Мы предлагаем детям сделать отпечаток своих эмоций, переживаний, чувств – отпечаток души на бумаге).

 

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.