12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казаева Таисия Викторовна647
Россия, Тверская обл., ЗАТО Солнечный

Дидактическая игра "Конструктор причастий"


Причастие как часть речи изучается в 7 классе и считается одной из самых сложных тем в курсе русского языка. Поэтому данная игра будет интересна не только семиклассникам, но и учащимся 8-11 классов.

Зачастую ребята допускают ошибки в образовании причастий по причине того, что спешат, не желают думать, отказываются от кропотливой последовательной работы, которую надо совершить прежде чем образовать причастие. И поэтому в помощь для отработки орфограмм по разделу "Причастие" я предлагаю дидактические кубики "Конструктор причастий". Цель этих кубиков - закрепить теоретические знания об образовании причастий (действительных настоящего и прошедшего времени, страдательных настоящего и прошедшего времени); развивать умения образовывать причастия от глаголов; развивать умения находить орфограммы в причастиях и выбирать верные с точки зрения орфографии варианты; формировать навык грамотного письма.

Кубики можно использовать на любой стадии изучения раздела "Причастие": для закрепления правил образования действительный причастий настоящего или прошедшего времени, для отработки орфограммы "Гласные а, е перед нн (н)", для отработки орфограммы "Одна Н в суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени", для уроков повторения и обобщения по разделу "Причастие". В зависимости от поставленной задачи в игру берутся определённые кубики. Полный комплект кубиков может включаться на уроках повторения и обобщения. Полный комплект игры включает в себя следующие группы кубиков (см. фото 1), на шести гранях которых обозначены:

- основы глаголов начальной формы (инфинитива),

- основы глаголов настоящего времени,

- основы глаголов, одинаковые в форме настоящего времени и инфинитива,

- окончания глаголов в форме третьего лица единственного числа (-ут, -ют, -ат, -ят) и инфинитивные -ть, -ти,

- окончания причастий в именительном падеже (-ий, -ый, -ая, -ое, -ие, на шестую грань можно продублировать одно из окончаний),

- окончания кратких причастий в именительном падеже (нулевое окончание, -а, -о, -ы, можно добавить инфинитивные -ть, -ти или продублировать окончания),

- суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш),

- суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (-ом, -ем, -им, -нн, -енн (-ённ), -т -, - один кубик; -ен, -н, -ён, -ен, -н, -ён - другой кубик),

- возвратные постфиксы -ся, -сь (повторяются трижды на гранях кубика), или можно добавить -ся, -сь в кубик к суффиксам кратких причастий;

- карточка-палочка с целью закрыть выпадающий суффикс -и, -е при образовании страдательных причастий прошедшего времени (см. фото 2), (вместо этой карточки можно сделать кубик с основами инфинитива без суффиксов -и, -е: глад (гладить), увид (увидеть) и к нему отдельным кубиком суффиксы -и-, -е-, или кубик с основами глаголов на -и, -е с зачёркнутыми этими суффиксами);

- карточки-палочки с обозначением чередующихся согласных (гласных) (см. фото 3), (вместо этих карточек можно сделать кубики, на которых обозначить основы с чередующимися согласными (гласными).

Кубики с основами глаголов настоящего времени и инфинитива можно производить неограниченное количество. Я создавала кубики, подбирая глаголы на разные случаи:

- переходные и непереходные: разбить, полить, приехать, наградить, дышать, сидеть;

- совершенного и несовершенного вида: решить - решать, узнать - узнавать, разобрать - разбирать,

- глаголы типа: выкатить - выкачать, развешать - развесить, замесить - замешать,

- глаголы с чередованием гласных и согласных в корне: петь - поют, перевести - переведут, бежать - бегут,

- глаголы, определение спряжения в которых вызывает трудности (11 глаголов-исключений, брить, стелить, глаголы с ударными окончаниями, клеить).

Таким образом, пополнение конструктора кубиками с основами глаголов будет создавать в игре эффект новизны.

Кубики можно помечать разными цветами (или разными цветами выделять текст). У меня, например, основы глаголов инфинитива - зелёного цвета, основы глаголов настоящего времени - оранжевого, суффиксы действительных причастий - голубого, суффиксы страдательных причастий - жёлтого, окончания - красного.


Правила игры.

Отобрать кубики, необходимые для отработки определённого умения.

Предлагается несколько вариантов игры. Причём эти варианты могут использоваться для работы как в индивидуальном порядке с учеником, так и в парной или групповой работе.


Вариант 1. Больше подходит для индивидуальной работы. Учащийся кидает один кубик с основами глагола. От выпавшей основы образует все возможные причастия. Если ученик затрудняется по одной лишь основе определить глагол, то учитель предлагает ему подставить инфинитивное -ть/-ти (к основам инфинитива), окончания -ую/-ют/-ат/-ят (к основам настоящего времени). Когда глагол ученику понятен, он должен объяснить, какие причастия можно образовать от выпавшей на кубике основы глагола, а также ответить, почему некоторые формы причастий образовать от выпавшей основы нельзя. Так, действительные и страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени. Поэтому если ученик взял кубик с основой инфинитива, то он причастия настоящего времени не образует. За исключением тех случаев, когда основа глагола настоящего времени совпадает с основой инфинитива. Если глагол непереходный, то ученик не сможет образовать формы страдательных причастий. Если глаголы совершенного вида, то ученик не сможет образовать формы причастий настоящего времени. Также страдательные причастия прошедшего времени образуются от малочисленной группы глаголов несовершенного вида. При выборе суффиксов -нн-, -енн-, (-ённ-), -т- ученик должен объяснить, что выбор суффикса зависит от буквы, на который оканчивается основа инфинитива. При образовании причастий настоящего времени важно правильно определить спряжение, поэтому ученику предлагается сначала добавить к основе глагола настоящего времени соответствующее окончание (-ут, -ют, -ая, -ят), а затем выбрать суффикс причастия.

Таким образом, данный вариант игры проверяет теоретические знания учащихся и сформированность умений применять эти знания на практике.


Вариант 2. Учащиеся делятся на команды. Выходят представители этих команд и по очереди бросают кубики с основами инфинитива и/или глаголов настоящего времени, берут кубики с нужными суффиксами и окончаниями и "строят" все возможные причастия. Если задание выполнено без ошибок, команда зарабатывает балл. Если ошибки допущены или не все формы причастий образованы, команда соперника объясняет, в чём ошибка и как её исправить. Если ответ верный, команда, его давшая, зарабатывает ещё балл. Затем приглашается следующие представители команд. Если глагол, выпавший на кубике повторяется, кубик перебрасывается. Если на кубике остался невыполненным один вариант, то именно он участнику достаётся.


Вариант 3. Учащиеся делятся на команды. Выходят представители этих команд, каждый их них выбирает для соперника 2 кубика: кубик с основами глагола и кубик с суффиксами причастий. Учащиеся кидают выбранные соперником кубики и, смотря на выпавшие комбинации (основа и суффикс), образуют причастие (если можно) или не образуют (объясняя причину). Если участник выполнил задание верно, команда получает балл. Затем выходят следующие представители команд и проделывают те же действия.







Фото 1

t1667545500aa.jpg















Фото 2 (карточка-палочка, закрывающая букву И в основе инфинитива при образовании страдательного причастия прошедшего времени с помощью суффикса -ённ-)


t1667545500ab.jpg


Фото 3 (карточка-палочка с чередующимся согласным в корне)


t1667545500ac.jpg




Фото 4 («собранное» действительное причастие настоящего времени)


t1667545500ad.jpg


Фото 5 («собранное» действительное причастие прошедшего времени)


t1667545500ae.jpg


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.