12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кумпан Светлана Геннадьевна40
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Дидактический материал по теме «Имя прилагательное»


I.Правописание не с прилагательными и существительными.

Карточка № 1.

Спишите словосочетания, раскрывая скобки и объясняя раздельное или слитное написание слов с не:

1 (не)робкая птица

2 (не)аккуратный ученик

3 (не)взрачный цветок

4 (не)брежная одежда

5 (не)стол, а шкаф

6 (не)весел, а груб

7 (не)лепый поступок

8 большие (не)други

9 (не)папин портфель

10 страшный (не)ряха

11 (не)деревянная ложка

Карточка № 2

Спишите словосочетания, раскрывая скобки и объясняя раздельное или слитное написание слов с не:

1 растет (не) клюква

2 ответ на (не) правду

3 сказал (не) правду, а ложь

4 полная (не)лепость

5 (не)добрый, а злой

6 (не)брежный вид

7 отнюдь (не)веселый

8 (не)внимательный друг

9 (не) внимательный, а рассеянный человек

10 (не)счастная собака

11 нисколько (не)робкий



II. Слитное и дефисное написание имён прилагательных.

Карточка №1

Перепишите примеры, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Северо)западный ветер,

2.(русско)французский словарь,

3. (садово) огородный инвентарь,

4.(сельско)хозяйственный работник,

5. (крове) носный сосуд,

6.(нефте)перерабатывающий комбинат,

7.(шахматно)шашечный турнир,

8.(лесо) заготовительное производство,

9.(изжёлта)оранжевый апельсин,

10.(пяти)этажный дом.


Карточка №2

Перепишите примеры, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Серо)синий костюм,

2. (русско)украинский словарь,

3.(юго)восточное направление,

4.(животно)водческий комплекс,

5.(физико)математический класс,

6.(свето)чувствительная бумага,

7.(вагоно)ремонтный цех,

8.(седо)волосая женщина,

9.(широко)плечий мужчина,

10.(иссиня)чёрные волосы. 


Карточка №3

Перепишите примеры, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Древне)русский язык,

2.(судо)ходная река,

3.(высоко)качественная сталь,

4.(серебристо)белый снег,

5.(кисло)сладкое яблоко,

6.(паро)ходный транспорт,

7.(бледно)лицый мальчик,

8.(красно)оранжевый мандарин,

9.(сорока)километровый путь,

10.(фабрично)заводское производство.


Карточка №4

Перепишите примеры, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Северо)восточный,

2.(сине)фиолетовый,

3.(тёмно)красный,

4.(десяти)этажный,

5.(средне)вековый,

6.(светло)голубой,

7.(лево)бережный,

8.(рабоче)крестьянский,

9.(бледно)зелёный,

10.(горько)солёный.



III. Закрепление материала по теме «Имя прилагательное».


Карточка № 1

Задание 1. Запишите краткие формы м. р. и ж. р. от данных прилагательных

Красный - ______________ Молодой - ________________

Аккуратный - ___________ Веселый - _______________

Задание 2. Укажите, какими по разряду являются прилагательные

Звонкий, апельсиновый, хрустальный, бабушкин, ледяной, итальянский, медвежий, деревянный, пластиковый, вкусный.

Задание 3. Запишите прилагательные во всех степенях сравнений

Легкий, высокий, мягкий, злой

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная


Задание 4. Спишите, раскрывая скобки и объясняя написание:

Его (не)уважительный и резкий ответ привел к необратимым последствиям. Нисколько (не)интересный рассказ я выслушал. (Не)брежный вид принял мальчик. Он построил (не)большой, а маленький дом. Ученик оказался не только (не)внимательным, но и (не)ряшливым. Этот старый стул оказался ничуть (не)нужным.

Задание 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание:

стекля…ый, звери…ый, журавли…ый, утре…ий, деревя…ый, мыши…ый, лимо..ый, оловя…ый, гуси…ый, ледя…ой

Задание 6. Спишите, раскрывая скобки и объясняя написание:

(ярко)красный, (юго)восточный, (двух)метровый, (средне)вековый, (русско)турецкий, (темно)синийЯ, (рабоче)крестьянский, (шахматно)шашечный, (иссиня)черный.

Задание 7. Выполните морфемный разбор слов. Объясните написание суффикса.

Туристский, киргизский, кавказский, таджикский, январский, стрелецкий


Карточка № 2.

Задание 1. Составьте краткую форму от данных прилагательных (образец: умный – каков? умён; можно использовать любой вопрос кратких прилагательных)

Холодный - ______________ Могучий - ________________

Весёлый - _______________ Прекрасный - _______________

Красивый - ______________ Смелый - __________________

Колючий- ________________ Ласковый - _________________


Задание 2. Укажите, какими по разряду являются прилагательные

Волчий, деревенский, синий, каменный, черный, лисья, мамина, пластмассовый, книжный, сильный.


Задание 3. Запишите прилагательные во всех степенях сравнений

Тяжелый, древний, низкий, строгий, добрый, быстрый

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная


Задание 4. Спишите, раскрывая скобки и объясняя написание:

(не забывайте сначала определить часть речи, чтобы выбрать правильно условие проверки)

(Не)далекий наш поход закончился сегодня утром.

Совсем (не)интересную книгу я прочел.

(Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным.

В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы.

Он показался отнюдь (не)вежливым.

Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.


Задание 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание:

Авиацио…ый,

кухо…ый,

единстве…ый,

песча…ый,

маши…ый, 

деревя…ый, 

орли…ый, 

глиня…ый,

стекля…ый,

оловя…ый





Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.