12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Георгиевна Дмитриенко279
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Дошкольники»
0

«Дыхательная гимнастика – важная часть в развитии речи дошкольника»

Доклад для воспитателей детского сада от учителя-логопеда

«Дыхательная гимнастика – важная часть в развитии речи дошкольника»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Развитие дыхания у детей младшего дошкольного возраста имеет большую роль в развитии речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Упражнения на развитие дыхания развивают равномерный, продолжительный выдох, формируют сильную воздушную струю, что очень важно для речевого дыхания.

Так же дыхательные упражнения способствуют снятию гиперактивности и импульсивности ребенка, успокаивают и концентрируют внимание.

Учить дышать правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных малышей. Для этого в младших группах детского сада можно использовать простые дыхательные упражнения, посильные даже детям 2-3 лет (например: петь гласные звуки; использовать игры на звукоподражание: Как мычит корова? – МУУУУ, Какой звук издает паровозик? – ту-ту-ту и т.д.), использовать дыхательные тренажёры. Существует и множество упражнений на артикуляционное дыхание (например: «часики» - воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз. Тик-так, тик-так! повторить 4-6 раз). Для детей старшего дошкольного возраста упражнения добавляются и усложняются, к примеру ребята могут выполнять некоторые упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Важно выполнять дыхательную гимнастику в проветренном помещении, до употребления пищи. Упражнения можно выполнять в различных позах: лежа на спине, сидя или стоя. Рекомендуется проводить гимнастику плавно, ритмично, обращать внимание ребенка на продолжительность вдоха и выдоха.

Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине.

Развитие дыхание у детей дошкольного возраста позволит:

- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков;

- Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе;

- Сформировать внятную связную речь;

- Скоординировать процессы речи.

Проведя дыхательную гимнастику во всех группах детского сада мы справляемся с рядом задач:

- формированием навыков правильного речевого дыхания;

- укреплением мышц лица и грудной клетки;

- улучшением функции внешнего (носового) дыхания;

- развитием фонационного (озвученного) выдоха;

- выработкой более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

- тренировкой речевого дыхания в процессе произнесения текста;

- профилактикой болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

- повышением умственной работоспособности детей;

- нормализацией звукопроизношения и просодических компонентов речи.

Заключение: развивая дыхания с раннего возраста уменьшаются риски речевых нарушений.



Используемая литература:

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.ИБеляковой. . –– М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

2. Буйко В. И Жанр: ‘Чудо-обучайка’ предназначена детям 3-6 лет для развития речевой моторики. Издательство: ЛИТУР Серия: Учимся играя ISBN: 5-89648-207-8, 5-89648-207-Х, 5-89648-207-3 Количество страниц: 32. 2005 г.

3. БурлакинаО.В "Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания", 2012 г. 260с. Санкт-Петербург Детство-Пресс. 

4. Гуськова А.АРазвитие речевого дыхания детей 37 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.























Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.