12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.

Правильное дыхание характеризуется следующим правилом: дышать надо через нос. Казалось бы, проще не бывает.

Однако, при обследовании слабо успевающих учеников выявлено, что более чем у 50% ребят нарушено носовое дыхание (хронический ринит, аденоиды, гипертрофия нёбных миндалин II и III степеней). Установлено, что способ дыхания и успехи в обучении тесно взаимосвязаны. От того, правильно ли дышит ребенок или нет, зависит его умственное и физическое развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен детскому организму.

Почему же вредно дышать через рот? Во-первых, воздух в легкие попадает значительно меньше, работают только верхние отделы, а соответственно, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, происходят изменения в голосе, нарушения речи, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Также, возникают трудности с пережевыванием пищи. Притупляется обоняние из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они могут искривиться, существует вероятность возникновения кариеса. Кроме того, застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. В связи с этим, ребенок, дышащий только ртом становится раздражительным, плаксивым, вялым и рассеянным.

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием вашего малыша. Если ваш ребенок поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит м открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первое из симптомов того, что малыш привыкает дышать неправильно.

Что же делать, если вы заметили, что ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения для правильного дыхания, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение – закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Систематические занятия звуковой гимнастики проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения.

Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через рот.

Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры – методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

Для улучшения дыхания через нос необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу – морковь, репу, жаренное мясо. Для улучшения дыхательных функций легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.

В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала – горячей водой (температура 38 – 40 градусов), затем прохладной, комнатной (температура 19 – 20 градусов).

Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченной воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5 – 7 дней, температуры воды понижают на 4 градуса, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких мероприятий строго противопоказано.

Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, реже – побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.

Теперь поговорим о воздухе. Воздух – среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Меделеева.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4 – 6 раз грязнее наружного и в 8 – 10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной   среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.

Поэтому необходимо чаще проветривать помещения. Кроме того, отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.

Здоровья Вам и вашим деткам! Дышите правильно! ))))

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.