12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Нина Николаевна289
Люблю школу и школьников уже 40 лет
Россия, Свердловская обл., Невьянск
Материал размещён в группе «Дистанционное обучение для педагогов»
7

Дистанционные формы внеурочной деятельности в работе с учащимися в условиях сельской школы

Костоусова Нина Николаевна, учитель литературы МБОУ СОШ п. Ребристый                                                                                                              Невьянского ГО Свердловской области

Сельская школа всегда отличалась от городской школы. Нехватка школьного оборудования, сейчас не хватает компьютеров, нет интерактивных досок, мультмедиа только в двух кабинетах. Компьютеры в классах уже устарели. Но все же педагоги школы стараются внедрить в учебный процесс видеофильмы, презентации, использовать мультимедиа.

Как- то я прочитала, наверное, всем известные слова: « Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Эти слова принадлежат известному американскому философу, педагогу и психологу ДЖ.Дьюи.

Несомненно, учитель должен идти в ногу со временем,чтобы не украсть у детей завтра.

Придя в новую сельскую школу, имея небольшой опыт работы с детьми в дистанционных мероприятиях, я поняла, как далеки дети поселка Ребристый от этого. Да, они знакомы с Интернетом, сидят в социальных сетях, таким образом общаясь со сверстниками. В дистанционных формах внеурочной деятельности они никогда не работали. А мне хотелось, чтобы они познали счастливые минуты творческой работы, принимая участие в сетевых проектах, конкурсах.

Активное внедрение в нашу жизнь сети Интернет привело к тому, что это стало уже необходимостью. Кроме этого, учащиеся, принимая участие в сетевых пректах, повышают свой познавательный интерес, получают положительные эмоции. учатся работать в команде, а также знакомятся с разными сервисами Веб 2.0. Они начинают осозновать, что кроме форумов в социальных сетях, есть насыщенная внеурочная деятельность в сети Интернет.

Я провела небольшое исследование на тему « Знают ли дети, что в Интернете можно тоже участвоваить в различных олимпиадах, проектах, конкурсах». Оказалось, что некоторые знали, но никогда не участвовали, другие — не знали.

Изучила книгу Е.Д.Патаракина “ Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю” Интересная мысль поразила меня: “ Сетевые сообщества в педагогической практике могут служить для воспитания следующих умений:

1. Совместное мышление. Участвуя в сетевых сообществах, у учащихся формируется позиция творческой, любознательной личности.

2. Толерантность. Расширяются горизонты нашего общения, мы сталкивемся с другими людьми разных социальных культур. Мы должны быть готовы понимать их.

3. Критичностьмышления. Здесь присутствует критическая дискуссия, которой дети учатся в сетевых проектах.

Работая с учащимися в сетевых проектах и конкурсах, опиралась прежде всего на знания, полученные на уроках информатики: владение компьютером, умение создать презентацию, создание  небольшоого видеоролика Учащиеся 7-8 классов этими умениями обладали.

Итак, с чего я начала наше путешествие по просторам Интернета с детьми нашей школы. У меня кружок” Юный журналист”. В кружок ходят учащиеся с 5-8 класс. Главная наша работа – научиться создавать красочную, объективную школьную газету. Поэтому знания , полученные на кружке, важны. Выпущены у нас в школе три номера школьной газеты “ Школьная страна”, каждый номер состоит их 10-12 страниц. Совместными усилиями детей и учителей создаются номера газет.

Но мне ведь надо привлечь детей к внеурочной дистанционной работе. Чтобы работать в сети Интернет, нужно очень хорошо знать правила. Таких правил мы нашли много, их проработали, изучили. А потом я рассказала детям об участии моих бывыших учеников в сетевых поектах, где они становились победителями. Вот это побудило нынешних учащихся попробовать свои силы в проектах. Итак, интерес пробудился.

На сайте методсовет я нашла сетевой проект “ В мире поэзии”. Привлекла к проекту учащихся 7 и 8 классов, двух девочек. У меня один ноутбук для всего кружка. Изучили положение, выбрали стихотворение Есенина. Научились делать видеоролик А ведь нужно продумать фон презентации, выбрать материал про поэта, нужный и важный. Участвуя в данном проекте, учащиеся присушивались к мнению друг друга, работали дружно, с увлечением, исправляли ошибки. В итоге мы стали лауреатами проекта “ В мире поэзии”, получили диплом лауреата.( Ссылка)

Другие дети тоже захотели участвовать в проектах. На сайте Открытый класс был проект к дню матери. В этом проекте участие принимали учащиеся 5-6 классов, две девочки. Они впервые участвовали в проекте, почувствовали ответственность за выполнение его заданий. С энтузиазмом и большим желанием трудили сь над проектом, в итоге стали побелителями, заняв второе место. (Ссылка)

Самый большой сетевой конкурс тоже проходил на площадке Открытого класса. Это исследовательский проект – конкурс “ История 90-х”, в котором мы попробовали работать уже командой. Помимо сетевых проектов, в которых принимали учащиеся, главный вид деятельности – это исследовательская работа. Благодаря этому виду деятельности, активно получают развитие не только личностные универсальные учебные действия, но и коммуникативные.

Пример участия учащихся в сетевом исследовательском проекте “ Исторические хроники 90-х” ( Ссылка)

Участие учащихся в дистанционных мероприятях дает свои положительные качества:

1.Формирование ИКТ – компетенций.

2. Формирование умений в самостоятельном нахождении нужной информации и в ее обработке.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Умение работать в коллективе, находить нестандартные решения в любой ситуции.

5. Давать объективную оценку деятельности не только своей команды, но и деятельности других команд, используя при этом критическое мышление.

6. Дистанционные мероприятия – это прежде всего учение для детей. Они обогащают свои знания новой информацией.

7. Формирование коммуникативных умений.

8. Развитие межличностного взаимодействия и сотрудничества: способности работать в команде; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения.

9. Формирование умений работы в сети Интернет: в wiki-среде; в сервисе Google; в блоге.

10. Совершенствование умений работы с цифровой техникой.

11. Формирование умений работы с программами обработки изображений и видео и др.

        Итак, первый год привлечения учащихся в дистанционные сетевые проекты и конкурсы для нас прошел успешно. Учащиеся отметили, что им было интересно работать в проектах, они проявляли самостоятельность в работе над заданиями, творческий подход, узнали много нового , путешествуя по музеям России. Участвуя в сетевом исследовательскои конкурсе “ Исторя 90-х” “ История школы поселка Ребристый”, они увидели свою родную школу с другой стороны, яркой, творческой, с замечательными творческими педагогами и учащимися. А узнав, что мы стали призерами этого конкурса , радости нет границ. Я не отбила у них желение участвовать в сетевых проектах в Интернете. А воспитание таких умений как совместное мышление, толерантность, критическое мышление успешно проходило у детей в совместной проектной деятельности

 

Использованная литература.

1. И.Д Патаракин “ Социальные сервисы веб-2.0 в в помощь учителю”.Москва, 2007 г.

2. Использование  интернет- технологий в современном образовательном пространстве. Часть2. СПБ.РЦОКОитт. 2008.

Опубликовано в группе «Дистанционное обучение для педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.