12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Светлана Кронидовна1706
Материал размещён в группе «ОРКСЭ »

Пояснительная записка


Что нельзя отнять, но можно потерять?

«Честь нельзя отнять, ее можно потерять», –– А.П.Чехов.

Честность, совесть, искренность, порядочность и т.д. Через эти этические нормы на уроках мы даём детям понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.


Дисциплина: ОРКСЭ

Тема: Совесть. Честность и искренность. Дружба и порядочность.

Класс: 4

Ожидаемые результаты:

Учащиеся свободно научатся выражать свои этические чувства, научатся понимать и сопереживать чувствам других людей, научатся высказать свою точку зрения на оценку событий, получат внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.



Инструкция по применению материала

Предлагаемый материал можно использовать на уроках ОРКСЭ при изучении тем нравственной проблематики.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. Выполняют задания учителя по предложенным алгоритмам.


























Тема урока «Совесть и порядочность»


Прочитай текст.

Старая женщина с мешком


Я был тогда довольно молод хотя и не юноша. Иду как-то улицей в своём поселке и догоняю незнакомую мне старую женщину с мешком за спиною. В мешке, видно, что-то тяжёлое, не по силам.

Я обогнал её, потом подумал: «Надо помочь». Но мешок меня смутил и вид старой женщины. Одет я был нарядно и чисто. Представил, как буду смешон с мешком, да ещё рядом – такая спутница. И я невольно ускорил шаг, уходя и оправдываясь перед собой: мол эта женщина мне не знакома и прочее.

И вот уже я почти ушёл, но оглянулся. Оглянулся и стало стыдно. Я воротился к старой женщине, взял её ношу, несмотря на протесты: «Измажешься… Я уж сама как-нибудь…»

Ноша для меня оказалась совсем не тяжёлою. И мешок был довольно чист.

Помог я и отправился своею дорогою, а в след мне неслось благодарное: «Дай тебе бог… Спаси и сохрани… И матери твоей…»

На душе было славно, и казалось, что люди глядят на меня, одобряя.

Два квартала всего, десять минут ходьбы. А вот и теперь, через столько лет, воспоминание греет душу.



Борис Екимов. Вестник «ЗОЖ» №20 2013 г.




t1636735832aa.png





Игра «Древо мудрости»

Дидактическая цель: научить детей внимательно изучать предлагаемый текст.

Оборудование: распечатанные тексты, заготовки для записок, скрепки по количеству детей, изображение дерева.

Задания даёт учитель.

Внимательно прочитайте текст. (Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом 2-3 мин)

Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Изображение дерева на доске)

Теперь по очереди каждый подходит к дереву, "срывает" записку, читает вопрос и даёт полный ответ.

Остальные оценивают вопрос и ответ.



Учитель заранее прикрепляет к дереву несколько вопросов и заданий.

После того, как дети ответили на вопросы одноклассников, учитель предлагает ответить на её вопросы.

Знал ли главный герой рассказа о том, что надо помогать пожилым людям?

Почему он сразу не решился помочь старой женщине?

Что заставило парню вернуться к старушке?

Что почувствовал герой рассказа после исполненного долга?

Приведите подобные примеры из вашей жизни.

t1636735832ab.png

Рефлексия. Игра «Шаг за шагом»

Необходимо пройти к доске и на каждый шаг попробовать дать ответы на вопрос, чему научил рассказ, о чем заставил задуматься.

Тема урока «Честность и искренность»

Прочитай текст.

Чужой бумажник

В те годы мы с мужем жили в шахтёрском городке, воспитывали двух сыновей, работали. Жили бедно, питались скромно, одевались – тоже. Из мебели – самодельный кухонный стол. Но никто не роптал. От организации, где я работала, дали двухкомнатную квартиру. Мы были так счастливы!

Однажды по работе меня отправили в другой город на трёхдневный семинар. Я села в троллейбус, битком набитый пассажирами и поехала в гостиницу. Ехать не близко, но мне повезло – через две остановки освободилось местечко у окошка. Одну сумку поставила у ног, вторую взяла на колени. Вдруг нога наступила на что-то твёрдое. Наклоняюсь… то, что я подняла с пола, обожгло руки. Это был солидный, туго набитый деньгами мужской бумажник. Механически раскрыв его, я увидела такое количество купюр, что мне и не снилось! Не помню сколько минут я была в оцепенении. В чувство привели слова кондуктора, что следующая остановка Ворошиловский проспект. Мне легче было сойти через заднюю дверь, но почему-то я направилась к передней. В памяти всплыли мамины слова: «Бедность не оправдывает воровство».

Выходя, я остановилась и протянула руку с находкой женщине-водителю. Та с недоумением посмотрела на меня, но бумажник взяла. Я сказал ей: «Кто-то потерял. Завезите в отделение милиции».

С лёгким сердцем я шагала по проспекту к своей гостинице. С плеч свалилась гороподобная тяжесть.

Когда рассказала мужу о своей находке, он ахнул. Долго молчал и вдруг неожиданно сказал: «Не радуйся, когда нашёл. А потерял – не плачь. Правильно сделала, что отдала водителю».



Манько Лидия. Вестник «ЗОЖ» №3 2016 г.


t1636735832ac.jpg





Вопросы учителя:

Как жила молодая семья?

Чему была рада семья?

Почему героиня рассказа не присвоила чужой бумажник?

«С плеч свалилась гороподобная тяжесть». Как вы понимаете это предложение?

Каким образом муж поддержал свою жену в её поступке?

Понравился ли вам рассказ? Что привлекло в нём? Какие чувства он пробудил у вас?



Игра «Дерево предсказаний».

Дидактическая цель: развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию, умение мыслить перспективно.

На доске рисуется силуэт дерева.

Ствол дерева. Ключевой вопрос «Нашёл чужой кошелёк. Что делать?»

Ветви дерева. Учащиеся предлагают варианты решений, которые начинаются со слов: «Возможно …», «Надо…», «Лучше…» и т.п.

Листья дерева. Дети обосновывают, приводят аргументы, которые доказывают или опровергают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).



Игра «Нарисуй карту»

Дидактическая цель: учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.

Содержание. Дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий по прочитанному рассказу, показать цветом характер героев. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.



















t1636735832ad.gif

Тема урока «Совесть. Честность и искренность»

Прочитайте текст.

Блестящий гвоздик

В то утро как-то особенно светлое и доброе я решила навестить соседа Павла Александровича. Он был болен и всегда лежал на печке. Приходя к нему, я тоже забиралась на печь, и мы начинали бесконечные беседы. Павел Александрович всегда радовался моему приходу.

Неожиданно во время разговора я заметила между печных кирпичей блестящий гвоздик. Он был несказанно красив – с круглой шляпкой, острым, как шило, концом. А как сверкал!

Желание заиметь гвоздик затмило всё на свете. Украдкой взяв находку в правую ручку и зажав крепко-крепко, я засунула кулачок в карман платьица. От накатившего волнения уже не могла больше оставаться на печке, что-то быстро сказала напоследок Павлу Александровичу и выбежала во двор.

Небо было голубое, безоблачное, но от пережитого оно вдруг показалось мне серым, тяжёлым. Да и вообще всё во дворе изменилось: анютины глазки почему-то отвернулись, куры закудахтали с каким-то сожалением. Кошка Мурка, которая подошла поздороваться, только толкнулась в мою туфельку, а не замурлыкала ласково. Воробышки, перелетая стайкой, зачирикали: «Во-риш-ка!» Ворона, спокойно сидевшая на крыше сарая, вдруг сорвалась, с шумом взмыла над моей головой, крикнув во всё горло: «Во-р-р-р! Во-р-р-р!»

А гвоздик всё это время колол и колол мне пальчик.

Я опрометью бросилась в дом, вновь забралась к Павлу Александровичу на печку, как бы вернулась к прерванной беседе и постаралась незаметно вернуть гвоздик на прежнее место между кирпичей.

Сосед посмотрел на меня удивительно светлыми добрыми глазами. Потом с трудом дотянулся слабой рукой до гвоздя, взял его и сказал: «Галочка, ты погляди какой у меня есть красивый гвоздик! Хочешь, подарю его тебе?»

Но я отрицательно замотала головой. Мне почему-то расхотелось принять такой роскошный подарок – то ли пальчик сильно болел, то ли душа страдала от содеянного. А у Павла Александровича из глаза выкатилась слеза.

Лишь спустя много лет я поняла, то это была слеза старого человека, который радовался за маленького человечка, только начинающего жить, но уже сумевшего победить самого себя.


Дресвянникова Галина Александровна. «Вестник ЗОЖ» №7 2014 г.


 Вопросы учителя:

Понравился ли вам рассказ? Что привлекло в нём? Какие чувства он пробудил у вас?

На сколько частей можно разделить данный рассказ?

-Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

-Как вы думаете, когда у Галочки появились муки совести?

-Почему героиня рассказа всю жизнь помнит о соседе Павле Александровиче?

-Как бы вы озаглавили этот рассказ по-другому?



Игра «Пять шляп»


Цель: активировать мозговую деятельность.

Оборудование: пять листков с заданиями для групп, 5 шляп.

Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий – 5-7 мин)

Учащиеся делятся на пять групп, получают шляпы пяти цветов и задания в соответствии цвету шляпы.



t1636735832ae.png

1 группа – Белая шляпа. Найдите в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Подчеркните нужные слова в тексте.




t1636735832af.png

2 группа - Красная шляпа. Что почувствовали, какие чувства испытали при чтении рассказа. Напишите на листочке.



t1636735832ag.png

3 группа – Жёлтая шляпа. Найдите только положительные стороны героев рассказа, только всё самое хорошее. Напишите ответ.



t1636735832ah.png4 группа – чёрная шляпа. Покритикуйте героев рассказа, найдите отрицательные стороны. Попытайтесь предостеречь нас от таких ошибок. Напишите ответ.





5t1636735832ai.png группа – Зелёная шляпа. Подумайте, как можно было поступать героям по-другому. Придумайте новый способ развития событий. Можно написать ответ.







Задание «Подбери пословицу»


Дидактическая цель: Учить детей понимать прочитанное, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление.

Оборудование: карточки с пословицами.

Содержание: на листке записаны пословицы, учащимся нужно выбрать те из них, которые соответствуют основной мысли произведения, отметить галочками или плюсиками.


Стыд – брат совести.


Ученье – лучшее богатство.


Честь лучше богатства.


Всякое уменье трудом дается.


У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.


Чистая совесть не тонет.


Человек с нечистой совестью всего боится.


В семье, где нет согласия, добра не бывает. 





Опубликовано в группе «ОРКСЭ »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.