12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серых Светлана Валентиновна315
Россия, Иркутская обл., Братский район поселок Озерный

Доклад

по теме самообразования:

 

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

 

 

учителя технологии

МКОУ "Озернинская СОШ"

 

Серых Светланы Валентиновны

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………………5

  1. Исследовательская деятельность – история вопроса…………………………5

1.2 Исследовательская деятельность учащихся...................................................6

1.3 Методы проекта исследовательской деятельности…………………………..9

1.4 Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии……………11

1.5 Навыки для создания исследовательской деятельности……….……………14

2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ МОУ СОШ ОЗЕРНИНСКОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………...……………………...17

2.1 Основные компоненты проекта………………………….…………………….17

2.2 Составление технологической карты урока на примере проекта «Блюда из яиц»……………………………………………….…………………………………21

2.3 Проект проведения общешкольного мероприятия к 8 марта «А ну-ка, девочки»………… ………………………………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………...46

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………...46



 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбор профессии для учащихся начинается со школьной скамьи. И во многом им помогает урок технологии. Технология – это творчество, работа, мастерство и, конечно, метод проектов. Методом проектов пользуются на уроке, изготовляя различные изделия. Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана по удовлетворению какой-либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия, оценку качества и определение реального спроса на это изделие и услугу.

Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. На первом уроке необходимо провести инструктаж, познакомить обучающихся с основными приемами работы, а на заключительном - оценить работу над проектом школьников.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

Исследовательская деятельность связана с решением учащимися

творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

Несмотря на то, что исследовательская деятельность является

самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Цель проекта - создать практические рекомендации педагогам по внедрению в обучение технологии исследовательской деятельности учащихся, как способ формирования практических умений, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления в условиях модернизации образования.

Повышение качества образования и формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности – одна из важнейших задач модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Таким образом, навыки исследовательской деятельности учащихся является актуальной проблемой процесса обучения.

В данной работе представлен опыт развития навыков исследовательской деятельности в процессе обучения на уроках технологии. Тематика и актуальность выбранной темы определяет следующие задачи:

на основе изученной литературы выявить назначение исследовательской деятельности в учебном процессе;

выявить, методы и навыки проектной деятельности;

обобщить основные компоненты проекта;

рассмотреть на примерах проектно-исследовательскую деятельность;

 


 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Исследовательская деятельность – история вопроса

 

Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения. В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося.

А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. «мотивом»» [9]. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами» [21]. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [2].

 

 

1.2 Исследовательская деятельность учащихся

Под исследовательской деятельностью понимается «творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом ».

Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

В последнее, время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения -создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.

Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. В соответствии с реальной ситуацией автор выделяет наиболее значимые позиции:

активная мыслительная деятельность,

самостоятельное приобретение знаний,

умение работы с источниками информации,

поиск рациональных способов решения задач,

сотрудничество,

поэтапное формирование навыков.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение;

обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Исследовательская деятельность может быть включена:

в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантная технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам);

в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории, научного исследования, теоретические специализированные предметы);

в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям);

индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований);

систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции).

Элементы исследовательской деятельности, используемые на уроках технологии:

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Из сказанного, можно сделать вывод, исследовательская деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентностных» предметов, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

 

 

1.3 Методы проекта исследовательской деятельности

 

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

При использовании метода проектов на уроках учитель не объясняет материал. Он предлагает обучающимся ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие и просит их обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем учитель предлагает ребятам наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Он ничего не комментирует, предоставляя в дальнейшем обучающимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение обучающегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают обучающиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности обучающихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы, становится поиск способов решения проблемы.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащиеся проходят все этапы научного творчества:

возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);

этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).

Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.

 

1.4 Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на взгляд автора, имеет и ещё одно немаловажное значение – это социализация личности учащегося, преодоление не комфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.

В своей практике автор использует 3 группы исследований (последние, из которых применяются чаще остальных):

Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся. Примером такого монопредметного исследования, например, по технологии могут стать работы «Структура швейной машинки», «Техника вязания крючком» и т.д.

Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Примером такого исследования является проект «Домоводство в разных странах мира», «История изобретения швейной машинки».

Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учеников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Например, исследовательская работа «Рецепты рыбного пирога от наших бабушек », выполненная ученицами 7-ого класса, основана на личных приготовлениях пирога по нескольким рецептам. В проекте использованы фотографии, пироги, рецепты.

Обучение учащихся началам проектного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения.

Навыки исследовательской деятельности автор рекомендует формировать с 6-ого класса. Как правило, это монопредметные групповые кратковременные проекты. При работе над ними ребята учатся выделять проблему, определять цели и задачи, собирать материал по теме из разных источников, готовить презентации и выступать публично. Важно также познакомить учащихся с методами исследований. Ребята с удовольствием готовят устные сообщения и доклады, презентации, пишут рефераты. В 7-8 классах исследовательская деятельность усложняется: проекты становятся индивидуальными, долгосрочными и межпредметными. В старших классах преобладают надпредметные проекты, выходящие за рамки учебных программ.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...

 

 

1.5 Навыки для создания творческих проектов

 

Проект является привлекательной для учащихся оригинальной формой работы, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности, прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их. Мотивами могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения, эмоции.

Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер.

Проект учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, получать в ходе выполнения задания значительно больше знаний, чем дает урок. В ходе длительного, тесного сотрудничества учителя и ученика удается выяснить то, что раньше не замечалось. Только в личной беседе с учащимся можно выявить, что им движет, в чем его слабые и сильные стороны. Эти занятия помогают подросткам преодолеть себя, поверить в свои силы, и даже иногда раскрыть способности, о которых они и сами не подозревали.

Ведущая педагогическая идея - сотрудничество учителя и ученика как равноправных соучастников процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний.

Цель организации проектной деятельности: научить учащихся формулировать прикладную проблему, организовывать свою деятельность, добиваться нужного результата, сформировать способности анализировать конкретные ситуации, навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, подготовить учащихся к профессиональному выбору.

Работа над проектом начинается с постановки проблемы (задачи). Делается это обычно одним из следующих способов:

создание проблемной ситуации (сообщение учителя или учащихся, ситуация на уроке, постановка опыта, демонстрация модели и так далее);

анкетирование учащихся с целью выяснения интересующего их круга проблем.

Далее более конкретно определяется тематика проекта, его тип (кратковременный, долговременный, исследовательский, предметно-ориентированный, индивидуальный, групповой и так далее).

Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно:

выдвигать темы проектов;

определять свою позицию;

вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы;

понимать роль и значение групповой работы.

Среди проектов в нашей практике особое место занимают интегрированные естественно-научные проекты.

Выполнение таких проектов создает условия для закрепления общеучебных умений и усвоения собственно научных. Проект преследует комплексную цель: формирование целостного подхода к восприятию окружающего мира через межпредметные связи, развитие навыков исследовательской деятельности, сбора и обработки информации, развитие способности мыслить категориями целостных систем и предсказывать последствия изменения любой части системы, создавать условия для эмоционального погружения в контекст реальной жизни как необходимого компонента реализации творческого потенциала учащихся.

Для успешной защиты проекта требуется серьезная теоретическая подготовка, которая занимает иногда несколько месяцев (долговременные проекты).

Работа над проектом - это кропотливый труд, в ходе которого ученики сотрудничают и друг с другом, и с учителем, и находят дополнительные источники информации.

Любой проект, как правило, предполагает экспериментальные исследования. Так, изучая влияние электромагнитного излучения на организм подростка, учащимися были разработаны пакеты заданий по проверке влияния времени работы на компьютере на логическое мышление, внимание, вычислительные навыки. Одним из методов получения информации стало анкетирование сверстников. Чтобы расширить число респондентов, анкеты распространялись среди учащихся четырех близлежащих школ.

Результатом работы над проектом является формирование единого естественно-научного подхода к решению сложной проблемы здоровья подрастающего поколения, выработка умения работать с литературными и другими, источниками информации, развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, сопоставления), формирование умения выдвигать гипотезы, проблемы, искать пути их решения (например, членами проектной группы были составлены рекомендации сверстникам для поддержания и укрепления здоровья), развитие умения выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, оформлять и представлять подготовленный материал.

Задача руководителя в проекте - сделать так, чтобы дети большую часть работы выполняли сами, без вмешательства взрослых. Очень сложно удержаться от подсказки, когда ученики «идут не туда». Но одна из задач проекта: формирование собственного опыта решения проблемы и тут надо дать учащимся и возможность ошибиться, и возможность самостоятельно исправить свою ошибку. В процессе выполнения проекта необходимо стараться не контролировать каждый шаг учеников, а помогать им только тогда, когда они обращаются за помощью. Но и оказывая помощь, не давать готовые решения, а предлагать возможные варианты, чтобы у детей всегда была свобода выбора и уверенность в собственном решении поставленной задачи.

Много времени уделяется подготовке команд к защите проекта. Здесь можно выделить следующие этапы:

оформление материала на стендах из ватмана (с фотографиями, рисунками схемами раскрывающими суть проекта);

подготовка устной презентации проекта (она может сопровождаться показом слайдов, компьютерной презентации);

подготовка к ответу на возможные вопросы оппонентов;

создание папки проекта, в которой сохраняются все документы, рассмотренные в ходе проекта.

Конечная оценка работы осуществляется учащимися и учителем по окончании защиты. В ходе обсуждения выясняется, что удалось, что не получилось, причем обсуждается также и организация работы над проектом в группе.

Следует отметить, что метод проектов позволяет не только решить вопросы приобретения знаний, но и выработать у школьников культуру общения, способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

 

 

2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ ОЗЕРНИНСКОЙ ШКОЛЫ

2.1 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА

Начинать проект стоит с определения потребностей и краткой формулировки задачи. Проще говоря - это исследования на тему: для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно с таких слов: «Разработать и изготовить…»

У каждого человека есть потребности, требующие удовлетворения. Различают потребности:

- физиологические (пища, вода, воздух, жилье и другие)

- в безопасности и сохранении здоровья (передвижение на улице при гололеде, медицинское обслуживание и другие)

- интеллектуальные (образование, посещение выставок, театров и т.п.)

- в общении и уважении возможность выразить себя)

- в самовыражении (возможность проявить свои знания, умения).

После определения потребностей переходим к следующему этапу - набор первоначальных идей. Ученику необходимо поразмышлять о вариантах выбранного изделия. К примеру, для изделий, изготовляемых из бумаги, картона и ткани, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов. Чем больше выдвинуты различные идеи, тем легче найти самый верный путь по удовлетворению потребностей человека. Научиться выдвигать идеи поможет выполнение упражнения №1 «Мозговой штурм»:

Учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека. Один из членов группы ведет запись идей на большом листе бумаги. Лист располагается горизонтально, и записываются все мысли по мере их возникновения по всему полю листа. Можно начать «мозговой штурм» с ответов на вопросы, которые перечислены в схеме 1.

Схема 1 – упражнение Мозговой штурм.

Почему используется?

 

 

В чем новизна?

 

Конкретное изделие

 

 

 

Где используется?

 

 

 

 

Когда используется?

 

 

 

 

Кем используется?

 

 

 

Перед тем как выполнить задания, ограничьте себя во времени. Подумайте, и представьте как можно больше идей. Вовремя этого упражнения не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Надо записывать все идеи, стараясь, что бы их было как можно больше. Затем совместно с другими учащимися выбрать лучшую идею или лучшую комбинацию идеи. Рассказать учителю, почему была выбрана данная идея.

Стоит отметить, что необходимо проработать одну или несколько идей. Для этого можно использовать простые модели из бумаги и картона, это поможет принять правильное решение. Чтобы найти лучший способ получения необходимой формы или соединения деталей, можно экспериментировать, используя отходы материалов. В ходе проработки идеи хорошо делать эскизы и записи, чтобы отражать те решения, которые были приняты.

Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

Выбрав и проработав лучшую идею, ученик переходить к планированию и изготовлению изделия. Этот процесс предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа займет большую часть времени, отведенного на проект.

Завершающим этапом проектной деятельности, является оценка и испытание проекта. Дать изделие человеку, которому оно предназначается, попросить его воспользоваться изделием и оценить, насколько оно отвечает потребностям. Проанализировать, соответствует ли изделие выбранным критериям. Самый важный вопрос: анализ и оценка сильных и слабых сторон своей работы над проектом.

 

Пример 2 - ПРОЕКТ «ВОСКРЕСНЫЙ ЗАВТРАК»

Воскресный завтрак в кругу семьи - это небольшой праздник. Его можно организовать для своих близких. Надо провести исследование и выяснить вкусы каждого, чтобы всем членам семьи он доставил удовольствие. Затем проанализировать ответы и принять решение о проектировании воскресного завтрака. На схеме представлены проблемы, которые надо рассмотреть при проектировании воскресного завтрака.

 

Проект воскресного завтрака может включать приготовление различных бутербродов, салатов, блюд из яиц, кофе или чая.

В своей практике автор использовал тему «Блюда из яиц. Омлет с колбасой и зеленью».

Схема 2 – Оценка проекта «Воскресный завтрак»

 

Экономические показатели

 

 

Технология приготовления блюда

 

 

 

 

Экологическая оценка

 

 

 

 

 

Воскресный завтрак

 

Ознакомление с кухней

 

 

Оформление готового блюда

 

 

 

Сервировка стола

 

 

 

 

2.2 Составление технологической карты на примере проекта «Блюда из яиц»

В предыдущей главе говорится, что процесс планирования и изготовление изделия предусматривает разработку технологической карты. Автор считает ее одной из основных составляющих проектной деятельности. Ее подробное составление предлагается рассмотреть далее.

Предмет: Технология 5класс

Тема: Технология приготовления пищи. Блюда из яиц. Омлет с колбасой и зеленью.

Цель урока: Образовательные: Познакомить учащихся с блюдами из яиц. Научить учащихся готовить омлет с колбасой и зеленью, используя технологическую карту. Ознакомление с вариантами их оформления.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

Оборудование: Наглядные пособия: плакаты с изображениями блюд из яиц, рабочие карточки, принадлежности для сервировки стола, посуда для приготовления блюда, продукты (яйца, колбаса, молоко, соль, зелень, масло), тетради, одежда для занятий кулинарией, ноутбук, проектор.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Профориентация: Знакомство с профессией повара.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: Беседа, объяснение, показ, самостоятельная работа.

Словарная работа: овоскоп, омлет, пашотница.

 

Таблица 1 – Планируемые результаты

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

 

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

 

 

Таблица 2 – Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ууд

1. Организационный

момент

Проверка готовности учащихся

к уроку

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся

к уроку. Проверка

отсутствующих.

Подготовка к уроку

Эмоциональная

мотивация на

учение (Личностные)

Планирование

совместного

сотрудничества (Коммуникативные)

2. Повторение пройденного материала

- каким может быть наш завтрак?

- сколько блюд можно включить в завтрак?

- часто в завтрак включаются блюда, приготовленные из яиц. Какие блюда из яиц вы знаете?

 

 

Активизация обучающихся с использованием вопросов

-отвечают на вопросы,

-рассуждают,

- приводят примеры

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Изучение нового материала

Постановка вопросов. Формулирование вместе с учащимися темы урока.

 

В древности считали, что из

яйца вылупилась вся наша

вселенная и произошла всякая

жизнь. Весь мир был подобен

огромному яйцу: скорлупа - это

небо, пленка - облака, белок -вода, желток - земля. Яйцо,

таким образом, осмыслялось

как начало всех начал, символ

плодовитости и жизненной

силы.

Яйца –ценный продукт

питания.

Яйцо состоит из яичного белка

и желтка.

Желток содержит: белки, жиры

и холестерин.

Яичный белок состоит на 90%

из воды, на 10% из белков (2

слайд)

Яйца - единственный продукт,

который усваивается нашим

организмом на 97-98%. Они

полезны для кроветворения,

укрепляют кости и суставы,

стимулируют иммунную

систему, повышают

умственную

работоспособность.

Рассмотрим строение куриного

яйца (3 слайд)

В таблице представлен вид

куриного яйца, которое можно

употреблять в пищу и

примерная масса одного яйца

(4 слайд)

(5 слайд) Диетическое (срок

хранения до 7 суток). Столовое

(срок хранения от 7 до 30

суток)

(6 слайд) 1 способ. Свежесть

яиц можно определить через

овоскоп. Свежее яйцо

просвечивается, не свежее-нет.

(2 способ) При разбивании

яйца:

- свежее яйцо с округлым,

пышным желтком, в белке есть

густой желейный слой,

окружающий желток и более

жидкий внешний слой;

- через неделю – желток более

плоский и два слоя белка мало

заметны

(7 слайд) 3 способ. Погружение

в воду (в одном стакане воды

растворить одну столовую

 

ложку соли и опустить яйца

- Яйцо свежее - опустилось на

дно

- Недостаточно свежее -поднимается чуть выше дна

- Недоброкачественное -находится на поверхности

жидкости

Яйца хранят в холодильнике,

целыми и свежими

(8 слайд) в сыром виде;

в варѐном виде;

в жареном виде;

использовать для

приготовления салатов,

закусок, выпечки кондитерских

изделий, украшении блюд,

приготовление кремов и

начинок (9 слайд)

Сальмонеллёз — острое

кишечное инфекционное

заболевание животных и

человека, вызываемое

бактериями сальмонеллами.

Отравление может

происходить, если в пищу были

употреблены не качественные

продукты животного

происхождения (мясо и мясные

продукты, молоко, яйца,

особенно утиные и гусиные)

(10-11 слайд)

- Перед приготовлением яйца

необходимо тщательно

вымыть.

- Никогда не варите яйца сразу

из холодильника, потому что

очень холодные яйца,

которые кладут в горячую

воду, скорее всего, лопнут.

- Никогда не варите яйца

слишком долго (желтки

потемнеют, белок будет

похож на резину).

- Используйте маленькую

кастрюлю - когда слишком

много места, яйца могут

стукнуться друг о друга и

потрескаться.

- Помните, что у яиц есть

подушечка на тупом конце,

где собирается воздух. Во

время варки там может

собраться давление и

скорлупа потрескается. Чтобы

этого избежать, проколите

яйцо с тупого конца иголкой,

чтобы выходил пар.

- Если скорлупа яйца слегка

треснута, яйца надо варить в

солѐной воде, чтобы белок не

вытек.

- Сваренные яйца опускают в

холодную воду, чтобы они

легче очистились

Рассмотрим способы варки яиц

(12 слайд)

Всмятку , 2 мин. Белок

свернулся наполовину, желток

не свернулся.

«В мешочек» 4-5 мин. Белок

свернулся, желток не

свернулся.

Вкрутую 7-10 мин. Желток и

белок свернулись

Вареные яйца подают в

специальной рюмке

(пашотнице) на подставочной

тарелке с чайной ложкой (слайд

14)

(15 слайд) К жареным блюдам

относятся: яичница-болтунья и

яичница-глазунья, омлет

простой и омлет с начинкой,

яичницу также можно

приготовить с начинкой.

Обращение к личному опыту учащихся. Отгадайте загадку:

В белом мешочке

Жѐлтый камушек.

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

О чѐм пойдет речь на нашем

сегодняшнем уроке?

 

 

 

 

Тема сегодняшнего урока

«Яйца. Блюда из яиц. Омлет с колбасой и зеленью» (1 слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, какие виды

яйца используются в пищу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вы знаете о категориях

яиц?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли при покупке

определить свежесть яйца?

 

 

 

 

 

 

Что вы слышали о такой

бактерии, как сальмонелла и

заболевании человека

сальмонеллезом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно ли соблюдать какие-либо правила в процессе

приготовления блюд из яиц?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие способы определения

свежести яйца вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, что за блюдо

под названием яйцо-пашот?

Д/з. Узнать в Интернете что из

себя представляет блюдо под

названием яйцо-пашот

Определите правильность

сваренного яйца вкрутую,

используя слайд (13 слайд)

 

 

 

Кто из вас уже варил или

жарил яйца?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как нужно хранить яйца,

чтобы они не портились?

 

 

В каком виде можно

употреблять яйца в пищу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: яйцо

 

Выбор оптимального решения

(нет, да)

 

 

Фиксирование темы урока в

тетрадь

Наблюдение и

процессов( письмнная, устная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксируют основные понятия

в тетрадь

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

Формулирование проблемы.

Самостоятельное

выделение

познавательной

цели (Познавательные)

Выражение своих

мыслей,

аргументация

своего мнения (Коммуникативные)

Построение

логического

рассуждения (Личностные)

Целеполагание,

планирование

последовательности

действий

 

Постановка вопросов

Инструктирует по выполнению

практической работы

Вы разделены по бригадам.

Сейчас каждая бригада, изучив

технологическую карту (16

слайд), приступит к

выполнению омлета с колбасой

и зеленью. Я желаю вам

продуктивной работы, если

возникнут вопросы, я отвечу на

них

По окончании работы

необходимо убрать рабочее место.

Подведение к обобщениям:

 

Прежде чем приступить к

выполнению практической

работы, о чѐм мы должны

вспомнить?

 

Показ приѐмов нарезки колбасы

 

Проверка

Формулирование правил безопасной работы( техника безопасности при работе с ножом, плитой)

 

 

 

 

 

Выполнение практической

работы с использованием

технологической карты

 

 

 

 

 

 

 

Уборка рабочих мест

Используя технологическую карту учатся

готовить омлет с

колбасой и зеленью

(Познавательные)

Приобретение

новых знаний при

выполнении

практической

работы (Личностные)

Планирование

своей деятельности

для решения

поставленной

задачи, контроль

полученного

результата,

коррекция

полученного

результата,

саморегуляция (Регулятивные)

Умение работать в

бригаде,

распределять

технологические

операции (Коммуникативные)

5. Подведение итогов

Выполнив работу, вам

необходимо засервировать стол

и подать к столу омлет с

колбасой и зеленью

Рассказать о том, что

получилось на уроке, в чем возникли сложности.

 

Оценка выполненных работ

(совместно с учащимися)

Наблюдение и обсуждение найденных решений

Оценка и самооценка

- сервировки стола;

- дегустации;

- качества выполненной

работы по критериям.

Рассказ, прослушивание одноклассников

Умение задавать

вопросы, слушать и

отвечать на

вопросы других,

формулирование

собственных

мыслей,

высказывание и

обоснования точки зрения (Коммуникативные)

Умение обобщать и

делать выводы (Познавательные)

Умение

эстетически

оформлять блюдо

(Личностные)

Оценка

выполненной

практической

работы (Регулятивные)

6. Домашнее задание

Узнать в интернете рецепт приготовления яйца- пашот

Организовать дома для семьи воскресный завтрак, используя практическую работу урока.

Консультация по выполнению домашнего задания

Фиксирование домашнего задания

Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

 

7. Рефлексия

Постановка вопросов.

Подведение итогов урока.

- как мы работали?

- достигли мы цели урока?

А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение

-было интересно…

-было трудно…

-теперь я могу…

-я научилась…

-меня удивило…

-мне захотелось

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

8. Уборка кабинета

После проведения практической части урока уборка кабинета.

Контролирует работу

Моют посуду, подметают полы, выносят мусор.

 

2.3 Проект проведения общешкольного мероприятия к 8 марта «А ну-ка, девочки»

Этот проект помогает удовлетворить потребности учащихся в самовыражении, возможности выразить себя, признание достоинств.

Подготовка к конкурсу проходит заранее. Девочкам раздается домашнее задание.

Конкурсная программа: «А ну- ка, девочки!»

Ведущий: Добрый день уважаемые учителя, жюри, учащиеся и гости нашего мероприятия! Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь. И мы рады видеть вас в этом зале! Совсем недавно наступил большой радостный праздник – Международный Женский день – 8 марта. Этот праздник не зря называют праздником Весны. Ведь женщина – это вдохновение, это сама весна! Весной расцветают цветы. Посмотрите, сколько сегодня красивых девушек. Они все как цветы…

Ведущий: Международный женский день отмечают в начале первого месяца весны, когда солнце начинает пригревать землю, а на лесных проталинах расцветают подснежники, когда прилетают грачи. Женщины всего мира долго и упорно вели борьбу за свои права. В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собрались женщины-революционерки. А уже в 1913 году в России в первый раз был отмечен Международный женский день. Его провели в Петербурге под видом научной конференции.

Прошло много лет. Теперь мы каждый год открыто и торжественно чествуем женщин. В этот праздничный вечер мы с вами собрались в этом уютном зале для того, чтобы провести шоу-конкурс «А ну-ка, девочки!».

И мы приглашаем наших конкурсанток на сцену.

Девочки с 5-11 классы занимают свои места ( в команде по 3 человека)

Ведущий: Итак, позвольте начать наш конкурс «А ну-ка, девочки!»

Представление жюри.

Жюри оценивает каждый конкурс по 5 бальной системе.

Но сначала познакомимся с нашими участницами.

Поэтому объявляется первый конкурс «Визитка»

(Представление своей команды, название, приветствие жюри)

Наши участницы подготовили визитку, в которой расскажут о себе и мы узнаем о них получше. Первой на сцену приглашается девушки с 11 кл-по 5 классы. Конкурсантки выступают по очереди. Итак, объявляется

Конкурс «Кулинарная эстафета»

Представьте, что вас пригласили на царский пир. Там на столах были выставлены разные угощения, но все на букву «К». В течение 2 минут каждая команда на листках бумаги записывает возможные блюда. Сколько перечислено блюд – столько очков получает каждая команда.

Конкурс «Самая сообразительная»

(Понадобятся: салфетки.)

Участницам конкурса предлагается сложить салфетки для украшения праздничного стола. Чем больше вариантов, тем лучше.

Конкурс «Сама себе парикмахер»

(Понадобятся расчески, заколки, шпильки, резинки и лак для волос.)

Девочкам предлагается соорудить праздничную прическу и дать ей название.

Конкурс «Самая артистичная»

Участницы конкурса должны продемонстрировать свои артистические способности: спеть любимую песню, прочитать юмористический рассказ, инсценировать отрывок из пьесы и т. д.

Конкурс «Самая элегантная»

Это единственный конкурс, к которому девочки готовятся заранее. Каждая девочка для демонстрации готовит свою модель одежды. Хорошо, если будут представлены разные варианты: одежда для школы, дискотеки, субботника, для дома, деловой встречи, для разных времен года и т. д.

Девочки под музыку, под комментарий ведущего, проходят по подиуму, зрители аплодисментами награждают наиболее интересные модели. В конце показа все девочки выходят к зрителям.

Мини-викторина «Рукодельницы»

1. Носик стальной, хвостик льняной, сквозь полот¬но проходит, конец себе находит. (Иголка с ниткой.)

2. По реке взад-вперед Ходит, бродит пароход. Остановишь — горе! Продырявит море! (Утюг.)

3. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Швейную.)

4. Пляшу по горнице с работой моею,

Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)

5. Сижу верхом, не знаю, на ком, знакомого встречу — соскочу, привечу. (Шапка.)

6. Надену — ободом сведет, сниму — змеею упадет. Тепло не дает, а без него холодно. (Пояс.)

7. Упрятались голышки в лохматые мешки: четверо вместе, одна на шесте. (Пальцы в рукавичке.)

8. Скорчится — с кошку, растянется — с дорожку. (Веревка.)

9. Без рук, без ног, под лавку скок. (Клубок.)

10. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы.)

 

Конкурс «Автограф»

Участницам нужно собрать как можно больше автографов мальчишек за 1 минуту. Начинаем по моему сигналу.

Конкурс «Объяснялки».

Кто первый готов ответить, поднимаем руку, а жюри будет внимательно следить. По трём характерным действиям надо указать слово.

- Растёт на огороде; кладут в винегрет; бывает на платье (горошек)

- Её любят кушать; шофёр её крутит; это жена барана (баранка)

- Туда иногда садятся; сейчас ими пользоваться не модно; раньше их все одевали в дождь (Галоши)

- Это есть у девочек; бывает у песка; в деревне она нужна в июле (коса)

- Он бегает в лесу; так называется причёска у мальчиков; вкусно приготовленное мясо (Ёжик)

- Она растёт в поле; есть такая игра; когда на неё похож нос (картошка)

- Это проходит в школе; там выступает директор; там что-нибудь решают и кого-нибудь ругают (педсовет)

- Её любят все ученики; туда все спешат; после неё тяжело бегать (столовая)

- Некоторые любят его есть; его всегда не хватает; от него становишься грязным (мел)

- Без него нельзя обойтись; оно висит на стене; если я болею, мне мама говорит: «Позвони Маше и узнай» (расписание уроков)

Конкурс «Угадай мелодию».

Звучит мелодия и, если вы её знаете, то поднимаете сигнальную карточку. Кто первый поднял карточку, тот и отвечает.

Конкурс «Чей нос лучше?»

Команды, представьте, пожалуйста, по одной участнице.

Сейчас вам будут завязаны глаза и предложено по запаху определить предметы, находящиеся на подносе (яблоко, кусок мыла, духи хлеб, специи и др.)

Конкурс «Макияж»

Девочки с помощью красок (гуашь, акварель) должны через некоторое время на лице изобразить тот сказочный персонаж, который они вытянут на карточке. Например: Кощея, чертика или животных: тигра, кошку, лису и т. д.

Конкурс болельщиков

Пока девочки делают макияж, среди болельщиков проводится аукцион песен, где встречается женское имя. Команде, чей болельщик последним назвал песню, засчитывается дополнительный балл.

Конкурс «Танцуют все!»

Включается музыка, а вы всей командой должны станцевать соответствующий танец под музыку.

Критерии этого конкурса: умение двигаться под музыку соответственно ритму и характеру данного танца.

1."Неваляшки"

2. "В новых ритмах"

3. "Ламбада"

4. "Танец утят"

Конкурс «Болтуньи»

Всем известно, что девчонки большие болтуньи, поэтому наш следующий конкурс называется «Болтуньи». В течение одной минуты нужно без перерыва говорить.

(Можно просто фантазировать.)

Если участница будет останавливаться, то баллы снимаются.

Музыкальная пауза.

(Частушки в исполнении мальчиков.)

Частушки:

1.Откровенные ребята,

Не умеем мы тужить,

Без частушек-прибауток,

Ой, нам суток не прожить.

2.Мы, как видите, красавцы,

И сердца у нас горят.

Да к тому же мастера мы

Петь частушки для девчат.

3.Расцвели девчонки наши,

Как ромашки на лугу,

Ну, а песни распевают,

Словно пташечки в саду

4.Я скажу вам по секрету

Да про наших, про девчат:

Каждый день меняют платья,

Мы не можем их узнать.

5.Мы читаем и считаем,

Бывает двойки получаем.

Вам желаем только пять

На уроках получать.

6.Не смотрите так, девчонки.

Мы не заволнуемся,

Мы поучимся на слав

И посоревнуемся.

7.Перемыли всю посуду,

Навели порядок всюду.

Мы забыли слово лень

Вот что значит женский день.

8.Почему мы здесь все пляшем,

Почему мы здесь поём?

Потому что всех девчонок

Поздравляем с Женским днём!

9.Девочек сегодня поздравляем

И здоровья им желаем.

Мы подарки им вручаем

И не огорчать их обещаем.

10.Мы частушки петь кончаем

И теперь вам обещаем

Слушать вас всегда во всём,

Утром, вечером и днём.

Все участницы команд очень хорошо постарались сегодня. Но давайте теперь обратимся к нашему многоуважаемому жюри, которое всё это время оценивало старания участниц каждой из команд.

Пожалуйста, вам слово, уважаемое жюри!

(Жюри подводит итоги конкурсной программы, награждает победителей)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный теоретический анализ литературы и школьной практики по исследуемой проблеме позволил сделать вывод, что организация проектно-исследовательской деятельности предоставляет возможность успешно решать методические задачи.

В ходе экспериментального исследования были рассмотрены возможности организации исследовательской деятельности на различных этапах урока и проектной деятельности.

Полноценное внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс при выполнении описанных методов организации позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обучения по предмету.

Формирование навыков исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Исследовательская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса, так и для педагогического проектирования более эффективного исследовательского метода обучения. Вместе с тем, несмотря на эффективность исследовательского метода в процессе обучения, для того чтобы его внедрение происходило с наибольшей отдачей, следует, уделить внимание качеству и целесообразности его применения.

Результаты исследования показали, что проектная деятельность, так же как и формирование ее навыков может быть организована на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. Она правомерно может быть организована учителем при индивидуальной работе, работе в группах; при организации внутриклассной активизации и координации, через выполнение школьниками творческих работ. По отношению к содержанию учебного предмета исследовательская деятельность может выполнять различные функции, поддерживая собственную учебную деятельность ребенка.

Итак, из сказанного о роли проектно-исследовательской деятельности у учащихся можно сделать следующие выводы:

проектно-исследовательская деятельность пробуждает интерес у учащихся к познанию нового материала;

проектная деятельность помогает учащимся сформировать задачи, поставить цели, найти пути решения задачи и т.д.;

проектная деятельность стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

проектная деятельность – один из примеров преодоления пассивности учеников;

проектная деятельность воспитывает у учащихся дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.

4. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,С.80-88.

5. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики. – 1-е изд. – М., 1913. – С. 508.

7. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Школьные технологии.-2001 №5, С. 146-149.

8. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Школьные технологии-1999 №1-2, С.132-137.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 303 с.

11. Малафеев Р.И. Проблемное изучение физики в средней школе. Из опыта работы: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.

12. Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. – 1968. – №6.

13. Павлова М, Сасова И, Гуревич М.И., Питт Д. Технология 5 класс. Учебник. – М.: Вентана-Граф. – 2010. – 168 с.

14.Пинский А.А., Абатурова В.В., Дерзкова Н.П. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития. М.: Альянс-Пресс, 2004. – 160с.

15. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2003. – 296с.

16. Сасова И.А. Технология. Метод проектов (Алгоритм успеха). – Изд-во: Вентана-Граф. – 2015. – 168 с.

16. Синенко, В. Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие / В. Я. Синенко. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008.

17. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для студентов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.

18. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1980.

19. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

21. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.

22. www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

23. www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

24. www.uchkopilka.ru

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «А НУ- КА, ДЕВОЧКИ!»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОМАНДЫ ПОКАЗЫВАЮТ СВОЕ МАСТЕРСТВО В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОНКУРСЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОНКУРС ПРИЧЕСОК «САМ СЕБЕ ПАРИКМАХЕР»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КОНКУРС «МАКИЯЖ»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.