12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Амина Ю.3429
С детства любознательна . Люблю читать, саморазвиваться.
Россия, Дагестан респ., Охли

 

МКОУ «Охлинская СОШ»

Доклад «Культура речи учителя»

Выполнила: учитель русского языка и литературы – Омарова А.Ю.

 

Цель: изучить понятие культуры речи учителя, ее компоненты на своих примерах.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному понятию.

2. Изучить ключевые понятия темы исследования.


 

 

Доклад «Культура речи учителя»


 

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых человечеством. Носители культуры – люди.

Культура речи – одна из составляющих частей мастерства учителя, основа педагогического мастерства. Учитель – носитель культуры поведения, культуры речи, общения, который воспитывает культуру в последующем поколении. Компонентами культуры речи учителя являются: дикция, выразительность, интонация, ясность изложения, немногословие, грамотность построения предложений, образность речи, правильное ударение в словах, исключение режущих слух слов (жаргонной лексики, слов – паразитов, модных словечек), тон и темп речи, словарное богатство, логика изложения мысли, эрудиция.

Учитель должен постоянно работать над собой, самообразованием и самосовершенствованием, культурой, тогда он всегда будет востребован, интересен и ученикам, и коллегам. В первую очередь учитель должен обращать внимание на грамотное построение фраз, это облегчает понимание учащимися учебного материала, при этом речь учителя должна иметь не просто грамотный вид, но и обладать осмысленностью, содержательностью. Тон учителя должен быть уверенным. Дети все чувствуют, и не слушаются неуверенного в себе учителя, но слишком властный тон тоже имеет обратный эффект - отталкивает учащихся. Дикция тоже играет немаловажную роль, выразительность, тональность. От недостатков в речи учитель должен избавляться с помощью специальных упражнений: скороговорки, уроки сценического и актерского мастерства и т.д.

Учитель всегда являлся эталоном, образцом для подражания в обществе, на который ориентируются ученики и даже стараются подражать ему. А это значит, что позволенное «обычным» людям, не позволено учителю. Очень часто ученики следят за учителем, что он позволяет себе, другим в школе, классе, дома, на улице, следят за речью учителя. Если он позволяет себе нецензурно выражаться, ругаться, истерить в школе, на улице, то будет неудивительно, что скоро себе это будут позволять и ученики. Особенно за своей речью следует следить учителю русского языка и литературы. ЕГЭ актуально и по сей день, его никто не отменял, и в его основу включены задания, требующие соблюдения орфоэпических, грамматических, лексических, пунктуационных и синтаксических норм. Учитель обязан следить за выполнением заданий, упражнений для формирования и развития у учащихся необходимых компетенций. Это востребовано в школе с введением ФГОС. При разговоре со взрослыми людьми, а зачастую с теми, у кого есть высшее образование, замечаю, что они нормы произношения и правильного расставления ударения не соблюдают. К примеру, такие слова как оптовый, каталог, жалюзи, звонит – при произнесении этих слов многие делают ошибки, расставляя ударение. А эти слова входят в минимум слов, которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ по русскому языку. Когда ученики слышат правильное ударение в этих словах, они восклицают, что все эти слова произносят по другому. Приходится переучивать детей, объясняя, что не всегда массовость - синоним грамотности, правильности. При этом нужно постоянно следить за собой, следить за новостями в сфере образования, чтобы всегда быть «в тренде». Это нелегкая задача, которая основывается на постоянности работы над собой, оттачивании педагогического мастерства и понимании, что учиться ни когда не поздно, не стыдно, а также на том, что нельзя устанавливать «потолок учительских знаний» и останавливаться на мысли «я знаю все, и мне больше нечему учиться». Для толкового учителя, смотрящего в будущее, нет предела самосовершенствованию и саморазвитию. Учитель всегда должен быть открыт для знаний и нести в себе свет, культуру поведения и речи.

Использованная литература (интернет – ресурсы):

1.  http://opace.ru/a/pedagogicheskaya_kultura_lichnosti_kultura_rechi_pedagoga

2.  http://psyera.ru/kultura-rechi-pedagoga_7550.htm

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.