12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
2

Проектно-исследовательская работа «Дом-музей летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в д. Березкины Оричевского района»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области

Исследовательский проект

Дом-музей летчика-космонавта СССР,

дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных

в д. Березкины Оричевского района

Выполнили: ученики 5в класса

Савиных Елена,

 

Руководитель :

Панагушина Елена Аркадьевна

методист Дома творчества

 

 

2016 г.

Содержание

Введение. 3

I. Обзор литературы. 4

1.1.Биография космонавта. 4

1.2. Родители. 7

1.3 Деревня Березкины. 7

II. Методы исследования. 8

2.1. Этапы работы. 8

III. Результаты исследования. 9

3.1.История создания дома-музея. 9

3.2. Музей в настоящее время. 10

3.3. Беседа с мамой, классным руководителем, местными

жителями . 11

3.4.Результаты опроса. 12

3.5. Результаты анкетирования. 13

Выводы 14

Список используемой литературы. 15

Приложения 16

Введение

Однажды мы с одноклассниками посетили в деревне Березкины Оричевского района дом-музей летчика-космонавта В.П. Савиных. Наш земляк является пятидесятым космонавтом нашей страны и 100-м посланцем планеты Земля. Он участвовал в трех космических полетах, выходил в открытый космос. И это простой Оричевский парень.

День весенний расцветает,

И поют поля,

Что таких сынов рождает

Русская земля!

Этот голос поля древний

Он с собой унес

И Березкины- деревню,

Где мальчишкой рос.

Потому ль волшебной силой

Он налиться смог,

Что живет в большой России

Этот уголок ?!

Мы заинтересовалась историей этого музея. Музей существует более 25 лет и хорошо известен в Оричевском районе, а мы, учащиеся, так мало знаем об его истории и становлении.

Цель: каждый образованный человек должен знать и гордиться историей своей страны, своего поселка или деревни, своей школы, уважать людей, с которыми он живет, учится, работает.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющиеся материалы о жизни и научной деятельности выдающегося Кировчанина, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Виктора Петровича Савиных;

2. Изучить и проанализировать историю создания и деятельность дома-музея летчика-космонавта Виктора Петровича Савиных в д. Берёзкины Оричевского района;

3. Выяснить, что знают сегодняшние школьники и взрослые о жизни и деятельности нашего земляка, сотого космонавта Земли;

4. В понятной и доходчивой форме донести до сверстников выдающийся вклад земляка в дело освоения космического пространства.

 

Гипотеза : Мы считаем,  жизнь и деятельность летчика-космонавта В.П. Савиных– является прекрасный примером для молодежи нового поколения.

Объект исследования: дом-музей летчика-космонавта Савиных В.П.

в деревне Березкины Оричевского района

Предметом исследования: является организация и проведение заочной экскурсии в дом-музей при помощи медиа материалов, отражающих содержание экспозиций музея.

Значимость работы:  данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в работе Оричевского краеведческого музея, а также при проведении классных часов в школе и на районной краеведческой конференции.

 

I. Обзор литературы

1.1.Биография космонавта

7 марта 1940 года, в неприметной маленькой деревушке Березкины у молодоженов Савиных родился первенец, назвали его Виктором. Родители были довольны и счастливы. Но, недолго пришлось им наслаждаться счастьем: через год грянула война. Отец Виктора в числе десятков своих сельчан ушел на войну буквально в первые дни. Малолетнему сыну пришлось испытать и голод, и холод военной поры. Дети военных лет... Мальчишка на попечении бабки и деда. Немудрящая еда-завариха да картошка. Мама всегда в работе.

Витя рано начал помогать матери. С 5 лет пас коров. В шесть с половиной лет Витю отдали в школу. Хотя мать пробовала протестовать, но упрямый мальчик настоял на своем. Был он не высок ростом, худ, подвижен. Был очень любознательным, любил природу, тянулся к знаниям. Особенно мальчику нравились точные науки: математика, физика, химия. Очень любил литературу. Дети того времени нужду знали, и цену труда понимали, и учиться любили. Учителя как могли, готовили своих учеников к жизни, учили не бояться никакой работы: и заготовка дров на лесных делянках, и распиловка дров для школы, и посадка деревьев, и уборка картошки. Несбыточных мечтаний Виктор не имел. Ставил ближайшую цель, но двигался к ней решительно, чувствуя уверенность в силах. Когда она достигалась, ставилась новая реальная цель. Эта жизненная позиция сохранилась на протяжении всей очень интересной жизни космонавта.

В разговорах с людьми, знавшими Виктора в иные периоды его жизни, с неизменным ударением будет звучать слово - большая работоспособность. Она - родом из детства. Пример отца и матери - вечных тружеников. Виктор не считал зазорным для себя выполнять любую работу по дому: с удовольствием мыл полы, ухаживал за огородом и домашней скотиной, дрова пилил и колол.

Трудно было деревенскому школьнику выбрать себе профессию. Кем стать, не знал, хотя желал учиться дальше. На семейном совете решили, что Виктор после 8 классов поедет в Свердловск к родственникам и попытается поступить в техникум железнодорожного транспорта. После успешно сданных экзаменов в школе, Виктора всей семьей проводили в самостоятельную дорогу. Один экзамен сдал на тройку и решил вернуться домой, так как пришлось бы учиться без стипендии. Лето проработал в родном колхозе, а осенью пошел учиться в 9 класс.

Через 2 года, после окончания средней школы, поехал в Пермь, поступать в тот же техникум. Поступил с легкостью, окончил его. По распределению попал на Свердловское отделение железной дороги. Назначили бригадиром на строительство мостов и тоннелей.

Через полгода пришла повестка в армию. Но не только физически, духовно возмужал юноша в армии, яснее определился дальнейший жизненный путь. В 1964 году поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Учился Виктор с большой охотой. Подтверждение тому - Ленинская стипендия, которую он получал в институте все 6 лет. Очень много успевал - учеба, спорт, тренерская работа. Спорту Виктор уделял все свободное время. Занимался лыжами, знаком с плаваньем, увлекался фехтованием. Эту любовь к спорту пронес на протяжении всей своей жизни.

На последних курсах учебы в институте обзавелся семьей. Жена Лилия Алексеевна родилась в Перми. Закончила Московский институт физкультуры. Родилась дочка Валя. Каждое лето внучка проводила в деревне Березкины, у бабушки с дедом. Любая деревенская работа спорилась у нее в руках.

Работал в КБ Королева. Занимался работой над проектированием и созданием приборов для космических кораблей и станций. В 1978 был зачислен в отряд космонавтов, пройдя жесточайший медицинский отбор.

Участвовал в трех космических полетах, побывал на трех орбитальных станциях «Салют-6» (1981 г.), «Салют-7»(1985г.), «Мир»(1988г.). Общая длительность полетов - 254 дня в космосе. Выходил в открытый космос во время второго полета (5 часов).

Виктор Петрович Савиных имеет почетные звания: "Летчик-космонавт СССР",  дважды Герой Советского Союза,  кавалер трех орденов Ленина, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством", почетный гражданин Кировской области и другие награды. В настоящее время ученый, профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, президент московского университета геодезии и картографии.

1.2. Родители

При посещении музея в деревне Березкины мы долго всматривалась в фотографии мамы космонавта, Ольги Павловны. Какой добрый и прямой взгляд у этой женщины. Сразу видно - хорошая и гостеприимная хозяйка, добрая мать, умелая работница.

«И себя не жалела - Леля-двужильная», - так говорили о ней в селе - «семью до голода не допустила, а себя довела. Уработается так, что руки-крюки, пальтецо не может даже расстегнуть, свекровка помогает. А с солнцем опять в поле».

В самые трудные годы Ольга Павловна сохраняла корову - муж на войне, надо вырастить сына.

Когда сгорел дом, Ольге Павловне на помощь строить новый дом соседи охотно шли: - «Не лихотлива баба и справедлива. А если что не так, не за спиной, в глаза скажет»,- так говорили местные.

В 1956 году заболел муж, на коленях выстояла у постели любимого. Лучше любой санитарки научилась обходиться с больным. А Петр Кузьмич - ни стона, ни вздоха... Какой урок для сыновей жизненная стойкость отца, самоотверженность матери.

Не растеряла Ольга Павловна своей душевной красоты. Запаса доброты хватало на всех: мужа, сыновей, односельчан.

Отец, Петр Кузьмич работал в животноводстве, был бригадиром. Строгим, немногословным был, знал свое дело. Но очень любил свою семью, воспитывал сыновей примером всей своей жизни.

1.3.Деревня Березкины

Недалеко от железнодорожной станции Быстряги спряталась небольшая деревушка с красивым названием Березкины. Образовалась деревня в 1782 году. Заселение этих мест шло со стороны села Пищалья, а еще из Истобенска и Шалегово, со стороны реки. От Пищалья недалеко Разбойный Бор, через эти места уходили войска атамана, может, кто и осел в глухих в те поры лесах. Народ жил тут предприимчивый, подвижный. Землю пахали и скот пасли.

В 40-х годах 20 века 27 дворов было в Березкиных, и все как единая семья. Хозяйство свое у всех большое - корова, теленок, поросята, куры. До сотни человек на сенокос из деревни выходило.

«Раньше на Троицу вся деревня убиралась под метелку. И улица главная была пригожа без асфальта. У каждого дома высаживались березки. Народ в Березкиных жил решительный, боевой и работящий. А позднее, когда организовался колхоз, ни один клочок земли не пропадал. Рос лен, картофель, садили овощи. Кругом были поля», - вспоминают местные жители. В лесной округе места благодатные - малина, черника, брусника. И грибов полно.

Сейчас шесть жилых домов в деревне, из них почти все дачники. Поля в округе заросли, речушка превратилась в маленькое болотце. Жаль, что такие деревни медленно исчезают. Мне очень понравились Березкины: плакучие березки ветками качают, маленький пруд рядом, дома такие аккуратные. Местные жители с удовольствием с нами пообщались - Головина Олимпиада Яковлевна и ее очень красивая и ласковая кошка.


 

II. Методы исследования

2.1 Этапы работы

Вся работа состояла из ряда этапов:

1. Подготовительный этап: постановка цели и задач исследования, изучение архивных материалов, представленных в музее.

2. Экспериментальный этап: беседа со взрослыми, опрос, анкетирование.

3. Аналитический этап: анализ литературы и результатов исследования.

4. Отчётный: оформление проекта.

5.Информационный: выступление перед учащимися и родителями своего класса с данной работой.


 

III. Результаты исследования

Свою работу мы начали со знакомства с литературой и документами, отражающими работу музея, далее очередного посещения музея и организации встреч с жителями деревни Березкины, одноклассницей.

Еще одна интересная и необычная работа – «Характер подачи материала о космонавте и доме-музее в периодической печати с первого полета до настоящих дней» на примере газеты «Искра». Материал систематизировался по годам, по тематике.

3.1. История создания дома-музея

Как дом тот достался, мало кто и помнит. У Ольги Павловны во время войны пожар был. Да большой пожар - за два часа старый дом сгорел дотла. Соседи из горящего дома вытаскивали все, да в окошко выбрасывали. Едва вытолкали скотину - корова обгорела. Ларь с мукой вытащили. Это ведь пища на всю зиму, а значит жизнь. Ольга Павловна с сыном на руках осталась без крыши над головой. Новый дом построили, семья Савиных переехала в него в 1945 году.

23 сентября 1989 г. в доме, где прошли детские и юношеские годы космонавта, был открыт дом-музей.

Консультантом при создании музея выступал сам космонавт. Каждый год музей пополнялся новыми экспонатами, позволяющими сделать обстановку крестьянского дома 40-50-х годов более реалистичной.

Меньшая часть дома – жилая – обращена на улицу и выходит на главный фасад всего дома, а большая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – уходит на задворки. В этом доме все компактно и цельно, все приспособлено для ведения хозяйства. Срубы - под одной кровлей: и в дождь, и в стужу, не выходя на улицу, можно было «обрядить» скот, выполнить другие работы.

Опишем жилую половину дома или   по-местному, избу.  Слово «изба» употребляется в русских летописях. Начиная с самых древнейших времен, очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Печь стоит влево от входа.  Русская печь массивна и своеобразна. В избе было все предельно скромно и строго, каждое место имело определенное назначение. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Украшениями дома служили домотканые половики, вышитые салфетки, скатерти, полотенца. Ткали на ткацком станке, который также есть в музее.

Не покладая рук колхозники трудились с утра и до позднего вечера.   Женщины рассказали о буднях, которые шли один за другим: «Вставали рано, в 3 утра, затем растапливали печь, обряжали скотину, готовили, пекли хлеб, пироги.  А потом в поле, на работы. Лишь ненадолго прерывались на обед. Вечером, после ужина, работа не прекращалась. Обрядив скотину, женщины садились за прялку, а мужчины готовили инструмент. Спали примерно по 4 часа». Нелёгкая доля выпала на жителей деревень. Но люди не падали духом, не унывали, были всем довольны.

3.2. Музей в настоящее время

После полета в космос Виктор Петрович построил для родителей еще один дом рядом, большой, двухэтажный. В 2012 году передал его Нововятскому детскому дому, они организовали в нем летнюю дачу, и каждый год дети приезжают туда отдыхать. Весь огород, который был, они распахали и сажают там овощи и фрукты для своего детского дома.

  В 2014 году дому-музею исполнилось 25 лет. Раньше в музей много народу приезжало, все больше школьники с учителями, из Котельнича, Оричей, Кирова, Орлова. Приезжали участники Молодежных Циолковских чтений, в деревне Березкины поднимались в воздух проекты участников конкурса «Я изобрел летательный аппарат», сам Виктор Петрович лично запускал воздушного змея.

В настоящее время музей стали посещать реже. Но и сегодня музей–часть воспитательной работы подрастающего поколения. В настоящее время Оричевским краеведческим музеем разработан экскурсионный маршрут Оричи-Березкины-Пищалье, который востребован среди учеников школ, родителей и жителей Оричевского и близлежащих районов. Многочисленные отзывы посетителей музея доказывают это. Для одних музей – память о родном крае; для других – знакомство с земляком, прославившим Оричевскую землю. (Приложение 1).

Мы разработали буклет о доме-музее летчика-космонавта В.П.Савиных. Надеюсь, данное пособие заинтересует жителей Оричевского и других районов. Почитав данный буклет они захотят посетить музей, особенно дети и узнать побольше о жизни космонавта.

3.3. Беседа с классным руководителем,

местными жителями деревни Берёзки.

Классный руководитель рассказала, что оричанам очень повезло, что у нас есть такой замечательный, известный всему миру земляк - космонавт 100 Виктор Петрович Савиных и что есть такой дом-музей, рассказывающий о детстве космонавта, его родителях и близких. Во время учебы в школе (1980-1990 годы Оричевская средняя школа) класс, в котором училась моя мама, дважды посещал деревню Березкины. В один из таких походов мама космонавта, Ольга Павловна, которая еще жила в доме, пригласила весь класс к себе в гости и угостила вкусными ватрушками. А с какой гордостью и любовью она рассказывала про своего сына, она помнит до сих пор.

. Вспоминает, что в доме все по-деревенски добротное, ничего лишнего. Ведь семья Савиных - простая русская крестьянская семья, где все жили и работали по принципам: почитай и уважай старших, от работы не бегай, будь честным, добивайся поставленной цели. Необходимо продолжать проведение экскурсий в данный музей, для детей важно, знать историю своей малой Родины. Еще Тамара Анатольевна с удовольствием и восторгом вспоминает встречу Виктора Петровича в 1986 году с учениками Оричевской средней школы. Выступление космонавта слушали с замиранием сердца, впитывали каждое слово. Знатного земляка провожали стоя продолжительными аплодисментами. Тамара Анатольевна показала мне и ребятам из моего класса березки, которые посадил космонавт во дворе нашей школы в 1986 году. (Приложение 2)

В поселке Мирный Оричевского района живет одноклассница В.П.Савиных Людмила Васильевна Норкина. Раньше она работала учителем начальных классов. С помощью Людмилы Васильевны мы познакомились с музеем земляку-космонавту, который открыт в Мирнинской средней школе. Витя Савиных запомнился ей как добрый, отзывчивый товарищ. «Если что-то не понятно было в школе - я бежала к Вите, он объяснит и подскажет всегда. Он умел учиться», - вспоминает Людмила Васильевна.

А музей в деревне Березкины должен жить, считает одноклассница В.П. Савиных. Ведь это память не только о трудной деревенской жизни, но и возможность соприкоснуться с детством и юностью великого человека, который прославил наш родной Оричевский район. Быть может сегодняшние мальчишки, услышав эту историю, тоже поставят перед собой цель - в будущем стать летчиком, а может быть и космонавтом.

3.4. Результаты опроса одноклассников (20 учеников)

Вопросы

да

нет

Затрудняюсь

ответить

1

Знаете ли вы кто такой В.П.Савиных

20

-

-

2

Знаете ли вы что деревня Березкины- родина космонавта

8

1

1

3

Посещали ли вы дом-музей летчика-космонавта В.П.Савиных

6

9

-

4

Понравилось ли вам в этом музее

6

-

-


 

Все учащиеся нашего класса знают, что Виктор Петрович Савиных- летчик-космонавт, наш земляк и родился он в деревне Березкины. К сожалению дом-музей в Березкиных посещали не все ребята, но всем кто там был музей понравился. После нашего выступления на классном часе, мы решили, что обязательно поедем в Березкины всем классом в ближайшее время.


 


 


 

3.5. Результаты анкетирования

В анкетировании участвовало 20 человек, из них 10- взрослые.

В анкете были следующие вопросы:

Вопросы

1

Сколько раз космонавт Савиных В.П. был в космосе?

2

Выходил ли космонавт в открытый космос?

3

Каким по счету космонавтом в России является В.П.Савиных, а каким в мире?

4

Кем были родители космонавта?

5

Часто ли В.П.Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?

6

В каком году открыли дом-музей летчика-космонавта?

7

Что больше всего вам запомнилось при посещении музея в Березкиных?

Результаты анкетирования:

Взрослые правильно ответили почти на все вопросы. Затруднение у них вызвал вопрос о дате открытия музея. В детстве из 10 опрашиваемых взрослых 6 посещали данный музей. Вспоминают добротный дом, «который простоит еще 100 лет», фотографии на стенах, кухонную утварь того времени. Таким образом, люди старшего поколения помнят и гордятся своим земляком.

Дети же ответили правильно лишь на три вопроса:

1.Выходил ли космонавт в открытый космос?

2.Кем были родители космонавта?

3.Часто ли В.П. Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?

Но нам кажется, что ребята ответили правильно на эти вопросы методом угадывания. Таким образом, дети, обучающиеся в 1-4 классах не знакомы с жизнью и деятельностью летчика-космонавта В.П. Савиных. Обсудив данные анкетирования с работниками Оричевского районного музея, было принято решение, провести экскурсии младших классов в Оричевский музей, «в комнату космонавта».

Выводы

  Подводя итог нашей работы, скажем, что поставленные нами задачи выполнены, цель работы достигнута:

 - проведено интервьюирование людей, которые знали лично космонавта и которые посещали музей ;

- изучена литература про жизнь и деятельность летчика-космонавта;

 - проанализировано   освещение данной темы в СМИ;

 - проведен опрос одноклассников, составлена анкета для проведения анкетирования с детьми и взрослыми;

 - сделан вывод о большой значимости данного исследования;

- проведены классные часы в школе, на котором мы познакомили своих одноклассников с деятельностью дома-музея летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. 1.Космонавт-100 /составитель Л.Мокеров/ -Киров, 1981 г.

        2.Записки с мертвой станции, В.П.Савиных-М.,1999 г.

        3. Земля ждет и надеется, В.П. Савиных- Пермь,1983 г.

        4. Вятка Байконур Космос, В.П. Савиных, Москва, 2010 г.

        5. Почетные граждане города Кирова В.П.Савиных книга 8// Киров сборник, 2011 г.

        6.Родом из Березичей, С.Шешина- Киров,2006 г.

        7.Савиных В.П. «Легче там, где поле и цветы»// Вятка. Краевед. сборник. Вып.6 Киров,1983 г.

        8.Георгиева Р. «Мы-фотоны»/О летчике- космонавте В.П.Савиных, его детских и юношеских годах/Огонек-1981 г.

        9. Клабукова А., Вылегжанин А. Славный сын земли оричевской// Искра-1981 г.

        10.Савиных В. Главное-трудолюбие/Беседа с летчиком-космонавтом СССР В.П.Савиных во время пребывания на родине/Зап.Вылегжанин А.//Искра.1981 г.

        11.Вылегжанина Т. Мать космонавта: очерк//Искра-1982 г.

        12.Герасимова Е.Березкины: будни и праздники/ фоторассказ о В.П.Савиных и его родителях//Искра.-1983.

        13.Смирнова Л. Люди из Звездного/Очерк о космонавте СССР, нашем земляке В.П.Савиных //Кировская правда.-1984.

        14.Бакин В. День ожиданий, день волнений./Рассказ матери О.П.Савиных о сыне/Сельская новь.-1986.

        15.Шангина О. Космонавт из Березкиных помнит о родных березах//Искра.-1999.

        16.На дальней станции сойду//Вят.край.-2001.-12 марта.

        17.Шешина С. Полет в космос:20 лет спустя (март-июнь 1981)//Вят.край.-2001.-12 марта

 

Приложение № 1

 

Приложение № 2


 

 

Рис.№1 Школа Рис № 2 д. Берёзкины

 

Рис.№3.,4 Дом музей

Рис 5,6. Внутри дома музея

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.