12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гульнара445
Россия, Екатеринбург


 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Практическая химия»

Возраст обучающихся: 13 - 16 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Малик Гульнара Шавкатовна,

педагог дополнительного

образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2022

 

 

Комплекс основных характеристик программы

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Практическая химия» отнесена к программам естественнонаучной направленности. Программа ориентирована на развитие исследовательской деятельности и приобретение практических навыков в области химии, формирование научного мировоззрения и умение использовать полученные знания на практике и в повседневной жизни.

 

Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №467).

Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Правительства Свердловской области от 07.12. 2017 года № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».

Устав ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс».

 

Актуальность программы

Актуальность программы «Практическая химия» на современном этапе обучения заключается в том, что она охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания обучающихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит информацию по общей и неорганической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Удовлетворяет познавательные интересы и интеллектуальные потребности обучающихся, расширяет их информированность в естественнонаучной образовательной области. Выбранные формы и методы реализации программы полностью соответствует современным социально -экономическим потребностям в развитии и расширении знаний по практической химии, а также требованиям нормативно-правовым документам.

 

Отличительные особенности программы

Программа основана на модульном принципе освоения и включает в себя 3 независимых модуля, объединенных общей тематикой. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Практическая химия» ориентирована на познавательный вид внеучебной деятельности, состоит из трех модулей: “Химия в нашей жизни”; “Практические основы химии”; “Химия на досуге”.

В содержании программы «Практическая химия» представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание программы включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Теоретическую основу программы составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций, знакомство с учеными-химиками. В изучении программы значительная роль отводится практической части: изучению бытовых, моющихся, косметических, лекарственных средств, их правильное применение. Программа знакомит обучающихся с профессиями, где профильный предмет химия.

Программа новая и рассчитана на детей с особыми образовательными потребностями. Название программы говорит о том, что в ней раскрываются практические особенности химии. Грамотное использование ребенком окружающих его веществ. Программа направлена на понимание, что химия вокруг нас, химия в нас, усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, расширение уровня знаний, умений и навыков по практической химии, через исследовательскую и практическую деятельность с использованием современных компьютерных технологий. Занятия по программе направлены на соблюдение общих принципов и правил работы с обучающимися в системе дистанционных занятий. Особенность программы, заключается в практической направленности с использованием серверов Web - 2, онлайн доски, Google документов для совместной работы ребенка с помощью специального оборудования и педагога, расширяет возможности обучающихся в получении дополнительных знаний естественнонаучной направленности, помощь в профессиональной ориентации.

Модули программы самостоятельные и не зависят друг от друга, при реализации программ не требуется строгой последовательности. Учащийся вправе выбрать любой из предложенных модулей и пройти его в течении года.

Образовательных формы: викторины, познавательные игры, познавательные беседы, детские исследовательские проекты, олимпиады. Результаты познавательной деятельности направлены на расширение образовательных возможностей обучающихся с использованием современных компьютерных технологий, приобретение ими социальных знаний и формирование ценностного отношения к социальной реальности.

 

 

Адресат программы

Программа разработана для обучения и развития детей-инвалидов, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, установленных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Рекомендованный возраст обучающихся - 13-16 лет.

Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей-инвалидов, для которых характерны повышенная утомляемость, тревожность, лабильность эмоциональной сферы, нарушение памяти, внимания. Программа реализуется с учетом актуального психофизического состояния ребенка.

 

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут, в занятия включены динамические паузы (2 раза по 5 минут).

Объём программы - 105 часов.

Программа рассчитана на 3 года обучения, каждый год обучения - 35 часов. Срок освоения программы не зависит от модуля, на который зачисляется обучающийся.

 

Особенности организации образовательного процесса.

Программа реализуется в дистанционном формате с использованием электронных технологий "Сайт педагога дополнительного образования', блог " Онлайн ресурсы "По химии блог Загадочная наука химия ", особенность программы заключается в практической направленности с использованием серверов Web - 2, онлайн доски, Google документов для совместной работы ребенка с помощью специального оборудования и педагога.

Благодаря программам Skype и ZOOM контрольные и самостоятельные работы могут проводиться в режиме реального времени.

Образовательный процесс условно разделяется на учебные периоды, которые соответствуют школьным четвертям.

Материал программы дается небольшими объемами, с постепенным его усложнением. Увеличивается количество тренировочных упражнений, самостоятельных и практических работ.

Программа реализуется с учетом актуального психофизического состояния ребенка.

Родители являются участниками образовательных отношений и обеспечивают своевременный выход ребенка на занятия.

 

Формы обучения

Очная с использованием дистанционных технологий; индивидуальная, индивидуально - групповая.

 

Перечень видов занятий: теоретическое и практическое занятие, беседа, презентация, контрольные упражнения, проект.

 

Формы проведения итогов реализации программы: практические занятия, деловая - игра, консультации, олимпиады, беседа, презентации, исследовательские работы.

 

Цель и задачи программы

Цель: формирование базовых основ практической химии, расширение знаний о роли химии как интегрирующей науки естественного цикла.

Задачи:

Обучающие:

- изучить практические основы химии.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самостоятельность,

настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

- сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

 

 

Содержание программы

 

Учебный план

 

Год обучения

Название модуля

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Модуль 1

«Химия в нашей жизни»

35

17

18

Анализ результатов практической лабораторной работы, контрольные упражнения, Защита проектной работы, беседа, собеседование, защита творческой работы, итоговое тестирование

2

Модуль 2

Практические основы химии”

35

12

23

Анализ результатов практической работы, анализ результатов исследовательской работы, анализ результатов проектной работы, контрольные упражнения, защита проектной работы, собеседование, итоговое тестирование

3

Модуль 3

Химия на досуге”

35

6

29

Анализ результатов практической работы, анализ результатов исследовательской работы, анализ результатов проектной работы, контрольные упражнения, защита проектной работы, собеседование, итоговое тестирование

Итого:

105

35

70

 

 

 

Модуль 1 «Химия в нашей жизни»

Цель: расширение информированности обучающихся о значении химии в природе и жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с химическим составом бытовых, хозяйственных и лекарственных средств.

Развивающие:

- развивать способности, склонности, познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире, о новостях химической науки и технологии.

Воспитательные:

- воспитать мировоззренческие идеи: 1) объективность и реальность окружающего мира; 2) причинно-следственные и другие связи между явлениями; 3) непрерывность изменений и развития в природе и обществе; 4) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта; 5) истинность научных знаний и законов природы.

 

Учебный (тематический) план

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теории

   Практики

 

Первый период учебных занятий (8)

 

 

Раздел 1

Здоровье, красота и химия

 

3

2

1

          Собеседование

Анализ результатов практической и лабораторной работы

 

Раздел 2

Химия на кухне

 

5

3

1

 Защита проектной работы

Анализ результатов практической работы

Контрольные упражнения

Собеседование

Беседа

 

Второй учебный период (8)

 

 

Раздел 2

Химия на кухне

 

3

1

2

Защита проектной работы

Анализ результатов практической работы

Контрольные упражнения

Собеседование

Беседа

 

 

Раздел 3

Химия в ванной

 

5

3

2

Защита проектной работы

Собеседование

 

 

Третий учебный период (10)

 

 

 

 

 

Раздел 4

Химия в аптечке

 

4

3

1

Собеседование

Защита проектной работы

Беседа

 

Раздел 5

Химия и стихия

 

4

2

2

Защита творческой работы (компьютерная презентация)

Собеседование

Анализ результатов практической работы

 

Раздел 6

Химическая промышленность

2

1

1

Защита творческой работы (компьютерная презентация)

Собеседование

Анализ результатов практической работы

 

Четвертый учебный период (8)

 

 

 

Раздел 6

Химическая промышленность

 

2

1

1

Защита творческой работы (компьютерная презентация)

Беседа

Собеседование

Анализ результатов практической работы

 

 

Раздел 7

Химия и экология

 

6

1

5

Собеседование

Беседа

Защита проектной работы

Анализ результатов практической работы

 

 

Итоговое занятие

1

 

1

Итоговое тестирование

 

Итого

35

17

18

 

Содержание учебного (тематического) планирования

 

Модуль 1. “Химия в нашей жизни”.

 

Раздел 1 (3ч) Здоровье, красота и химия.

Теория

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика. Химия и организм человека. Химия, медицина и косметология Исследовательская работа “Биохимик о человеке”.

Практика

Практическое занятие “Здоровье и красота”. Лабораторная работа «Косметическая маска в домашних условиях».

Раздел 2 (8 ч) Химия на кухне.

Теория

Поваренная соль. Значение соли для организма человека. Уксусная кислота. Пищевая сода - помощник на кухне. Лимонная кислота. Энзимы. Растительные и животные масла. Сладкое на кухне. На вопросы кулинара. отвечает химия.

Практика

Проектная работа “Рекомендации по потреблению и хранению соли”. практическая работа “Решу задачу для мамы”. Исследовательская работа “Пищевая сода: польза и вред”. Практическая работа “Приготовление шипучих напитков”. Исследовательская работа “Лимонная кислота: что это такое и где применяется. Исследовательская работа “Углеводы, жиры, белки - где они в еде”.

Раздел 3 (5 ч) Химия в ванной.

Теория

Ацетон. Гидроксид натрия. Стиральные порошки. Вокруг мыла. Индикаторы. Самодельные индикаторы.

Практика

Проектная работа” Разработка рекомендаций по работе с ацетоном и основных мер предосторожности”. Проектная работа “Разработка мер безопасной работы с гидроксидом натрия”. Исследовательская работа “Состав стиральных порошков”. Исследовательская работа “Мыло как оно есть”. Исследовательская работа “Домашние индикаторы”.

Раздел 4 (4 ч) Химия в аптечке.

Теория

Глицерин. Перманганат калия. Йод. Правила безопасного использования химических продуктов в быту.

Практика

Исследовательская работа “Название лекарства и для чего оно необходимо”. Исследовательская работа “Применение глицерина”. Проектная работа “Разработка инструкции по применению йода”.

Раздел 5 (4 ч) Химия и стихия.

Теория

Удивительное вещество вода. Почвоведение. Атмосфера. Практическое занятие “Вода и ее свойства”.

Практика

Презентация “Удивительное вещество вода”. Исследовательская работа “Химический состав почвы”. Исследовательская работа “Химический состав атмосферы”. Практическое занятие “Вода и ее свойства”.

Раздел 6 (4ч) Химическая промышленность.

Теория

Силикатная промышленность. Производство препаратов бытовой химии. Топливо.

Практика

Практическое занятие “Веселая химчистка”.

Исследовательская работа “Современные виды топлива”. Практическое занятие “Веселая химчистка”.

Раздел 7 (6 ч) Химия и экология.

Теория

Воздействие вредных веществ на человека. Вода и человек. Охрана окружающей среды.

Практика

Практическое занятие: “Решение задач экологического содержания”. Маркировка

упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки.

Исследовательская работа “Воздействие вредных веществ на человека”. Проектная работа “Охрана окружающей среды”. Практическое занятие: “Решение задач экологического содержания”. Практическая работа “Изучение “Штрих - кодов, символов индекса Е на продуктах питания”. Составляем меню.

Итоговое занятие. 1 ч.

 

Планируемые результаты

Предметные:

- знание значения химических веществ входящих в состав продуктов, используемых в повседневной жизни.

Метапредметные:

- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

.Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

 

Модуль 2. “Практические основы химии”.

 

Цель: формирование знаний по практическим основам химии.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с разнообразием химических веществ и их применение в промышленности.

Развивающие:

- развивать учебно-познавательную деятельность.

Воспитательные:

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

 

Учебный (тематический) план

 

Раздел 5

Соль = основание + кислота     

 

  5 

     2

    3

Анализ результатов исследовательской работы

Собеседование

Анализ результатов практической работы

Раздел 6

Ценные «мелочи»

1

    1

 

Собеседование

Анализ результатов исследовательской работы

Анализ результатов проектной работы

Четвертый учебный период (8)

 

Раздел 6

Ценные «мелочи»

 

  8

     3

    5

Собеседование

Анализ результатов исследовательской работы

Анализ результатов проектной работы

Итоговое занятие

1

  1

    1

Собеседование

Итоговое тестирование

Итого

35

12

23

 

 

 

Содержание (учебного) тематического планирования.

 

Модуль 2. “Практические основы химии”.

 

Раздел 1 (4 ч) Арсенал юного химика

Теория

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Лабораторный стол. Химические реактивы. Химическая посуда. Главные неорганические кислоты. Важнейшие основания.

Практика

Исследовательская работа “Химические реактивы”. Практическое занятие “Химическая посуда”. Проектная работа “Главные неорганические кислоты”. Проектная работа “Важнейшие основания”.

Раздел 2 (5 ч) Вода и воздух — самое дешевое сырье

Теория

Атомарный кислород. Вода — вещество № 1. Интересная смесь. Сожжем железо. Не всякий лёд из воды.

Практика

Практическая работа “Атомарный кислород”. Практическая работа “Вода вещество № 1”. Исследовательская работа Интересная смесь”. Практическая работа “Сожжем железо”.

Раздел 3 (5 ч) Материалы на любой вкус

Теория

Исследуем пластмассы. Пластмассы вчера, сегодня и завтра

Пресс-материал. Лигнин. Шелк Шардонне.

Практика

Исследовательская работа “Исследуем пластмассы”. Проектная работа “Пластмассы вчера, сегодня и завтра”.Проектная работа “Пресс материал”. Исследовательская работа “Лигнин. Шелк Шардонне”. Проектная работа “Пиатерм”.

Раздел 4 (5 ч) Металлы — основа техники

Теория

Металлы I, II групп. Электрохимия металлов. Ряд напряжения металлов. Металлы III, IV, V групп. Металлы VI и VII групп.

Практика

Исследовательская работа “Металлы I, II групп”. Исследовательская работа “Электрохимия металлов”. Практическая работа “Ряд напряжения металлов”. Проектная работа “Металлы III, IV, V групп”. Проектная работа “Металлы VI и VII групп”.

Раздел 5 (5 ч) Соль = основание + кислота

Теория

Электрохимический комбинат на лабораторном столе. Осторожно! Яд!. Ценные силикаты. Получение соды. Растворяем серу.

Практика

Исследовательская работа “Электрохимический комбинат на лабораторном столе”. Исследовательская работа “Ценные силикаты”. Практическая работа “Получение соды”.

Раздел 6 (8 ч) Ценные «мелочи»

Теория

Секреты мыловарения. Тайна цвета. Красота с помощью химии. Получим эфирные масла. Фталевый ангидрид.

Практика

Проектная работа “Секреты мыловарения”. Исследовательская работа “Тайна цвета”. Исследовательская работа “Красота с помощью химии”. Изучаем секреты долголетия. Здоровый образ жизни.

Итоговое занятие 1 ч.

 

Планируемые результаты

Предметные:

знание практических основ химии.

Метапредметные:

умения оказывать первую доврачебную помощь при отравлении химическими веществами;

умение правильно использовать химические продукты и их производные в жизни.

Личностные:

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

 

Модуль 3. “Химия на досуге”.

 

Цель: формирование и развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с работами великих химиков.

Развивающие:

-способствовать формированию профессиональной ориентации в естественнонаучном направлении.

Воспитательные:

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

 

 

 

Учебный (тематический) план

 

 

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

  и контроля

Всего

Теории

Практики

 

Первый период учебных занятий (8)

Раздел 1

Профессии связанные

с химией

8

2

6

Собеседование

Анализ результатов исследовательской работы

Второй учебный период (8)

Раздел 1

 

Профессии связанные

с химией

3

 

3

Анализ практической работы

Анализ результатов исследовательской работы

Собеседование

 

Раздел 2

Занимательное в

истории химии

 

 

5

3

2

Анализ результатов исследовательской работы

Анализ результатов проектной работы

Собеседование

Третий учебный период (10)

Раздел 2

Занимательное в

истории химии

 

5

 

5

Собеседование

Защита проектной работы

Раздел 3

Галерея великих

химиков

5

 

5

Анализ результатов исследовательской работы

Анализ результатов проектной работы

Собеседование

 

Третий учебный период (8)

Раздел 3. Галерея великих

           химиков

  7

 

     7

Собеседование

Анализ результатов исследовательской работы

Анализ результатов проектной работы

    Раздел 4. Химия и повседневная

жизнь человека.

2

 

2

Собеседование

Анализ практической работа

Итоговое занятие

1

 

     1

Итоговое тестирование

Итого

35

6

    29

 

Содержание (учебного) тематического планирования

 

Модуль 3. “Химия на досуге”.

 

Раздел 1. Профессии, связанные с химией 12 ч

Теория

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Обзор профессий, требующих знания химии.

Практика

Агрономы. Агрохимики. Овощеводы.Цветоводы. Медицинские работники. Фармацевт. Биоформатолог. Инженеры. Повар и кондитер. Биохимик. Биотехнолог. Геронтолог. Гиполог. Глазир.

Раздел 2. Занимательное в истории химии 11 ч

Теория

История химии. Химия на службе правосудия. Химия и прогресс человечества.

Практика

Может ли вода гореть? Запах книги. Особенности перевозки опасных грузов. Нанотехнологии в химии. Случайные открытия в химии. Химические опыты.

Раздел 3. Галерея великих химиков 11 ч

Практика

Авогадро Амедео. Адольф фон Байер. Альфред Нобель. Антуан Лоран Лавуазье. Бутлеров А.М. Вегенер Альфред Лотар. Кекуле Фридрих

Август. Ломоносов М.В. Марковников В. В. Менделеев Д. И. Сванте Аррениус Август. Постовский И.Я.

Раздел 4 Химия и повседневная жизнь человека 2 ч

Практика

Химик изучает рекламу. Повторяем химию примерами из повседневной жизни.

Итоговое занятие. 1 ч

 

Планируемые результаты

Предметные:

знание важности работ известных химиков.

знание профессий связанных с химией

Метапредметные:

умение ориентироваться в профессиях связанных с химической наукой.

Личностные:

умение правильно выбрать профессию в соответствии со своими возможностями и потребностями.

 

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

 

п/п

Основные характеристики образовательного процесса

 

1

Количество учебных недель уч.год, неделя

35

2

Количество часов в неделю, час

30

3

Количество часов по программе в год на один модуль, час

35

4

Количество занятий: 1 год обучения – модуль 1, час

35

5

Количество занятий: 2 год обучения – модуль 2, час

35

6

Количество занятий: 3 год обучения – модуль 3, час

35

7

Количество занятий по модулям всего, час

105

8

Начало занятий

1 сентября

9

Каникулы

 

10

Выходные дни

31 декабря – 9 января

11

Окончание учебного года

31 мая

 

Календарный учебный план (Приложение 1)

 

Условие реализации программы

 

Материально — техническое обеспечение:

Рабочее место педагога (интернет, компьютер, сканер, принтер, микроскоп, фотоаппарат).

Рабочее место ребенка (интернет, компьютер, принтер, сканер, вебкамера, программа Skype, микроскоп, фотоаппарат, джойстик).

Информационное обеспечение: видеоматериалы, интернет источники, электронная библиотека, флеш - анимации, презентации, тренажеры, дидактические карточки, тесты.

 

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования со знанием химии.

 

Формы аттестации и оценочные материалы

Методы контроля:

Защита проектной работы, анализ результатов практической работы, контрольные упражнения, собеседование, тестирование диагностические задания, викторины, защита проектов, решение задач поискового характера, решение экспериментальных задач, участие в Международных, Всероссийских и областных конкурсах, итоговое тестирование.

 

Виды контроля

Формы контроля (мониторинга): опрос, анализ результатов практической и лабораторной работы, решение задач поискового характера, тест, тренажер.

 

Объекты контроля (мониторинга): знания, умения, навыки обучающихся. используется различный инструментарий: мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной образовательной программе, мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

 

Методические и дидактические материалы

Методы обучения

словесные (устное изложение, рассказ, беседа, объяснение);

наглядные (показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций, видеоуроков, флеш- анимаций, наблюдение);

практические (метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок, тестирование);

метод проектов.

 

Типы занятий

Теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный.

 

 

Список литературы

Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

Баранник В. П., Баранник П. В. Жидкости, которые заливают в автомобиль// Химия в школе. 1995. No1. С. 4

Библиотека электронных наглядных пособий. Химия.

Вилламо Х. Косметическая химия. М.: Мир, 1990

Гроссе Э, Вайсмантель Ч., Химия для любознательных. Л,: Химия, 1985

Константинов А. В. Как стать парикмахером. М.: Омега, 1995

Пичугина Г. В. Повторяем химию. М.: Аркти, 1999

Пичугина Г.В. Прикладная направленность преподавания химии: от теории к практике// Химия в школе. 1997. No2. С. 50.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004

Харлампович Г.Д., Семёнов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. М., 2005.

 

Электронные ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;

Химическая информационная сеть: наука, образование, технология http://www.chemnet.ru;

Занимательная химия http://home.uic.tula.ru/~zanchem.

Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu/ru. ЭОР по химии  http://масленникова-галина.рф/ikt/yeor-po-himii.html;

Учебное электронное издание по химии виртуальная лаборатория, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004 г.

Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Повседневная жизнь человека с химией http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

История химии http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Sketch_N.html

Галерея известных химиков http://www.iq-coaching.ru/izvestnye-uchenye/himiki/

 

 

 

Комплекс календарно -педагогических условий

Календарный график

 

Модуль 1.  “Химия в нашей жизни”

 

                       

Тема занятия

 

Количество

часов

Месяц

Форма занятий

Формы контроля

1 учебный период (8)

 

Раздел 1

Здоровье, красота и химия

 

   3

 

 

Лекция с элементами беседы

Видеофильм

 

Анализ конспектов

 

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

сентябрь

 

 

 

  Химия и организм человека

 

 

сентябрь

Исследовательская работа “Биохимик о человеке”

Собеседование

 

Химия, медицина и косметология

 

сентябрь

Практическое занятие  “Здоровье и красота”.

Лабораторная работа «Косметическая маска в домашних условиях».

Анализ результатов практической и лабораторной работы

 

Раздел 2

Химия на кухне:

 

8

 

 

 

 

Поваренная соль. Значение соли для организма человека

 

сентябрь

Проектная работа “Рекомендации по потреблению и хранению соли”

Защита проектной работы

 

Уксусная кислота

 

октябрь

Решу задачу для мамы

Собеседование

 

Пищевая сода - помощник на кухне

 

октябрь

Исследовательская работа “Пищевая сода: польза и вред”

Собеседование

 

Лимонная кислота.

 

октябрь

Практическая работа “Приготовление шипучих напитков”.

Исследовательская работа “Лимонная кислота: что это такое и где применяется

 

Анализ результатов практической работы

 

Энзимы

 

октябрь

Исследовательская работа

Контрольные упражнения

2 учебный период (8)

 

Растительные и животные масла

 

ноябрь

Исследовательская работа

Контрольные упражнения

 

Сладкое на кухне

 

ноябрь

Исследовательская работа

“Углеводы, жиры, белки - где они в еде”

Собеседование

 

На вопросы кулинара отвечает химик

 

декабрь

Беседа

Беседа

4

Раздел 3

Химия в ванной

5

 

 

 

 

Ацетон

 

декабрь

Проектная работа” Разработка рекомендаций по работе с ацетоном и основных мер предосторожности”

 

Защита проектной работы

 

Гидроксид натрия

 

декабрь

Проектная работа “Разработка мер безопасной работы с гидроксидом натрия”

Защита проектной работы

 

Стиральные порошки

 

декабрь

Исследовательская работа “Состав стиральных порошков”

Собеседование

 

Вокруг мыла

 

декабрь

Исследовательская работа “Мыло как оно есть”

Собеседование

 

Индикаторы. Самодельные индикаторы

 

декабрь

Исследовательская работа “Домашние индикаторы”

Собеседование

5

Раздел 4

Химия в аптечке

4

 

 

 

 

Пока не пришел врач

 

январь

Исследовательская работа “Название лекарства и для чего оно необходимо”

Собеседование

 

Глицерин

 

январь

Исследовательская работа “Применение глицерина”

Собеседование

 

Йод

 

февраль

Проектная работа “Разработка инструкции по применению йода”

Защита проектной работы

 

Правила безопасного использования химических продуктов в быту

 

февраль

Лекция с элементами беседы

Беседа

6

Раздел 5

Химия и стихия

4

 

 

 

 

Удивительное вещество вода

 

февраль

Презентация “Удивительное вещество вода”

Защита творческой работы (компьютерная презентация)

 

Почвоведение

 

февраль

Исследовательская работа “Химический состав почвы”

Собеседование

 

Атмосфера

 

март

Исследовательская работа “Химический состав атмосферы”

Собеседование

 

Практическое занятие “Вода и ее свойства”

 

март

Практическое занятие “Вода и ее свойства”

Анализ результатов практической работы

7

Раздел 6

Химическая промышленность

4

 

 

 

 

Силикатная промышленность

 

март

Презентация

Защита творческой работы (компьютерная презентация)

 

Производство препаратов бытовой химии

 

март

Видеофильм

Беседа

 

Топливо

 

апрель

Исследовательская работа “Современные виды топлива”

Собеседование

 

Практическое занятие “Веселая химчистка”

 

апрель

Практическое занятие “Веселая химчистка”

Анализ результатов практической работы

8

Раздел 7

Химия и экология

6

 

 

 

 

Воздействие вредных веществ на человека

 

апрель

Исследовательская работа “Воздействие вредных веществ на человека”

Собеседование

 

Вода и человек

 

апрель

Доклад “Значение воды в жизни человека”.

 

Беседа

 

Охрана окружающей среды

 

май

Проектная работа “Охрана окружающей среды”

Защита проектной работы

 

Практическое занятие: “Решение задач экологического содержания”

 

май

Практическое занятие: “Решение задач экологического содержания”

Анализ результатов практической работы

 

Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов; товарные знаки.

 

май

Практическая работа

Изучение “Штрих - кодов, символов индекса Е на продуктах питания”.

 

Анализ результатов практической работы

 

Составляем меню

 

май

Практическая работа

Анализ практической работы

9

Итоговое занятие

1

май

Итоговое тестирование

Результаты итогового тестирования

 

Итого

35

 

 

 

 

Модуль 2. “Практические основы химии”

 

 

Тема занятия

 

Количество

часов

Месяц

Формы занятия

Формы контроля

1

Раздел 1

Арсенал юного химика.

5

 

 

 

 

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

 

сентябрь

Лекция

с элементами беседы.

Видеоролик

 

Собеседование, как правильно оборудовать рабочее место

 

Химические реактивы

 

сентябрь

Исследовательская работа “Химические реактивы”

Анализ результатов исследовательской работы

 

Химическая посуда

 

сентябрь

Практическое занятие

Анализ результатов практической работы

 

Главные неорганические кислоты

 

сентябрь

Проектная работа “Главные неорганические кислоты”.

Анализ результатов проектной работы

 

Важнейшие основания

 

октябрь

Проектная работа “Важнейшие основания”

Анализ результатов проектной работы

2

Раздел 2

Вода и воздух — самое дешевое сырье

5

 

 

 

 

Атомарный кислород

 

октябрь

Практическая работа “Атомарный кислород”

Анализ практической работы

 

Вода — вещество № 1

 

 

октябрь

Практическая работа

 

Анализ результатов практической работы

 

Интересная смесь

 

 

октябрь

Исследовательская работа

Анализ результатов исследовательской работы

 

Сожжем железо

 

 

ноябрь

Практическая работа

Анализ результатов практической работы

 

Не всякий лёд из воды

 

ноябрь

Лекция с элементами беседы

Собеседование

3

Раздел 3

Материалы на любой вкус

5

 

 

 

 

Исследуем пластмассы

 

 

ноябрь

Лекция.  Исследовательская работа

Анализ результатов исследовательской работы

 

Пластмассы вчера, сегодня и завтра

 

 

ноябрь

Проектная работа

Анализ результатов проектной работы

 

Пресс-материал

 

 

 

декабрь

Проектная работа

Анализ проектной работы

 

Лигнин. Шелк Шардонне

 

 

 

декабрь

Исследовательская работа

Собеседование

 

Пиатерм

 

 

декабрь

Проектная работа

Анализ результатов проектной работы

4

Раздел 4

Металлы — основа техники

 

5

 

 

 

 

Металлы I,II групп

 

 

декабрь

Лекция. Исследовательская работа

Собеседование

 

Электрохимия

металлов

 

январь

Исследовательская работа

Собеседование

 

Ряд напряжения металлов

 

январь

Практическая работа

Собеседование

 

Металлы III, IV, V групп

 

4

февраль

Проектная работа

Защита проектной работы

 

Металлы VI и VII групп

 

 

февраль

Проектная работа

Защита проектной работы

5

Раздел 5

Соль = основание + кислота

 

5

 

 

 

 

Электрохимический комбинат на лабораторном столе

 

1

февраль

Исследовательская работа “Электрохимический комбинат на лабораторном столе”

Анализ результатов исследовательской работы

 

Осторожно! Яд!

 

1

февраль

Беседа

Собеседование

 

Ценные силикаты

 

1

март

Исследовательская работа “Ценные силикаты”

Анализ результатов исследовательской работы

 

Получение соды

 

1

март

Практическая работа

Анализ результатов практической работы

 

Растворяем серу

 

1

март

Беседа

Собеседование

6

Раздел 6

Ценные «мелочи»

8

 

 

 

 

Секреты мыловарения

 

1

март

Проектная работа “Секреты мыловарения”

Анализ результатов проектной работы

 

Тайна цвета

2

апрель

Исследовательская работа

 

Анализ результатов исследовательской работы

 

Красота с помощью химии

 

2

апрель

Исследовательская работа

Анализ результатов исследовательской работы

 

Эфирные масла

 

1

май

Беседа

Собеседование

 

Фталевый ангидрид

1

май

Беседа

Собеседование

 

Изучаем секреты долголетия

2

май

Практическая работа

Результаты практической работы

 

Здоровый образ жизни

 

2

май

Практическая работа

Результаты практической работы

7

Итоговое занятие

 

1

май

 

Итоговое тестирование

Результаты тестирования

 

Модуль 3. “Химия на досуге”.

Тема занятия

 

Количество

часов

Месяц

Формы занятия

Формы контроля

1 учебный период (8 ч)

 

  Раздел 1.

    Химия и

профессии

11

 

 

 

1

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

сентябрь

 

 

2

Обзор профессий, требующих знания химии

1

сентябрь

Лекция с элементами беседы

Эссе

3

Агрономы. Агрохимики

1

сентябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

4

Овощеводы. Цветоводы.

1

сентябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

5

Медицинские работники.

1

октябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

6

Фармацевт. Биоформатолог.

1

октябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

7

Инженеры.

1

октябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

8

Повар и кондитер.

1

октябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

2 учебный период (8 ч)

9

Биохимик.

 

1

ноябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

10

Биотехнолог.

1

ноябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

11

Геронтолог.

1

ноябрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

12

Гиполог.

Глазир.

1

декабрь

Исследовательская работа

Результаты исследовательская работа

       

           Раздел 2.

    Занимательное в истории

           химии

10

 

 

 

13

История химии

1

декабрь

Беседа

Собеседование

14

Химия на службе правосудия

1

декабрь

Беседа

Собеседование

15

Химия и прогресс человечества

1

декабрь

Беседа

Собеседование

16

Может ли вода гореть?

1

декабрь

Практическая работа

Результаты практической работы

3 учебный период ( 10 ч)

17

Запах книги

1

январь

Практическая работа

Результаты практической работы

18

Особенности перевозки опасных грузов

1

январь

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

19

Нанотехнологии в химии

 

1

февраль

Практическая работа

Результаты практической работы

20

Случайные открытия в химии

1

февраль

Проектная работа

Результаты проектной работы

21

Химические опыты

1

февраль

Практическая работа

Результаты практической работы

 

Раздел 3.

Галерея великих химиков

11

 

 

 

22

Авогадро Амедео

 

1

февраль

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

23

Адольф фон Байер

 

1

март

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

24

Альфред Нобель

1

март

 

 

4 учебный период

25

Антуан Лоран Лавуазье

 

1

март

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

26

Бутлеров А.М.

1

март

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

27

Вегенер Альфред Лотар

 

1

апрель

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

28

Кекуле Фридрих Август

 

1

апрель

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

29

Ломоносов М.В.

 

1

апрель

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

30

Марковников В. В.

1

апрель

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

31

Менделеев Д. И.

 

1

май

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

32

Сванте Аррениус Август

 

1

май

Исследовательская работа

Результаты исследовательской работы

 

Химия и повседневная жизнь человека

2

май

Беседа

Собеседование

33

Химик изучает рекламу

1

май

Практическая работа

Результаты практической работы

 

34

Повторяем химию на примерах из повседневной жизни

1

май

Практическая работа

Результаты практической работы

35

Итоговое занятие

1

май

Итоговое тестирование

Результаты итогового тестирования

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.